Проектная деятельность Средний дошкольный возраст «Каргопольская игрушка»
проект (средняя группа)

Иванова Елена Владимировна

С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Каргопольская игрушка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kargopolskaya_igrushka.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад № 339 общеразвивающего вида»

Проектная деятельность

Средний дошкольный возраст

«Каргопольская игрушка»

Воспитатели:

Иванова Елена Владимировна

Учаева Оксана Валерьевна

Омск 2022г.

Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Поэтому необходимо создавать условия для развития художественных способностей и творческого воображения у дошкольников.

      Народное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. В детском саду мы формируем у воспитанников все нравственные ценности, помогаем детям открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа направленны на единственную цель: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Народное искусство, это  источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило нас провести работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, Каргопольская игрушка. В процессе работы были определены содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого), который вошел в проект. Народное искусство в разных его видах в работе с детьми использовалось в интегрированной форме как в групповой непосредственно-образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности в различные моменты жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Дети, рассматривая фотографии, иллюстрации Каргопольской игрушки, проявили желание узнать, где возникла этот вид народного промысла, специфика изготовления .Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема. 

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Каргопольская игрушка».

Гипотеза: Что бы нам рассказала Каргопольская игрушка, если бы умела говорить? 

Цели: Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности – народному промыслу - Каргопольская игрушка; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям; находить неожиданные открытия.

Задачи:

      1.Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на    
         вопросы, презентовать свои работы.

      2. Познакомить детей с историей Каргопольской игрушки.

      3. Формировать умение детей рассматривать Каргопольскую игрушку.

      4. Развивать умение лепить Каргопольскую игрушку.

      5. Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя      
          разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

      6. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

 

Образовательная область

Содержание

 

1. 

Физическое развитие

Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.

2. 

Социально-коммуникативное развитие

Составление описательных рассказов о хохломской росписи, просмотр презентаций, дидактические игры, просмотр видеосюжетов.

3. 

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством.

4. 

Речевое развитие

 

Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок.

5. 

Познавательное развитие

Расширять и уточнять представления детей о Каргопольской игрушке, особенностях её росписи.

 

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.

Характеристика проекта: 

  • по доминирующему виду деятельности – творческий (или исследовательский); 
  • по характеру содержания – включает ребёнка и его внутренний мир; 
  • по характеру участия ребёнка в проекте – исполнитель и непосредственный участник; 
  • по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей.

Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидаем, что дети:

1. Познакомятся с историей Каргопольской игрушки.

2. Научатся рассматривать и узнавать Каргопольскую игрушку. 

3. Сформируется умение лепить простейшие элементы Каргопольской игрушки. 

4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу

5. У детей привьется уважение и любовь работе народных мастеров.

 Продолжительность: данный проект осуществляется с октября 2021 по март 2022 гг.

Этапы реализации проекта:

I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 

Беседа: «История возникновения Каргопольской игрушки».

Цель: Рассмотреть Каргопольскую  игрушку и узнать все о ней.

Задачи:

• Познакомиться с Каргопольской игрушкой.

• Рассмотреть Каргопольскую  игрушку.

Вхождение в проблему:

Рассматривание Каргопольской игрушки и действия с ней.

Вживаться в игровую ситуацию.

II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников. Изготовление дидактических игр: «Собери картинку». Сбор экспонатов  Каргопольской игрушки  с помощью родителей (оформление выставки в мини-музее группы). Подготовить материал для художественного творчества – лепка

III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 

Рассматривание игрушек, элементов росписи, иллюстраций в журналах. Разучивание стихов, чтение сказок и рассказов. Дидактические игры: «Составь узор», «Подбери узор». «Обведи и раскрась», «Собери картинку», «Найди пару». Слушание аудиозаписей: «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…».

Лепка из соленого теста: Каргопольская игрушка

Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему: «Каргопольская игрушка ». Получают информацию о проекте из консультаций для родителей.

Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают песни. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.

IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание презентации «Каргопольская игрушка». Создание альбома и подготовка выставки детских работ по «Декоративно – прикладному искусству».

Перспективно - тематический план работы над проектом 

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

Сроки

I. Выявление проблемы

 

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.

Знакомство с видами с Каргопольской игрушки,с привлечением источников.

Сбор экспонатов Каргопольской  игрушки с помощью родителей

(оформление выставки в мини-музее группы).

Беседа: «История возникновения Каргопольской игрушки

Рассматривание альбомов: «Народные промыслы»,

«Каргопольская игрушка».

Изготовление дидактических игр: «Собери картинку».

Октябрь

II. Организация работы над проектом

 

III. Практическая деятельность по решению проблемы

Познавательное развитие.

«Откуда пришла Каргопольская игрушка »

Ноябрь

Просмотр презентации.

«Сказ о Каргопольской игрушке »

Народное творчество:

Лепка «Каргопольский лев»

Дидактические и подвижные игры.

 «Цветные капельки»,  

 «Укрась горшочек»

 п/и «Не задень коня»

Речевое развитие

 

Составление описательного рассказа о каргопольской игрушке(с использованием мнемотаблицы).

Декабрь

Народное творчество: Каргопольская  игрушка.

Лепка

 «Лев»

Дидактические и подвижные игры.

 

«Третий лишний», «Обведи элемент»,

п/и «Кто больше соберет ложек».

Чтение художественной литературы.

Легенда «Каргопольская игрушка»

Разучивание частушек «каргопольские игрушки».

Народное творчество

 

Лепка из соленого теста «Конь»

Январь

Чтение художественной литературы

Чтение стихов о Каргопольской игрушке.

Народное творчество:  роспись игрушек

«Пироженки»

 

Просмотр видеосюжета.

 

Из программы «Галилео»:         «В гостях у мастеров  игрушек».

Февраль

Дидактические и подвижные игры.

«Собери целое», «Составь узор»

п/и «Кто быстрее донесет вазу».

Народное творчество: хохломская роспись.

 

«Подарок для мамочки любимой» лепка «Каргопольский петушок»

Чтение рассказов.

 

О.Шарко «Тарарушка».

Дидактические игры.

 «Лото. Каргопольская игрушка, «Узнай  игрушку по описанию», «Составь узор»

IV. Презентация продукта деятельности

Создание презентации

 «Каргопольская игрушка»

Показ презентации

«Каргопольская игрушка»

Март

 

Взаимодействие с родителями

1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Каргопольская игрушка».

2. Привлечь родителей в создании мини - музея в группе.

3. Консультация для родителей: «Знакомство детей с Каргопольской игрушкой»,      
  «Творчество в детском возрасте»
.

4. Подготовка информационных стендов, папки-передвижки «Роль лепки в приобщении детей к народной культуре».

5. Участие родителей к подготовке утреннику, посвященному женскому дню 8 Марта.

Итоговые мероприятия: Лепка из соленого теста «Пироженки. Создать альбом и подготовить выставку детских работ по «Декоративно – прикладному искусству». Создание презентации «Каргопольская игрушка».

Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «Каргопольская игрушка». 

Используемая литература:

1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л.В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».

2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А.А. - Москва 2011 г.

3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. – Москва 1972 г.

4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.

5. «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.

6. Интернет ресурсы: nsportal. ru

7. Интернет http://allforchildren.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Результаты проектной деятельности детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство - прекрасный период для интенсивного развития познавательных способностей детей, начала проектной деятельности....

Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

Познавательный проект для детей среднего дошкольного возраста «Народная игрушка»

Проект создан, что бы воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве....