Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
консультация (средняя группа) на тему

Сайфиева Елена Игоревна

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

С.Михалков

        За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В связи с эти значительно возросла роль образовательных учреждений, в которых начинается духовно-нравственное становление детей

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к родному краю

Патриотическое чувство, чувство Родины. Оно начинается с отношений к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре.

Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Ι МОЯ СЕМЬЯ

Цель: дать понять ребёнку, что такое семья; формировать доброжелательное отношение к членам семьи; воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье.

Семья развивает личность ребёнка, в ней важна атмосфера домашнего очага, которая определяется семейными традициями, родной культурой.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Родители являются равноправными участниками формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношений государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество.

Родина начинается с родного дома, улицы.

Изучать с детьми места, где живёшь, бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся – задача, которая вполне по плечу любой семье.

Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств «вот здесь жил когда-то…», «это музей знаменитого писателя…», «здесь строится…».

Интересно и полезно бывать в музеях, на выставках. Такое посещение должно быть событием-праздником.

Дошкольнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого, только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре. Начинать работу по патриотическому воспитанию, нужно с создания для детей тёплой уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству, к его истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

ΙΙ МОЙ ДЕТСКИЙ САД

Цель: познакомить детей с детским садом, с профессиями людей которые в нём работают, воспитывать доброе отношение к детскому саду

ΙΙΙ МОЯ УЛИЦА, МОЙ ДОМ

Цель: познакомить детей с названиями улиц, на которых они живут, продолжать работу по заучиванию домашних адресов.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется.

Вторая ступень – это уже родной город.

ΙV МОЙ ГОРОД

Цель: продолжать знакомство с городом Санкт-Петербург, рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей нашего города, знакомство с писателями и поэтами, жившими в нашем городе, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, И.А. Крылов, К.И. Чуковский.

Пути и средства патриотического воспитания.

  • Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях
  • Взгляды на патриотизм в летописях
  • Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли)
  • Роль русских сказок в процессе формирования любви к родине, к своему народу, природе родного края, сказки о солдатской дружбе.
  • Героические и патриотические песни русского народа
  • Русские пословицы и поговорки

«… Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи»

 Д.С. Лихачёв.

Поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью в душе ребёнка.

Исходя из этого:

  • Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа
  • Необходимо широко использовать все виды русского фольклора, адресованные детям потешки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей
  • Большое место в приобщении детей к культуре должны занимать народные традиции и праздники. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
  • Очень важно ознакомить детей  с народной декоративной росписью.

В процессе патриотического воспитания формируется уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу.

V МОЯ СТРАНА

Цель: познакомить с названием нашей страны, с её флагом, гербом, гимном, познакомить с названием столицы, познакомить с русским народным костюмом, воспитывать любовь к нашей стране.        

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был бы родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают, результаты их труда необходимы не только тем, кто живёт в данной местности

- везде люди соблюдают народные традиции, чествуют знаменитых людей, отмечают общенародные знаменательные даты

- проявляют заботу о детях

- везде люди должны беречь и охранять природу.

Детям необходимо давать некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны, рассказывает о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Патриотическое  воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство.

Во время прогулок в лес, в поле, к реке, взрослый учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Поэтому необходимо сочетать наблюдения с чтением художественных произведений, слушаний музыки, рассматриваем картины и иллюстрации к книгам.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая.

Будущие граждане  нашей страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми.

Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии нашей страны.

Труд ребёнка дошкольника не велик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности, нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Труд с общественной мотивацией следует организовывать систематически, а не от случая к случаю.

Действенным средством является похвала, поощрение.

Игры, также как и занятия способствуют решению задач патриотического воспитания. В играх дети применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя – поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Примеры некоторых дидактических игр:

- «Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

- «Русские матрёшки».

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

- «Гости города».

 Цель: воспитывать интерес к жизни родного города и страны.

- «Что откуда?».

Цель: воспитывать любовь к своему городу, закреплять знание достопримечательностей, памятников, умение ориентироваться в городе.

- «Мой город – Петербург»

Цель: познакомить детей с достопримечательностями нашего города.

Необходимо постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста на тему: "Мы помним!"

Предлагаю вашему вниманию проект по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященному Длю Победы.  Каждый год мы празднуем День Победы и нам необходим материал для ознакомления детей с этой да...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

  Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно - образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, сем...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. «Мир, в котором Я живу».

В данном документы отражены - Актуальность темы, проблема, цели, задачи, направления работы, формы работы....

Опыт работы "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста"

В материале представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей средней группы. Включены словесные игры, перечислены мероприятия по данному направлению, проводимые с детьми....

Консультация для родителей дошкольников "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста".

Консультация для родителей дошкольников "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста"....