Роль социально-значимых акций в педагогическом процессе
статья (младшая группа)

Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.
Важнейшее значение акции - происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль социально-значимых акций в педагогическом процессе.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая общество сегодня, состоит в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, великодушии, справедливости.                                В числе разнообразных задач развития дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.                                                 Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко, духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни ребенка.         Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В  то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.                                                         В этой связи, необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребёнка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живёт и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу.                                                                         Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».                                                                                        Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.                         Поэтому одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции через поддержку социальных инициатив участников образовательных отношений.                                                                                 Социальные инициативы позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина.                                                 Понимание образования как социального процесса, вписанного в соответствующий контекст, оказывает влияние на содержание и формы организации образовательного процесса.         Обеспечить поддержку социальной инициативы участников образовательных отношений позволяют такие формы работы как акции.                                 Данная форма способствует укреплению индивидуальной автономии и самостоятельности ребёнка с одной стороны, а с другой – акцентирует его внимание на участии в организации своего социального и культурного окружения, принятия на себя доли ответственности, соответствующей уровню своего развития.

АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, действия для достижения какой-либо цели.

        Основная цель акций: привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.                         Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.                         Таким образом, организация социально значимых акций позволяет преодолеть парадигму передачи знаний и опыта ребенку, обеспечивая полноправное участие ребенка в образовательном процессе, его субъектную позицию.                                                 Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д. Дьюи, Д. Бруннер). Особенности организации акций в ДОО Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Алгоритм проведения акций:

  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено – птицы, деревья…);
  • участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

Этапы:

1 подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);

2 организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3 аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.                                                                                                 Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально значимой акции по пропаганде идей здорового образа жизни «Разговор о правильном питании»

Программа социально значимой акции по пропаганде  идей здорового образа жизни «Разговор о правильном питании»...

Социально-значимая акция: «Дети против ДТП»

Участники проекта: дети младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Воспитатели и родители дошкольников. Цель:снижение случаев ДТП по средствам проведения социально-значимой ...

Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе.

Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе....

Экологическая социально-значимая акция по защите природы «Посвящение в волонтеры»»

КОНКУРС НА СОЗДАНИЕН СТЕНДОВ (УГОЛКОВ) «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы» в образовательных организациях Мурманской области Экологиче...

Социально-значимые акции как механизм активного включения родителей в образовательный процесс

В числе задач развития дошкольного образования на современном этапе является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценн...