Мастер-класс для педагогов"Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста".
план-конспект занятия

Бычкова Евгения Владимировна

для музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста".

Подготовила:

 Музыкальный руководитель

Бычкова Е.В.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения приемами развития ритмического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

1 часть – презентация педагогического опыта мастера.

Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

Я: Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире... Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений - биение сердца, дыхание, стук капель дождя по подоконнику... Разные ритмы встречаются в быту, в работе. Я предлагаю вам определить по небольшим фрагментам, что звучит? (звучание бытовых ритмов, ответы зала)

Трудно представить себе область, где бы человек не сталкивался с ритмом.

Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто относит себя к людям с хорошо развитым чувством ритма? Давайте проверим, так ли это?

Проводится игра с залом «Поймай сигнал»

Прохлопываю ритмический рисунок, зрители в зале подхватывают его, стараясь подстроится к общему ритмическому движению.

 Делаю вывод, что если все справились с заданием, то они правильно себя позиционируют, как люди с развитым чувством ритма.

Так же ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения.

Разучивая стихи с детьми, вы, наверное, не раз сталкивались с тем, что ребенок плохо запоминает стихотворение, переставляет слова местами. И как бы вы не старались, результат оставался тем же. Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии? Почему плохо запоминает стихи?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с нарушением фонематического восприятия и слоговой структуры слова. Ученые давно доказали, что одной из причин задержки речевого развития   является нарушение ритмического восприятия.

Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что залогом успешной учебной деятельности, правильного формирования речи является развитое чувство ритма. Которое, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей, укрепляя их сердечно – сосудистую систему, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку, способствует становлению творческой личности ребёнка.

Я предлагаю опробовать несколько, на мой взгляд, эффективных приемов развития ритмического восприятия у детей и приглашаю трех желающих.

2 часть – практическая.

Цель – демонстрация наиболее эффективных способов обучения детей коротких и долгих звуков.

На начальном этапе не надо требовать от ребенка воспроизведения сложных ритмов. Первым делом следует научить его умению равномерно передавать пульсацию долей. Здесь нам поможет Игра с именами: называя свое имя, сопровождаем его хлопками в ладоши, отмечая равномерную пульсацию. (выполняем) Это доступно детям младшей группы. Закрепить понятия «долгие и короткие звуки» нам помогут игры с картинками. Для этого можно использовать картинку с изображением животного, произнося его название   или предложенную ритмическую формулу. Одновременно хлопаем в ладоши, притопываем ногами, отшлепываем по коленям. (обращаю внимание на экран, по моему показу прохлопываем каждую картинку) Очень хорошо на этом этапе помогает игра «Передай ритм».  Для этого вам нужно встать в колонну, и последнему из вас я задам ритм, хлопая по плечу.  Он передает ритм следующему, а задача впереди стоящего по ритму найти соответствующую картинку с изображением животного.

 (играем и сравниваем с полученной картинкой изображение на экране)

 С помощью этих картинок дети могут составлять ритмические цепочки, которые также проговаривают, прохлопывают в различных вариантах, проигрывают на музыкальных инструментах.

Спасибо большое, вы можете присаживаться.

2 этап

На следующем этапе выкладываем ритмические цепочки по слуху графически, начиная с двух картинок. Понятия «долгий и короткий звуки» заменяют условные знаки — соответственно, большой и маленький кружки.  

Приглашаю попробовать свои силы в этом упражнении еще 3 человек.

1 слайд — картинка ежика и крокодила с графическим изображением. Прохлопываем с проговариванием картинки.

2 слайд — только графическое изображение.

Прохлопываем без проговаривания.

 Облегчит вам работу в этом направление использование ритмослогов. Долгий звук обозначим «та», короткий — «ти».  Так легче дети усвоят материал, полученный на музыкальном занятии.

Прохлопываем, проговаривая ритмослоги.

Вы можете выкладывать ритмические формулы, используя кружочки, палочки, картинки с изображением божьих коровок, это могут быть рыбки, грибочки, а зимой елочки, снежинки и т. д. Для поддержания интереса детей к этому виду деятельности, можно использовать музыкальные клипы, «Ритмические мультяшки». С детьми отрабатываются ритмические формулы сначала на карточках, а с вами мы  сразу приступим к клипу.

Работа с клипом.

Дети очень любят работать с «Мультяшками», играть, всматриваться и вникать в эти интересные, разнообразные ритмичные сочетания! Да и взрослые с удовольствием вместе с нами хлопают.

Спасибо, вы можете вернуться на места.

3 этап

А мы переходим к еще одному очень интересному приему, который называется «Хор рук».  Это инновационная музыкально-педагогическая технология, созданная Т. Боровик. Так как ритм имеет в основе своей движение и в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело, то эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Я приглашаю 3 человек со стульями — это у нас будет первая двигательная партия, и еще 3 — на вторую партию. (расположились). Перед вами находятся 2 дирижера. 1 ряд зеркально отражает движения сидящего ведущего- дирижера, 2 ряд соответственно дирижера, который стоит.

Показывают «Хор рук»

Взрослые выступают ведущими только на первом этапе. А по мере накопления двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Эту форму могут использовать разные специалисты в своей деятельности, а не только музыкальный руководитель.

Здесь необходимо использовать дополнительные атрибуты – «перчатки» - снежинки, листья, овощи и фрукты, посуда, цветы и т. д.  В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции.

4 этап — рефлексия.

Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.

Уважаемые коллеги! Прошу вас оставить на карточках эмоциях свои впечатления от мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...

Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, ...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-двигательной деятельности

Введение Актуальность проблемы. Ритм, как определенное чередование долгих и коротких длительностей – один из первоисточников, первоэлементов музыки, и одно из основных ее выразительных средств. В...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

В данной статье представлен мой опыт работы по данной теме.Цель работы - помочь  детям  активно  войти  в  мир  музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических сп...

Мастер класс для родителей «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

способствовать повышению компетенции родителей в создании условий для творческого развития детей....