Семинар-практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
учебно-методический материал по теме
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум
«Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания на современном этапе».
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
План проведения
I часть. Информационная.
1.1. Вступительное слово о значении поставленной проблемы.
1.2. Определение цели, задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Содержание работы по возрастным группам.
II часть. Практическая.
2.1. Задание № 1. Педагогам предлагается по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что….».
2.3. Задание № 2. Предлагается педагогам разбиться на группы и нарисовать символ (эмблему понятия «патриотизм»). Затем каждая команда поясняет, почему она изобразила данное понятие именно так.
III. Завершение.
Уважаемые коллеги!
Актуальность.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В «Конвенции о правах ребенка» (1991г.) сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от собственной.
Россия – наша большая Родина, необходимо научить детей ощущать духовную жизнь народа той местности, в которой они проживают, творчески утвердить себя в ней, знать свой язык, историю и традиции родного края, научиться толерантности проживания с другими народами, не терять нравственного авторитета, достойно завоеванного культурой и искусством русского народа. Не забывать историю культурного прошлого, ее ценности – памятники, события, искусство, литературу, обряды, народные праздники.
Проблема.
В наше время многое утеряно, забыто; изменились до неузнаваемости жизненные условия народа, недостаточно знаний о своих корнях, о жизни предков. Необходимо возрождать то, что будет способствовать духовному и нравственному совершенствованию дошкольников.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой. В молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов. Сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений?
Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.
Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь).
Определим цель нравственно-патриотического воспитания.
Итак, заказ государства – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.
Основные задачи решаемые программой «Детство»:
- Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки (стр. 8)
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Основные задачи решаемые программой «Детство»:
- Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. (стр. 8)
Задачи образовательной деятельности
1 мл. группа
Соц.коммуникативное развитие (стр. 55)
- Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.
- Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи.
Задачи образовательной деятельности
2 мл. группа (стр.96)
Соц.коммуникативное развитие
- Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
Познавательное развитие (стр.116)
- Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
- Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Задачи образовательной деятельности
Средняя группа
Соц.коммуникативное развитие (стр.100)
- Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
- Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками
- Развивать привязанность к семье, к воспитателю.
Познавательное развитие (стр.118)
- Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
- Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении
- Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
- Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.
Задачи образовательной деятельности
Старшая группа
Соц.коммуникативное развитие (стр.104)
- Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
Познавательное развитие (стр.121)
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам)
- Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
- Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.
- Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.
ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ (стр.324)
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого инастоящего.
- Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
- Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
- Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Итоги освоения содержания программы
Достижения ребенка (Что нас радует)
• У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
• Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
• Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
• Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
• Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей
• Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
• Ребенок без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.
• Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
Подготовительная группа
Задачи образовательной деятельности
Соц.коммуникативное развитие (стр.109)
- Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета
- Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми.
Познавательное развитие (стр.125)
- Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
- Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
- Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.
- Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
- Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
- Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ (стр.325)
1. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).
6. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Организация опыта освоения программы
Создавать условия для рассматривания иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры (защитно-оборонительная, торговая, промышленная функция, функция отдыха и развлечений), исторические и современные здания города, культурные сооружения.
Рассказывать детям о событиях, повествующих о жизни города, его истории и современной жизни, архитектурных сооружениях и событиях, осуществлением функций этих сооружений.
Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений, прорисовывать и размещать макеты архитектурных сооружений на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту» (что могло бы здесь находиться и происходить).
Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию). Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.
Развивать проявления инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
Создавать условия для участия детей в играх-экспериментированиях и исследовательской деятельности, позволяющей детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Подводить к пониманию значения в городской среде разнообразных элементов: венков славы, изображений ветвей деревьев, флюгеров.
Рассказывать детям истории, легенды, мифы, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей. Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинениях загадок, изобразительной деятельности.
Стимулировать детей к собиранию коллекций и созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).
Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях «Свеча в окне», «Бессмертный полк» и пр.).
Итоги освоения содержания программы
Достижения ребенка (Что нас радует)
• Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
• Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.
• Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.
• С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
• Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
• Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. п.).
Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей
• Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
• Ребенок без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности.
• Не стремится к проявлению инициативы в социально значимых делах, связанных с жизнью родного города.
• Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
Методы работы:
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе.
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда
Работа с семьей
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.
стенгазета для детей, родителей и воспитателей
конкурсах,
выставках рисунков,
фотовыставках,
фотостенды «Есть такая профессия – Родину защищать!»
проекты о родном городе «Город моего детства», семейных праздниках, традициях, коллекциях.
акция «Пусть наш город будет чистым!»
рекомендации для родителей
Литература
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
система патриотического воспитания дошкольников на современном этапе
В данном материале представлена система работы педагогического коллектива по формированию патриотических чувст дошкольников....
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...
РМО. Декабрь, 2022 г. Семинар – практикум «Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности»
Совершенствование знаний учителей-логопедов о современных технологиями, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) основам грамоты....
Семинар –практикум на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
семинар -практикум "Работа с родителями по экологическому воспитанию детей"...
Презентация "Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе; нормативно - правовая база патриотического воспитания"
Нормативно-правовая база патриотического воспитания...
Сообщение из опыта работы "Особенности нравственно- патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"
В сообщении представлены основные аспекты работы по нравственно- патриотическому воспитанию в детском саду....