Социально-значимые акции как механизм активного включения родителей в образовательный процесс
методическая разработка

Мурзинцева Елена

В числе задач развития дошкольного образования на современном этапе является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

4. Социально-значимые акции как механизм активного включения родителей в образовательный процесс

Слайд 1 Титульник

Слайд 2 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, великодушии, справедливости.

Слайд 3 В числе задач развития дошкольного образования на современном этапе является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Слайд 4 Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко, духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни ребенка.

Слайд 5 Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Слайд 6 В этой связи, необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

«Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, изложенной в его книге «История развития высших психических функций» (1930-1931), на развитие психики оказывает влияние культурный контекст, результат исторического развития общества.

Слайд 7 Социальное взаимодействие между детьми и взрослыми необходимо для формирования способов мышления и поведения, соответствующих культуре, в которой растет ребенок. Л.С. Выготский утверждал, что индивидуальные психологические процессы обусловлены коллективными социальными процессами, процессами активного преобразования воспринимаемого внешнего мира.

Его теорию также называют социокультурной. Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Слайд 8 Поэтому одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции через поддержку социальных инициатив участников образовательных отношений.

Слайд 9 Социальные инициативы позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина.

Понимание образования как социального процесса, вписанного в соответствующий контекст, оказывает влияние на содержание и формы организации образовательного процесса.

Слайд 10 Обеспечить поддержку социальной инициативы участников образовательных отношений позволяют такие формы работы как акции.

Данная форма способствует укреплению индивидуальной автономии и самостоятельности ребенка с одной стороны, а с другой – акцентирует его внимание на участии в организации своего социального и культурного окружения, принятия на себя доли ответственности, соответствующей уровню своего развития.

АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, действия для достижения какой-либо цели.

Основная цель акций: привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.

Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Таким образом, организация социально значимых акций позволяет преодолеть парадигму передачи знаний и опыта ребенку, обеспечивая полноправное участие ребенка в образовательном процессе, его субъектную позицию.

Слайд 11 Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса.

Слайд 12 Особенности организации акций в ДОО

  1. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!».

«Добрая зима для птиц»

  1. В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

3.Алгоритм проведения акций:

- цель (каждая акция имеет свою цель);

- задачи (выполняются общие и конкретные);

- объект (на что направлено – птицы, деревья…);

- участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

Слайд 13 4.Этапы:

1. Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);

2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитически-завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.

Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.

Слайд 14 5. Принципы проведения социальных акций:

- Системность, последовательность - обязательная черта акций.

- Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация).

- Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.

- Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.

- Безопасность. Нельзя, например, подключать детей к уборке битого стекла или шприцов.

- Содействия и сотрудничества.

В детском саду акции могут проходить в течение всего учебного года.

Слайд 15 Социальная акция «Добрые крышечки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Включение родителей в образовательный процесс

"Формы работы с родителями при ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"...

Включение родителей в образовательный процесс

Педагогический коллектив ДОУ должен  стремится к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с се...

Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"

Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи  по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...

Мастер-класс для родителей «Создание условий для включения родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию малыша»

Цель: Заинтересовать родителей в стремлении содействовать сенсорному развитию ребенка, создавая необходимые условия и принимать участие в его исследовательской деятельности.Задачи:1.Повысить уровень к...

«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий»

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родител...

Доклад " Социальная акция" как механизм активного включения родителей в образовательный процесс.

quot;Социальна акция" как механизм активного включения. родителей в образовательный процесс...

Консультация для педагогов "Формирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ"

Консультация для педагоговФормирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ...