Мастер-класс для родителей «Создание условий для включения родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию малыша»
план-конспект занятия

Сидорова Лариса Анатольевна

Цель: Заинтересовать родителей в стремлении содействовать сенсорному развитию ребенка, создавая необходимые условия и принимать участие в его исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Повысить уровень компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка.

2.Познакомить родителей с играми, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Создание условий для включения родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию малыша»

Цель: Заинтересовать родителей в стремлении содействовать сенсорному развитию ребенка, создавая необходимые условия и принимать участие в его исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Повысить уровень компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка.

2.Познакомить родителей с играми, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях.

Участники: родители, педагоги.

1.Организационный момент

-Уважаемые коллеги, добрый день!

Сейчас я с вами проведу мастер-класс на тему: «Создание условий для включения родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию малыша».

В процессе мастер-класса будут решаться следующие задачи (педагог называет задачи)

(На столах лежит бросовый материал - баночки, коробочки, крышки от пластиковых бутылок, прищепки разного цвета, картон, ножницы).

Уважаемые педагоги вы сейчас займете позицию родителей и мы все вместе поговорим о сенсорном развитии ребенка.

Вопросы к родителям:

-Что такое сенсорное развитие ребенка?

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

-Какое значение имеет ранний возраст ребенка для сенсорного развития?

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

-Что любят больше всего на свете делать дети?

Конечно, играть! Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «ИГРА». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

-Что же развивается у малыша в процессе игр?

В младшем возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка.

-Какие действия совершает малыш, когда берет в руки предмет?

Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

-А как ведет себя взрослый по отношению к ребенку, видя, что малыш пробует предмет на вкус?

Запрещает, повышает голос, забирает предмет.

-А правильно ли в такой ситуации поступает взрослый? (Нет).

-Как надо поступить. (Разрешить ребенку попробовать на вкус).

С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

Постановка проблемы:

Мы с вами узнали о важности  сенсорного развития малыша. А сейчас перед нами стоит проблема вот такая.

В детском саду много игр и игрушек для сенсорного развития ребенка, а дома их очень мало. Но  в домашних условиях много бросового материала, как его можно использовать и какие игры изготовить для ребенка.

Сейчас попрошу несколько родителей занять места за столиками, предлагаю материал, который лежит на столах, это все то, что у вас дома часто находиться под рукой. Используя этот материал, придумайте, как можно с ребенком организовать игры и расскажите. Дается вам на это 3 минуты.

А с вами дорогие родители мы поиграем.

1. Первая игра: Каков ваш глазомер? У меня в руках ленточка , примерно определите ее длину , повернитесь к окну и зрительно определите сколько раз ляжет эта ленточка. Называем, проверяем.

2. Вторая игра. У меня три бутылочки в них фасоль, горох, гречка, по звуку определите в какой, что лежит.

3. Третья игра.

Материалы: воздушные шары; фасоль; горох; макароны длинные, короткие; прищепки; тарелочки одноразовые; крышечки; коробочки от киндер сюрпризов; стаканы; фольга; конфеты.

Я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время интересные, познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме. В этих играх развиваются сенсорные способности в увлекательной форме для ребенка.

Практическая часть.        

1. Игра «Месим тесто»

Давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем пробки, запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

2. Игра «Мозаика из пробок»

Подберите разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, сенсорного эталона – форма (круг) величина (большой - маленький).

3. Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

4. Игра «Бусы»

Макароны – это отличный творческий материал для маленьких детей. Большое разнообразие видов макарон позволят вам придумать много интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно нанизывать на нитку и делать бусы. Большой, маленький.

5.Игра «Собери палочки»

Рассыпьте перед малышом длинные макароны, счетные палочки, трубочки для коктейля. Попросите ребенка их собрать и опустить в узкое отверстие в бутылочку с узким горлышком.

Игры развивают зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук, знакомят с величиной и формой предметов.

Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!

-Уважаемые родители ! Обращаюсь к вам с таким вопросам:

Какие правила должны соблюдать родители играя вместе с ребенком?

-заинтересованность родителя в игре

-не подавлять детскую инициативу

-не ругать ребенка за неудачу

-не оставлять одного, а вместе участвовать в игровом процессе

-быть эмоциональным, ярко проявляя свои эмоции.

И так подведем итог.

Мы все вместе увидели, сколько возможностей есть дома у родителей, разнообразного материала, для развития сенсорных способностей ребенка.

Надеюсь, что данные рекомендации будут для вас полезными.

Рекомендации родителям:

Детям младшего возраста для развития сенсорных способностей необходимо предлагать:

  1. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  2. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (деревянные, пластмассовые).
  3. Организуйте игры с пластилином, тестом.
  4. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  5. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  6. Занимайтесь с детьми нанизыванием пластмассовых трубочек, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Красота»

 Игра на рефлексию «Солнышко»

- Уважаемые педагоги, предлагаю оценить мастер – класс, для этого нужно поднять полоски , они разного цвета. Красный цвет – всё понравилось, игры будете использовать в своей работе; желтый цвет – понравилось, но не все, что – то возьмете на заметку; оранжевый цвет – не научились ничему новому.

Прикрепить на доске получившееся солнышко.

(Называю цвет) солнышко радует нас с вами, согревает наши сердца.

Дорогие педагоги, большое спасибо, что вы приняли активное участие в мастер-классе.


Литература.

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с.10-18.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.,2001.
  3. Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с.110-114.
  4. Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновой и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  5. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с.100-110.
  6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Включение родителей в образовательный процесс

"Формы работы с родителями при ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"...

Включение родителей в образовательный процесс

Педагогический коллектив ДОУ должен  стремится к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с се...

Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"

Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи  по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...

Мастер-класс "Событийный подход как эффективное средство включения семьи в образовательный процесс ДОУ"

ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями, устанавливая, что они являются участниками реализации образовательной программы детского сада. Мы  создаем условия для повышения акти...

«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий»

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родител...

Доклад " Социальная акция" как механизм активного включения родителей в образовательный процесс.

quot;Социальна акция" как механизм активного включения. родителей в образовательный процесс...

Консультация для педагогов "Формирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ"

Консультация для педагоговФормирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ...