Семинар –практикум на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
консультация

Султанова Валентина Васильевна

семинар -практикум "Работа с родителями по экологическому воспитанию детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар –практикум на тему

«Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ»

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь ккрасивому».   (К. Станиславский)

        Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можно решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.

       В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему проблема экологического воспитания стала в наше время актуальной и вышла на первый план?Причины в

• Деятельности  человека в природе.

• Низкой  экологической  культуре.

• Нарушении экологического равновесия.

• Безграмотной, расточительной точке зрения на окружающий мир…

        Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.Цель работы с родителями по экологическому воспитанию повысить уровень культуры и информированности родителей по экологическому воспитанию .Задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

• Практические навыки

• Знания

• Поступки и поведение

• Эстетические переживания

         В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы 

• Родительское собрание

• Консультации

• конференции

Так и нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей

  • Анкетирование .проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности
  • Календарь интересных дат- совместные досуги, праздники
  • Домашнее задание-участие в выставках, конкурсах
  • Привлечение родителей  к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и вуголке природы
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов

           •    Субботники

           •     КВН

Еще одна форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например. Проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Объясните. .

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

- Азбука поведения в природе.

-Прогулки в природу.

-Поможем крылатым докторам (о птицах).

- Наши друзья — насекомые.

-Пожар — это беда леса!

-Давайте беречь воду!

Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

 педагог — родитель;

педагог — ребенок — родитель.

        Прежде   чем   выстраивать   работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы

        При выборе  той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей ,их интересы, деятельность, творческие способности  и возможности.

Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания»  можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 1)

         Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

-основы  экологического  воспитания   направлены   на   формирование ответственного  отношения   к  окружающей среде;

-одно дошкольное учреждение без помощи   семьи  ничего   не  сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера   ребенка   закладывается   в семье.

           Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их..

Практическая часть. Педагогические ситуации.

 *Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа  почему? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.) 

* Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название»

 - Правильно ли поступила мама ?

- Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

- Чему способствовала мама  постановкой такой задачи?

- Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду,    заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то,  как она стала расти, меняться по форме и окраске.

- Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

    Словесные ситуации 

* На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Как бы Вы поступили?

Что надо делать, когда встречаете птиц?

Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

Надо ли помогать птицам? Как?

Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

       

Работа с родителями  по экологическому воспитанию  дает возможность :

  *Расширять кругозор детей, показывая взаимосвязи в природе

*Вовлекать  детей  в посильную совместную деятельность, давая посильные поручения

*Воспитывать желание помогать делом, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию

* У природы дети учатся красоте, чувству меры, добру, справедливости.

Таким образом ,для  формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). И в  этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Приложение 1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и и...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников и презентация на тему:"Загрязнение окружающей среды".

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников     Работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников яв­ляется одной из составных частей работы ...

Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

В консультации перечень работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Данная консультация рекомендована воспитателям...

Семинар-практикум для воспитателей " Музыка как средство в экологическом воспитании дошкольников"

Интересный семинар, который можно провести музыкальному руководителю....