Мой опыт работы. Консультация для воспитателей "Формы и методы оздоровления дошкольников на современном этапе"
консультация по теме
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Поэтому необходимо совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста за счет использования новых здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.
Поэтому здоровье детей в современных условиях является главной характерис-
тикой здоровья нации. Сохранить его в нашем современном цивилизованном мире непросто. Особую остроту приобретает проблема сохранения здоровья детского населения Крайнего Севера и районов приравненных к нему, где многофакторность климатических, социально-экономических и экологических воздействий носит чрезвычайный характер. Так, экстремальность климатогеографических условий вызывает у человека определённое напряжение деятельности организма, укладывающееся в понятие «синдром полярного напряжения», который проявляется в своеобразных изменениях и особенностях функционального состояния ведущих систем организма, в частности, кардиореспираторной. Это объясняет высокую инфекционную заболеваемость и распространённость болезней органов дыхания среди детей, проживающих в условиях Севера. Кроме того, имеют место функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (23%), нарушения зрения (21%) и нарушения речи (27%) у данного контингента детей. Поэтому, в этих условиях, где «цена адаптации» достаточно высока, необходимо совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста за счет использования новых здоровье сберегающих технологий.
Формами такой работы могут стать кинезиологическая и дыхательная гимнастика, точечный массаж, а также использование антистрессовых игрушек.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определённые физические упражнения. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
В основе кинезиологических упражнений лежит материал из книги А.Л.Сиротюка «Коррекция обучения и развития школьников», адаптированный с учётом особенностей и возможностей дошкольников. К каждому упражнению написаны небольшие стихи, что позволяет вызвать у детей дополнительный интерес к занятиям кинезиологической гимнастикой.
Рассмотрим некоторые из этих упражнений:
Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правого полушария головного мозга)
- «Позевай»
Крепко зубки мы потрём,
А потом сладко зевнём.
Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов одновременно справа и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты
(10 раз)
- «Руки»
Чтобы ручкам силу дать,
Нужно крепче их сжимать.
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной установки кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.
(10 раз.)
- «Ладонь»
На ладонь сильней нажми,
Силу ты в неё вотри.
Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.
(10 раз.)
Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левого полушария головного мозга)
Данные упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности, активизируют работу головного мозга.
- «Язычок»
Язычок вы покажите,
На него вы посмотрите.
Выдвигать язычок вперёд-назад.
(10 раз.)
- «Ротик»
Чтобы чётче говорить,
Рот подвижным должен быть.
Открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения сначала слева направо, затем наоборот.
(10 раз.)
Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.
- «Глазки»
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2 – 3 секунды.
(6 раз.)
- «Глазки»
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.
(10 раз.)
Упражнения на дыхание.
1.Глубоко мы все подышим,
Сердце мы своё услышим.
Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
(2 мин.)
2.Глубоко мы все вздохнём
И дыхание прервём.
Вниз закрутим ушки,
Ушки-непослушки.
Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.
Выдохнуть с открытым сильным звуком «а-а-а» («у-у-у»).
(10 раз)
На основе приведённых выше упражнений можно составлять комплексы кинезиологической гимнастики. При этом необходимо сохранять последовательность действия упражнений на полушария мозга. Полностью комплексы рекомендуется выполнять с группой детей ежедневно под специально подобранное музыкальное сопровождение.
Дыхательная гимнастика и точечный массаж.
Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми решает следующие задачи:
- Повышение общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма заболеваниям дыхательной системы.
- Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких.
Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колёса поезда» и пр.).
Тренировке дыхания способствуют доступные дошкольникам естественные движения: дозированные ходьба и бег.
Для правильного выполнения детьми дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук:
- положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции лёгких;
- положение и движение рук на уровне головы и выше действуют активизации дыхательной функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы.
Очень важны комплексы, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры. Это достигается использованием упражнений для мышц плечевого пояса: поднимание рук вверх, вперёд, отведение их назад, вращение руками с разной амплитудой как в плавном темпе, так и рывками из разных исходных положений. Упражнения для мышц туловища развивают и укрепляют дыхательную мускулатуру: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами из разных исходных положений, разнообразные положения туловища (наклоны в сторону, вперёд, прогибание назад, вращения и т.д.). Значительное повышение внутрибрюшного давления, которое наблюдается при напряжении мышц живота, вызывает ответную реакцию со стороны диафрагмы, а это – один из путей повышения её тонуса. Укрепление мышц верхних конечностей, туловища, живота, ног усиливается путём использования специального оборудования и различных предметов (гимнастическая стенка, гимнастические палки и т.д.).
Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения основных точек и разветвлений нервов. Такой элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Делая массаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом.
В массаже задействованы 7 биологически активных точек, с которыми детям удобно работать:
1)начало надбровных дуг;
2)переносица;
3)крылья носа;
4)углы нижней челюсти;
5)мочки ушей;
6)ладони;
7)спина (качание).
Оптимальное количество круговых движений – 16. Для того, чтобы точечный массаж не выполнялся детьми механически, все движения сопровождаются следующими стихами:
1-я точка: «В гости к бровкам мы пошли, пальчиками их нашли».
2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок».
3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим».
4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись».
5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть».
6-я точка: «Ручки надо растереть, чтобы больше не болеть».
7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть».
Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим мы быть весёлыми, красивыми, здоровыми». Эти слова – своеобразная установка для них на весь день.
Одним из новых методов оздоровления детей можно считать включение в коррекционно-образовательную деятельность воспитанников антистрессовых игрушек. При выборе таких игрушек следует обращать внимание в первую очередь на соответствие продукции требованиям и нормам СанПиН 2.4.1.2660-10, а также на степень привлекательности для дошкольников. Эти игрушки очень приятны на ощупь. Они сделаны из гладкого эластичного прочного трикотажа ярких радужных цветов в форме животных и подушек. Ощущения, которые при контакте с ними испытывает взрослый или ребёнок, - своего рода осязательный массаж, не просто приятный, но и полезный, антидепрессивный. Манипуляции с этими игрушками помогают отвлечься, расслабиться, получить массу положительных эмоций и тем самым избежать стресса, депрессии или просто отдохнуть и поднять настроение. Секрет притягательности этих вещиц у них внутри. Формы из мягкой эластичной ткани заполнены не простым, а волшебным веществом, тем самым, которое так приятно нащупывать руками. Это мельчайшие гранулы полистирола – крохотные шарики диаметром меньше миллиметра. Именно они делают игрушку такой приятной, лёгкой, тёплой и пластичной. Поэтому их ещё называют «штучки, к которым тянутся ручки».
В ходе игровых сеансов с детьми можно проводить различные манипуляции с игрушками: сминать и разминать, надавливать, подбрасывать вверх и ловить, перебирать пальчиками, играть как на пианино, передавать друг другу, рассматривать изображения различных животных.
Такие игры дают прекрасную возможность общаться с детьми, радоваться и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Они формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Подвижные игры с антистрессовыми игрушками способствуют физическому развитию, развивают воображение и творческие навыки, эмоциональную сферу. Они облегчают процесс вхождения в группу и замкнутым, и гиперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность. В процессе подвижных игр дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, физические и интеллектуальные способности.
Важной особенностью этих игр является и то, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но и слушать и наблюдать.
Музыкальное сопровождение игр способствует эстетическому развитию, а образность сюжетов развивает фантазию и творческие способности.
Игры с антистрессовыми игрушками можно проводить и в группе, и с одним ребенком. В процессе групповых занятий все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания.
На взрослых, воспитывающих ребёнка с интеллектуальными и функциональными нарушениями, лежит особая ответственность. Возникающие у ребенка отклонения психоэмоционального, физического и социального развития могут стать причиной возникновения тяжёлых последующих проблем в развитии. Важно понимать особенности развития ребёнка и значение своевременного психолого-педагогического сопровождения.
У каждого в детстве была игрушка, которую он очень любил, не мог без нее существовать ни днем и ни ночью, которая помогала ему жить и справляться с теми трудностями, которые взрослым кажутся несущественными и смешными, а для ребенка являются способом выживания в большом мире. Особенно это касается детей с особенностями развития. Поэтому введение в игровую и обучающую среду антистрессовых подушек и игрушек является важным шагом на пути реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и облегчает их дальнейшую интеграцию в детский коллектив группы.
Рекомендации по применению антистрессовых игрушек в коррекционно-развивающем процессе:
- Прежде чем вводить антистрессовые игрушки в работу с детьми, необходимо изучить методику данного вида работ.
- Нужно постепенно осваивать с детьми одно упражнение за другим.
- Следует эмоционально ярко подавать материал в ходе игрового сеанса, досуга.
- При проявлении внезапных приступов агрессии и неконтролируемого поведения необходимо переключить внимание ребёнка с объекта агрессии на антистрессовую игрушку (дать в руки, разрешить проводить с ней различные манипуляции: сжимать, кидать, щипать, ударять и т.д.).
- Такие игрушки рекомендуется давать дошкольникам в руки во время сна и фоном включать музыкальное сопровождение.
- При недостаточном развитии моторики рук у ребёнка, специалисту, работающему с ним, необходимо использовать тактильный контакт, чёткую словесную инструкцию и методику «рука в руке».
- Игрушки должны храниться в контейнерах в доступных для детей местах.
Используемая литература
1.Какорина Т.А., Соловьёва Т.Н. «Использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы» ЗАО «МЦФЭР» журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №9 2011г., стр 34-39.
2.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок. Волгоград: Учитель, 2009г., 207с
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи» (из опыта работы).
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки.
Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием является создание моделей «воспитатель - родитель», «воспитатель - психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.
На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы ДОУ и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские
гостиные; почта Доверия, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...
Статья "Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях"
статья...
Семинар-практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педа...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах, ухудшение экологической обстановки, некач...
Консультация для воспитателей «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
Данный материал предназначен в помощь воспитателям...
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граж...
Консультация «Дыхательная гимнастика как метод оздоровления дошкольников»
Консультация для родителей: «Дыхательная гимнастика как метод оздоровления дошкольников»....