Мастер класс для родителей «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Камалетдинова Найля Аллямутдиновна

способствовать повышению компетенции родителей в создании условий для творческого развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным   осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

(МДОАУ д/с Солнышко)

Мастер класс для родителей

«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                                                 

 Подготовила:  

Камалетдинова Наиля Аллямутдиновна  

                                                         г. Пыть – Ях

2024 г.

Тема: «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: способствовать повышению компетенции родителей в создании условий для творческого развития детей.

Программные задачи:

  1. Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
  2.  Мотивировать родителей использовать приемы развития чувства ритма у детей в домашних условиях.
  3.  Создать условия для плодотворного общения участников мастер – класса.

Форма проведения: мастер класс

Методические приемы: показ приемов развития чувства ритма.

 пояснение, вопросы, игровой прием.

Участники мастер – класса: музыкальный руководитель, родители.

Материал и оборудование: деревянные палочки, карточки с ритмическими формулами, музыкальные инструменты.

 

Ход мастер класса:

Организационно – мотивационный этап.

Приветствие, сопровождающее звучащими жестами.

Привет, привет, я вам говорю,

Привет, привет, улыбку дарю!

    Свое приветствие я сопровождала, так называемыми «звучащими жестами». Знаете, что это такое, звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела:

  • хлопки ладошками;
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки пальчиками

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей. Дети включаются в игру, с удовольствием повторяя стихи и песни, ритмично сопровождая их звучащими звуками.

А что такое ритм? И как важно развивать чувство ритма я вам сейчас расскажу.

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритм? 

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Слово ритм с греческого переводиться как «мерность».

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Люди с хорошо развитым чувством ритма более восприимчивы к процессам, связанным с восприятием речи. К таким выводам пришли ученые из Северо-Западного Университета. Профессор Нина Краус и ее коллеги изучали зависимость между умением удерживать ритм и реакцией головного мозга. Как оказалось, ритмичные движения под музыку приводят к согласованной работе тех частей мозга, которые отвечают за слух и речь. 

Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности. Попробуйте запомнить текст, ходя по комнате кругами и выучить стихотворение с малышом во время катания на качелях. Скорее всего, у вас это получится быстрее и легче.

Но всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Есть мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше.

Поэтому моменты по развитию чувства ритма, советую включать уже в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Подскажите мне самую известную игру, через которую прошли мы все с вами, и которая способствует развитию чувства ритма в раннем возрасте. («Ладушки»)

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного поиграть всем вместе. Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Практический этап.

Музыкально - дидактические игры на развитие чувства ритма.

                                  Зайка.

Бубен в лапки зайка взял,

Лапкой звуки издавал.

Он по – разному играл,

Зайчихе –маме подражал.

Под веселую музыку ведущий (Мама - зайчиха) на бубне отстукивает простой ритмический рисунок, остальные повторяют.

Для следующей игры предложить родителям взять в руки палочки и попробовать поиграть с ними.

Игра с палочками «НОЖКИ»

Игровой материал: палочки.
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - 
ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - 
ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! 
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - 
удары палочкой крест на крест

Упражнение с палочками «Рыбка»

Игровой материал: палочки.
(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка,  - 2 
раза стучим перед собой палочками
Вот  -
передаем соседу справа 
Червяк -  
берем другую палочку, переданную соседом слева
Откуси, хоть  -
2 раза стучим перед собой палочками 
Чуточку - 
передаем соседу справа;

затем берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси  - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак  
- передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь  - 
2 раза стучим перед собой палочками
На удочку  -передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону.

«Ёжик и барабан»

Игровой материал: барабан

Ведущий произносит стихотворение, остальные на каждое «бум» ударяют в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а все должны повторить предложенный рисунок.

С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! (или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум)

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами - Бум-бум-бум! -

Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

«Кубик-оркестр»

Игровой материал: кубик, музыкальные и шумовые инструменты

Играющие в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый играющий по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр» под предложенный музыкальный отрывок.

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Игроки становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему игроку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЧИКИ»

Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный инструмент. Под музыку участники ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, а игроки его повторяют.

С началом игры один стул убирают.

Наша встреча подошла к концу, надеюсь, что предложенный материал пригодиться вам, в общении с вашими детьми.

В завершении, нашей встречи хотелось бы услышать ваше мнение о нашем мастер – классе.

Рефлексия.

  • Если вы считаете, что встреча прошла для вас с пользой, и вы вынесли с нашего мастер - класса, полезную для себя и своего ребенка информацию то прошу взять улыбающиеся магнитики.
  • Если вам было интересно, но вам это не пригодиться - берите «серьезные» магниты
  • Если вы «зря потратили время» - грустный магнитик

Спасибо, всем за участие.

Источники: Ахунзянова Ольга Викторовна    музыкальный руководитель   https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/449300-razvitie-chuvstva-ritma-u-detej-doshkolnogo-v

Т.Э. Тютюнникова УРОКИ МУЗЫКИ Система обучения К.Орфа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

мастер-класс для родителей " Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Формировать у родителей умение организовать совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста, через использование нетрациционной ...

Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Помощь родителям, с минимальными затратами сил и времени, осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях....