Консультация для педагогов ДОУ: "Воспитание сказкой"
консультация

Королева Виктория Анатольевна

Тема воспитания сказкой очень актуальна в наше время для воспитателей, родителей и педагогов ДОУ, это связано с тем, что на сегодняшний момент стали забываться наиболее эффективные способы и средства воспитания детей.

В воспитании детей дошкольного возраста особое место можно и нужно уделить такому методу как сказкотерапия.

Сказкотерапия - интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний; которая используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_skazkoy.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»

Консультация для педагогов ДОУ

 на тему:

«Воспитание сказкой»

Подготовила:

Учитель-логопед

Королева Виктория

Анатольевна

Г. Воронеж, 2023

Содержание

Введение ………………………………..………………………………………... 3

Глава 1. Роль сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста

  1. Воспитание сказкой в разные периоды дошкольного возраста …5
  2. Воспитание сказкой в творческой деятельности …………………7

Глава 2. Рекомендации педагогом ДОУ по работе со сказкой

2.1. Виды сказок и их особенности ……………………………………….9

2.2. Рекомендации по проведению занятия с применением сказкотерапии …………………………………………………………….13

2.3. Методы и приемы сказкотерапии для детей дошкольного возраста……………………………………………………………………15

Заключение ……………………………………………………………………... 24

Список используемых источников и литературы …………………………….25

Введение

Одним из приоритетов в воспитании подрастающего поколения выступает духовно-нравственное воспитание, развитие речевых и психических функций.

Тема воспитания сказкой очень актуальна в наше время для воспитателей, родителей и педагогов ДОУ, это связано с тем, что на сегодняшний момент стали забываться наиболее эффективные способы и средства воспитания детей.

Нравственное воспитание должно занимать важное место в формировании здоровой, целостной, гармоничной личности, основы которой начинают формироваться уже с самого малого возраста.

В воспитании детей дошкольного возраста особое место можно и нужно уделить такому методу как сказкотерапия.

Сказкотерапия - интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний; которая используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова.

Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Развитие личности ребенка, особенно развитие нравственных качеств, может быть более эффективным, если не просто представляет себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней.

Цель консультативной работы: ознакомление педагогов ДОУ с видами сказок, методами и приемами сказкотерапии, для воспитания детей дошкольного возраста

Задачи:

  • представить метод сказкотерапии в воспитании как педагогическую технологию;
  • сформировать представления у педагогов о классификации сказок по Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой;
  • рассмотреть различные приемы и методы работы с художественной сказкой в воспитании.

Глава 1. Роль сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста

  1. Воспитание сказкой в разные периоды дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать.

Сказкотерапия – это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни:

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Любая сказка имеет социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.

Но не нужно забывать, что еще сказка выполняет важные функции для формирования речи:

  • расширяет словарный запас ребенка;
  • передает готовые художественные обороты и метафоры;
  • показывает пример составления различных предложений;
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами родного языка.

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера:

  1. В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка (Б. Гримм «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Сивка бурка», «Малыш и карлсон», «Гуси-лебеди», Л.Н. Толстой «Три медведя», В. Г. Сутеев «Под грибом» и др.).
  2. В средней группе продолжаем знакомить детей со сказками (К. Чуковский «Федорино горе», «Айболит»; Б. Гримм «Бременские музыканты»; «Три поросенка», Ш. Перро «Красная шапочка» и др.). В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. В этот период необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
  3. Дети подготовительных к школе групп способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возрасте начинаем прививать интерес к чтению больших произведений: С. Маршак «Двенадцать месяцев», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Илья муромец и соловей разбойник, П. Ершов «Конек-горбунок», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» и др.).

  1. Воспитание сказкой в творческой деятельности

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность.

Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии.

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.

Для большинства детей метафора - это такая знакомая реальность, ведь наше детство соткано из сказок, мультфильмов, сказочных киногероев, именно они оказывают наибольшее воздействие на душу ребенка.

Целью сказкотерапии, творческой деятельности, является активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Существует ряд задач для успешного достижения цели:

  1. Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
  2. Стимулировать творческое самовыражение.
  3. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Глава 2. Рекомендации педагогом ДОУ по работе со сказкой

2.1. Виды сказок и их особенности по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Она выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

1.Художественные сказки.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

2.Народные сказки.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

  • Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
  • Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"
  • Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.
  • Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила:
  • рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию;
  • конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
  • Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Помощь психолога Логинова Ольга Москва Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

3.Авторские художественные сказки.

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л. Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

4.Дидактические сказки.

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5.Психокоррекционные сказки.

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям. Схема терапевтической сказки:

  1. подбор героя (похожего на ребенка);
  2. описание жизни героя;
  3. помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
  4. герой ищет и находит выход.

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
  3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
  1. Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
  2. И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
  3. Из-за этого…Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
  4. Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.
  5. Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
  6. Мораль сказки. Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
  1. Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека.

Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и навыков речевой и двигательной выразительности.

  1. Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставится идея экспромта.
  2. Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает социально – личностный аспект формирования личности ребенка.

2.2. Рекомендации по проведению занятия с применением сказкотерапии.

Занятие, с применением сказкотерапии, проводят соблюдая этапы:

1 этап. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

2 этап. Проведение занятий.

  • Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления.
  • В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях и чувствах.
  • Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу, коллективное единство и сплоченность.
  • Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу во время занятия.
  • Возможно повторение использование одних и тех же сказок через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.
  • Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения необходимо варьировать.
  • Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.
  • Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура занятия:

1) Ритуал «входа» в сказку.

2) Повторение (вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились).

3) Расширение (расширить представление ребёнка о чем – либо).

4) Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка).

5) Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).

6) Резюмирование (обобщить приобретённый опыт).

7) Ритуал «выхода» из сказки (закрепить новые знание, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде).

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

На основе методических рекомендаций можно содержательно и логично выстроить работу с родителями детей. Тексты сказок и последующая беседа с детьми по их содержанию могут быть успешно использованы. Вопросы по содержанию сказок составляются таким образом, чтобы укрепить связи на эмоциональном и вербальном уровне родителей с детьми, дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в непринужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок.

Воспитатель должен научить детей видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства.

2.3. Методы и приемы сказкотерапии для детей дошкольного возраста

По мнению Чех Е. В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:

чтение сказки – дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.

рассказывание – более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

инсценировка педагогом.

беседа, обсуждение. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных.

рисование сказки - это еще одна возможность присвоить сказочную информацию в виде наглядного материала. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило (качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок).

сочинение окончания сказки – это и способ выражения проблем ребенка и пути преодоления;

постановка или проигрывание сказки – здесь ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

применение дидактических игр на материале знакомых сказок.

Кроме традиционных методов можно использовать просмотр экранизации сказки с последующим обсуждением, ролевую игру (постановку детского спектакля), рисование по мотивам сказок, игры в группах с использованием фольклорного материала.

Большим событием в жизни маленького человека может стать первое знакомство с театром. Посещение ТЮЗа и кукольных спектаклей может стать той формой сказкотерапии, которая окажется для конкретного ребёнка наиболее эффективной.

Выделяют и ряд других методов, которые можно использовать на занятиях сказкотерапии:

Метод «Изготовление кукол». В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

По мнению Гребенщиковой, с помощью использования кукол, можно решить следующие задачи:

1. Проведение психодиагностики.

2. Достижение эмоциональной устойчивости.

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие грубой и мелкой моторики.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

- образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки;

- ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

- предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать вывод об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Метод «Песочная терапия»

Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Как пишет Сакович Н.А., «в подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства». Технологии песочной терапии позволяют одновременно решать задачи диагностики, развития.

В программе по сказкотерапии, развитие личности и речи дошкольников, осуществляется по следующим направлениям.

  1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
  2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной точки зрения в речи – доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
  3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо – ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
  4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – к пониманию эмоций других и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
  5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – драматизации.
  6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Работа по игровой сказкотерапии, представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника:

  1. словесные методы (режиссёрская игра, комментирование, изодеятельность, импровизация, фантазирование);
  2. пантомимические этюды;
  3. ритмические упражнения;
  4. музыкальные зарисовки.

В системе работы со сказкой, выделены три этапа работы с дошкольниками.

1. Познавательно – аффективная ориентировка.

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

2.Словесное комментирование – эмоционально – аффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развёрнутых словесных описаний.

3.Выражение замещающей потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх - фантазиях по сказке.

Игровые методы и приёмы, в работе с применением сказкотерапии, используются в определённой последовательности.

Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует три основные задачи.

- Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

- Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

- Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи смысловых оттенков слов.

Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.

  1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
  2. Отображать эмоциональные образы в темпоритмике.

Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.

  1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
  2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными её героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Дети с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под её впечатлением ассоциативных представлениях.

Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.

Приемы работы со сказками:

Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

- Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

- Творческие задания, могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).

Пример выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка»:

  1. Рассказать знакомую сказку по кругу.
  2. Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
  3. Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
  4. Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
  5. Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
  6. Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).

Могут быть и другие творческие задания:

  • Сказки, но по-новому - дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами
  • Сказки о бытовых предметах - началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
  • Реальное начало - сказочное продолжение
  • Узнай сказку по песенке героев:
  1. Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)
  2. Козлятушки, ребятушки!
  3. Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)
  • Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
  • От точек - к сказке. Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
  • Нарисуй сказку - дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам.

При использовании различных методов и приемов важно помнить:

  • Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
  • Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
  • Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
  • Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
  • Центральный момент сказкотерапии — добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
  • Не все дети сразу включаются в игру. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят.
  • Большое внимание на занятиях по сказкотерапии уделяется двигательной активности.
  • В играх поощряются самостоятельные высказывания детей, именно поэтому по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.
  • Во время проведения сказкотерапии, у детей в процессе занятий образуется набор способов разрешения трудных ситуаций, понимания механизмов их воплощения в жизнь.
  • Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Применяя виды, и методы сказкотерапии на занятиях – сказки могут рассказывать и дети.
  • Задача воспитателя – не разрушать семейные устои, а обогащать их содержание духовными потребностями, в том числе потребностью разговаривать с детьми на этические темы, отвечать на вопросы детей о том, что «такое хорошо, и что такое плохо».

Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют ребёнку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют его испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в дошкольном детстве. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы ребенок  понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны о одобряемы обществом.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания;
  3. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его развитие, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах;
  4. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, так же ребенок освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль;
  5. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность;
  6. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение.

Список используемых источников и литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987. – 189 с.
  2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. – 80 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. "Игры в сказкотерапии" - СПб., Речь, 2006.- 208 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. " — СПб. : "Златоуст", 1998. — 352 с.
  5. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.
  6. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К. Котырло: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, НИИ психологии. М.: Педагогика, 1987. - 141 с.
  7. Чех Е.В. Я сегодня злюсь, расскажи мне сказку. - СПб.: Речь, 2009. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Роль жанра сказки в развитии детского танцевального и игрового творчества»

Консультация об исользовании сказочных образов при постановке тацевальн-ритмических композиций с вопитанниками старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов. Сказкотерапия. Терапевтическая сказка шаг за шагом.

Консультация для воспитателей ДОУ о значении сказкотерапии для гармоничного развития дошкольника. Варианты работы со сказкой. Сочинение терапевтической сказки индивидуально для каждого случая работы с...

Консультация для педагогов "Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания дошкольника"

Высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» как нельзя лучше характеризует семью, ее важнейшую функцию – воспитание и развитие детей. Семья является ячейкой обще...

Консультация для педагогов "Чувашская народная сказка, как средство воспитания нравственных чувств"

Консультация для педагогов "Чувашская народная сказка, как средство воспитания нравственных чувств"...

Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...