Консультация для воспитателей «Формы и методы организации воспитательной работы с дошкольниками»
консультация

Смирнова Лариса Анатольевна

Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность.

В своей работе с детьми я  использую групповые, индивидуальные, фронтальные, формы организованного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_organizatsii_vosp.rab_.s_doshk.docx264.93 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 50

Консультация для воспитателей

  «Формы и методы организации воспитательной работы с дошкольниками»

       E:\17.03.20 РАЗНОЕ с рабочего стола\РАЗНОЕ-17\Фото\DSC08568.JPG

                                                                                                         Подготовил:

                                                                                                        воспитатель

Смирнова Л.А.

г.о. Химки, 28.09.2021г.

   Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Наш детский сад работает по программе  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой. Работа с детьми планируется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями».

    В своей работе с детьми я  использую групповые, индивидуальные, фронтальные, формы организованного обучения. 

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Педагогу нужно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Индивидуальная форма организации обучения – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; ограничение сотрудничества с другими детьми. Работа с литературой; упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.

В процессе осуществления НОД необходимо использовать:

- проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);

- методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. (в зависимости от возраста детей);

- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;

- систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации; обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);

- грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;

- осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Метод - это способ достижения цели, т. е. совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели (способ прикоснуться к ребёнку).

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Выделяют три группы методов: наглядные, практические и словесные.

Наглядный метод обучения.

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, восприятие предметов ребенком и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков явления, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.                                               Метод демонстрации включает различные приемы:

- Показ предметов - дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

- Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, поделка, аппликация;

-На занятиях по развитию движений используется показ способа действий, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

- Иллюстрации, демонстрация картин помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей - их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Практические методы обучения.

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

- упражнения;

- игровой метод;

- элементарные опыты;

- моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение - это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.

Основные виды упражнений:

- подражательного характера;

- конструктивного характера;

- творческого характера;

- игровые.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

Моделирование - процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Словесные методы обучения.

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие - оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний.

Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям.

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. Беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности:

- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

- Сравнение

- Метод моделирования и конструирования

- Метод вопросов

- Метод повторения

- Решение логических задач

- Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности:

- Игровые и воображаемые ситуации

- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

- Игры-драматизации

- Сюрпризные моменты

- Элементы творчества и новизны

- Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества:

- Эмоциональная насыщенность окружения

- Мотивирование детской деятельности

- Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)

- Игровые приемы

- Проблемные ситуации и задачи

- Юмор и шутка

- Экспериментирование

- Неясные знания (догадки)

- Предположения (гипотезы).

В дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

Важно, чтобы дети совместно решали интересные и важные для них учебно-игровые задачи. Педагог должен выступать организатором совместной образовательной деятельности, сопровождать и помогать воспитанникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой опыт работы. Консультация для воспитателей "Формы и методы оздоровления дошкольников на современном этапе"

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии...

Консультация для воспитателей Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возра...

Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с семьёй внутри детского сада"

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Важно заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и дет...

Консультация для воспитателя "Формы и методы работы с дошкольниками в соответствии ФГОС"

Описание форм , методов и приемов работы воспитателей с детьми по ФГОС...

Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков».

В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требовани...

Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по театрализованной деятельности дошкольников»

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее ...