Включение родителей в образовательный процесс
методическая разработка на тему

Скрипина Елена Александровна

Педагогический коллектив ДОУ должен  стремится к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с семьей.    Изучение мнений родителей о  ДОУ, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в развитии  и воспитании детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklyuchenie_roditeley_v_obrazovatelnyy_process.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

       Включение родителей в образовательный процесс.

 Педагогический коллектив ДОУ должен  стремится к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с семьей.    Изучение мнений родителей о  ДОУ, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в развитии  и воспитании детей.   Педагогами группы  была разработана  система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Это позволяет родителям и педагогам  лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных,  дошкольных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в дошкольном учреждении, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании их личности, развитии его способностей, формировании жизненных приоритетов.

                Основные принципы деятельности по взаимодействию с родителями.

Принцип единства целей образовательного процесса;

Принцип систематичности;

Принцип плановости;

Принцип индивидуальности;

Принцип своевременности.

                                           Система мероприятий.

•        Создание условий для сотрудничества родителей и дошкольного учреждения в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

•        Включение родителей в совместную с дошкольным  учреждением воспитывающую деятельность с детьми.

•        Правовое просвещение родителей.

•        Совместная с родителями социальная защита детей.

•        Организация здорового образа жизни ребенка в семье и  дошкольном учреждении.

•        Формирование корпоративной культуры образовательного  учреждения.

•        Ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психологического развития детей.

•        Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании”, декларация прав человека и ребенка, Устав прогимназии, Правила внутреннего распорядка, и другие локальные акты  ДОУ).

•        Совместные занятия родителей с детьми (клубы, экскурсии, коллективные творческие дела, Дни семьи).

•        Совместная оздоровительная работа семьи и дошкольного учреждения.

 (Дни здоровья, спортивные мероприятия).

•        Совместное планирование и анализ работы.

                                       

                                                                 

Формы работы.

•        Родительские собрания (групповые и общие ДОУ).

•        Дни открытых дверей.

•        Встречи с администрацией и педагогами.

•        Проведения Дней семьи.

•        Взаимодействие с родительским комитетом.

•        Групповые консультации.

•        Практические занятия с родителями

     

 Программа          включение родителей в образовательный процесс.

                                           

                                                    Содержание:

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК:

Рекламный проспект

«Детский сад» - комплекс сервисных услуг»

Информационные стенды для родителей

        Визитная карточка

        Групповые

        Творческих микрогрупп

        Узких специалистов

        Медицинский

Выставка

«Галерея детского творчества»

Реклама образовательных услуг

Размещение рекламных объявлений в печати, Интернете

 «Телефон  доверия»

Выпуски  фото газет  «Из жизни группы»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  БЛОК:

Анкетирование

«Семья и детский сад: лицом друг к другу»

Создание банка данных  о семьях воспитанников

1.Социологическое исследование:

определение социального статуса и микроклимата в семье

2.Изучение запросов родителей по оказанию основных и дополнительных услуг

3. Выявление трудных семей

Опрос

 «Семья и детский сад – два важных института»

Сочинение с иллюстрациями

 «Наша семья»

Интервью

«Позиция родителя в ДОУ»

Тестирование

«Каковы приоритеты в воспитании ребёнка?»

Работа почтового ящика

БЛОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Информационные стенды по направлениям:

        Экологическое воспитание

        Изобразительная деятельность

        Физическое воспитание

        Музыкальное развитие

        Коррекционное развитие

Выставки для детей и родителей:

        Тематические

         К праздникам

         Авторские

Папки-передвижки

        По запросам родителей

        По потребностям педагогов

Устный журнал

«Методы воспитания детей дошкольного возраста»

Общие родительские собрания:

Групповые родительские собрания

Дни открытых дверей:

Консультации для родителей «Встречи с узкими специалистами».

Педагогическая пропаганда воспитательно-образовательной работы с детьми через видеоматериалы, экскурсии, стенгазеты, практикумы.

Организация работы родительского «Клуба семейного общения»

Пополнение копилки опыта семейного воспитания

Педагогическая  гостиная

Тренинги для родителей

Смотры-конкурсы

БЛОК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ.

Участие родительского комитета в составлении плана на учебный год

Совместная работа педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами

Проведение досугов

Открытые занятия в группах с участием родителей

Субботник по благоустройству участков, групповых комнат

Родители постоянно информируются о мероприятиях внутри учреждения. Обмен информацией между родителями и педагогами происходит постоянно по электронной почте, в локальных документах.

Описание норм и правил поведения, нормы- это средства регуляции поведения родителей и педагогов, общие правила, действующие непрерывно во времени и обязательны для всех; это требование, предписание, пожелание и ожидание от родителей определенного поведения, это может быть выражено в кодексе корпоративной культуры ДОУ в содержание которого включают:    

правила общения с родителями;

правила взаимодействия с семьёй правила для родителей;

заповедь для родителей;

       Построение чёткой и отлаженной коммуникативной стороны общения, включающая виртуальные и невербальные каналы.  В процессе общения все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) дошкольного учреждения обмениваются знаниями, опытом, научной, методической, педагогической информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместной деятельности, устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе.

  При общении передаются манеры, обычаи, стили поведения, проявляются сплоченность и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность.

      Налаженная коммуникационная система - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между всеми участниками образовательного процесса, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

      Ежемесячное поздравление детей и родителей-именинников в уголке «С днем рождения!»

Празднования традиционных мероприятий: День рождения детского сада, Новый год, 8 Марта, где родители принимают активное участие.

      Таким образом, перечисленные мероприятия формируют фирменный стиль, имидж дошкольного учреждения и дают возможность занять своё место в сознании родителей как клиентов образовательных услуг. Позитивная корпоративная культура повышает лояльность родителей, для которых воспитание и развитие их детей является жизненной ценностью. И можно сделать вывод, что если детский сад занимается процессом формирования корпоративной культуры, придает ей должное значения, то он обречен на развитие, так как выжить в современных рыночных условиях учреждение может только с сильной сплоченной командой всех участников образовательного процесса, то есть с эффективной корпоративной культурой.

Приложение.

Правила общения с родителями

 Развивайте культуру общения: в разговоре с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте сдержанность и терпимость к иным  точкам зрения (толерантность). Умейте  выслушать собеседника, понять его, встать на его точку зрения; признать его правоту; убедить в своей правоте.

        

Будьте демократичны в общении с родителями: не приказывайте, а советуйте, не инструктируйте, а делитесь мнением.

Помните, сотрудничество – это не авторитарный (ненасильственный) процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнёров. Основа сотрудничества – взаимоуважение, взаимообогащение и взаимодополнение участвующих сторон.

Помните, опора на положительные качества ребёнка – основа доверия родителей         к педагогу.

Учитывайте специфику семьи и формируйте представление родителей о дошкольном учреждении как воспитательно-образовательном социальном институте.

Не забывайте, что взаимодействие семьи  и детского сада невозможно без знания каждой стороной особенностей друг друга.

Изучайте и пропагандируйте положительный опыт конкретной семьи для использования его другими родителями (семьями).    

Правила взаимодействия с семьёй

Семья в жизни ребенка является постоянной величиной, в то время как детские учреждения и учителя приходят и уходят.

В каждой семье существует свой уклад распределения: ролей, система ценностей, верования и способы разрешения житейских проблем. Специалисты детского сада уважают и готовы принять это разнообразие.

Специалисты дошкольного учреждения учитывают и уважают этнические, культурные социо-экономические различия семей.

Педагоги и коллектив детского сада учитывают и уважают автономию, независимость и право семей принимать самостоятельные решения.

Каждый член семьи является личностью, имеющей индивидуальные интересы, привычки, потребности, учреждение предоставляет широкий выбор различных типов участия семьи в работе детского сада (собрания, консультации, экскурсии, выставки, семейные турниры, практикумы, клубы семейного общения, «Школа молодой мамы» и прочее).

Сотрудничество семьи и специалистов детского сада, их партнерство является ключевым моментом успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса.

Специалисты разрабатывают новые формы и методы работы с семьей, укрепляющие взаимное уважение и партнерство

Педагоги детского сада постоянно представляют родителям полную непредвзятую информацию о пребывании ребенка в детском саду, его развитии.

Специалисты дошкольного учреждения готовы гибко и внимательно  реагировать на появляющиеся у семей нужды и предложения.

Правила для родителей

Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» – лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в детском саду?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?»

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его              временных неудач.

Терпеливо, внимательно с уважением слушайте рассказы ребёнка о событиях его жизни, о мечтах, интересах, желаниях, просьбах.  

Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, обзывания ребёнка, «не распускать руки».

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения! Ребёнок должен   чувствовать, что он любим.

Заповеди для родителей

«Искусство общения с ребёнком»

Любите своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, слабым.

Общаясь с ним, радуйтесь потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.

Не менее важно «видеть детей не глазами, а сердцем».

Не ждите, что ребёнок будет таким как ВЫ, как ВЫ хотите. Помогите ему стать самим собой.

Не вымещайте на ребёнке свои обиды.

Не относитесь к его проблемам свысока.

Не унижайте никогда!

Умейте любить не только своего, но и чужого ребёнка.

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Включение родителей в образовательный процесс

"Формы работы с родителями при ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"...

Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс

 Взаимодейтсвие с родителями очень сложный и трудоёмкий процесс. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия до...

Основные составляющие интегративного подхода и особенности их включения в музыкально-образовательный процесс

Интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста включает в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, музыкально-ритмическое и теа...

Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"

Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи  по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...

Мастер-класс "Событийный подход как эффективное средство включения семьи в образовательный процесс ДОУ"

ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями, устанавливая, что они являются участниками реализации образовательной программы детского сада. Мы  создаем условия для повышения акти...

Мастер-класс для родителей «Создание условий для включения родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию малыша»

Цель: Заинтересовать родителей в стремлении содействовать сенсорному развитию ребенка, создавая необходимые условия и принимать участие в его исследовательской деятельности.Задачи:1.Повысить уровень к...

«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий»

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родител...