"Организация предметно-пространственной среды в группе ДОУ" (конспект круглого стола)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Конспект  мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kruglogo_stola.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» городского округа Саранск

«Организация предметно-пространственной среды в группе ДОУ»

(конспект круглого стола)

Подготовила:

воспитатель

 высшей кв. категории

Рябышева Т.В.

2023

Конспект круглого стола

«Организация предметно-пространственной среды в группе ДОУ».

Цель: повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи:

-обеспечить теоретическими и практическими знаниями молодых педагогов по моделированию и построению предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями нормативно – правовой базы;

- выявить актуальный уровень знаний молодых педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования;

- обмен опытом работы педагогов внутри коллектива.

Ход мероприятия:

Воспитатели занимают места за столами в соответствии с выбранной при входе фишкой (фишки трех цветов) – таким образом, формируются три команды.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках круглого стола, предлагаю вам синквейн - загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.

«Насыщенная, безопасная, развивает, мотивирует, обновляется.

Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка».

Итак, тема нашей встречи «Организация предметно-пространственной среды в группе ДОУ».

Одно из важных условий воспитательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей среды. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые будут способствовать полной реализации развития детей.

В течение многих лет понятие «обогащенная развивающая среда» трактовалось довольно просто – чем больше разных игрушек, тем лучше. Однако современные подходы ориентируют нас не на количество, а на качество элементов развивающей предметно-пространственной среды (РППС). В то же время, следует помнить о том, что пособия, игрушки и игры, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку:

- найти свое занятие по душе,

- поверить в свои силы и способности,

- научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Что же такое развивающая предметно-пространственная среда?

Задание

(на листочках варианты ответов, выбрать нужный):

1-«Развивающая среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей».

2-«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». ( ФГОС ДО)

3 - «Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами ее формирования».)

Именно такое понятие РППС нам предлагает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

Итак, еще раз отметим, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории. В группе используется пространство всех групповых помещений.

Примеры:

- в приемной можно расположить спортивный уголок, дидактическая кукла;

- игровая комната - образовательные центры;

- в спальне можно расположить центр уголок ряженья, уголок уединения

Входная дверь, окна, стены могут использоваться для отражения климатических условий.

      Мы не будем подробно останавливаться на том какие именно должны быть развивающие центры в каждой группе. И их наполнение, так как это заняло бы много времени. Что бы вам было легче мы разработали информационную брошюру, которая поможет разобраться с этой темой. Активный центр — музыкальной и театральной деятельности, конструирования и игры — лучше максимально удалить от спокойного (центры книги, природы и отдыха) и рабочего сектора с уголками творческой, познавательной и исследовательской деятельности. Поделки, рисунки, различные иллюстрации и материалы следует располагать на уровне детских глаз. Центры наполняют материалами для развития речи и познавательной активности, а также те, которые стимулируют самостоятельную деятельность лучше расположить в доступном для детей месте. Центры РППС младшей или старшей группы в ДОУ по ФГОС должны иметь достаточное количество посадочных мест для просмотра видео, чтения или прослушивания музыки, чтобы все желающие могли с комфортом разместиться на них. Дети должны иметь собственные места, в которых они смогут хранить свои вещи. Пространство группы следует организовать так, чтобы воспитатель мог контролировать деятельность сразу нескольких центров одновременно.

Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых.

Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном и спортивном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, концерты (музыкальный и спортивный зал, фойе детского сада, так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках);

- возможность для уединения.

Коллеги, каким образом выполняется данное требование?

     В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан Центр психологической разгрузки - «Уголок уединения».

- Учет возрастных особенностей детей.

Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.

Например:

в работе с детьми младшего дошкольного возраста:

- используется конструктор, имеющий крупные детали,

- сюжетно-ролевые игры – «развернуты» на игровых модулях,

- используется оборудование для игр с водой и с песком,

- оборудование для организации детского экспериментирования с различными материалами,

- куклы большого размера - для манипуляции с комплектом пеленок, постельных принадлежностей, коляски, кроватки, горки, бутылочки для кормления, ванночки для купания;

В работе с детьми старшего дошкольного возраста:

- элементы конструктора - мелкие, а сами конструкторы более разнообразные;

- сюжетно-ролевые игры – «свернуты» - атрибуты сложены в контейнеры, и дети самостоятельно разворачивают игру, обустраивая игровое пространство,

- в наличии имеется оборудование для организации исследовательской деятельности,

- куклы гендерной направленности для развития сюжетов с комплектом игровых наборов для каждой куклы (кукла-повар, кукла-доктор, куклы маленького размера разного возраста, национальности, с домами, комплектами мебели, самодельной одеждой, для детей 6-7 лет добавляется кукла-школьница для игры в школу, плоскостные, бумажные куклы

- кроме того, для старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие ознакомлению с буквами,математическими действиями: наборы букв, слоговые таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами, ребусы,

- материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Развивающая предметно–пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь отличительные признаки:

- для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности;

- для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами;

- детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении;

- детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т. д.

Предлагаем выполнить задание.

Каждая группа получает набор игрушек:

- куклы (кукла-младенец, плоскостная бумажная кукла, кукла-школьница, и. т. д.)

- конструктор (кубики деревянные, мягкий строительный материал, мелкий конструктор «Лего», магнитный конструктор).

- машины (большой самосвал, спецтранспорт среднего размера и. т. д.).

Задание: распределите, пожалуйста, игрушки в соответствии с возрастом детей.

Спасибо, коллеги, а мы продолжаем нашу работу.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной и

- безопасной.

Рассмотрим каждый из перечисленных критериев.

1) Насыщенность.

РППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

О соответствии возрастным особенностям мы говорили ранее, остановимся на вопросе соответствия РППС содержанию образовательной программы.

Коллеги, наша образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Назовите, какие образовательные области отражены в содержании программы в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.

Задание:

предлагаем вам распределить центры детской активности по отношению к той или иной образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие:

- Центр «Моя безопасность».

- Центр патриотического воспитания.

- Центр «Мы дежурим».

- Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»).

Познавательное развитие:

- Центр познания.

- Центр природы.

- Центр детского экспериментирования.

- Центр занимательной математики.

Речевое развитие:

- Центр детской книги.

- Центр речевого развития.

- Центр театрализации.

Художественно-эстетическое развитие:

- Центр музыкального развития.

- Центр детского творчества.

- Центр строительных игр.

Физическое развитие:

- Физкультурно-оздоровительный центр.

Следующее задание

нужно определить, какой развивающий центр представлен набором предметов (на столе набор из нескольких предметов – центр речевого развития, центр математического развития, физкультурно-оздоровительный центр)

Хочу обратить ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например:

- много видов театра выставлены сразу;

- обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке;

- большое количество книг в детской библиотеке;

Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка.

2) Трансформируемость.

РППСдолжна изменяться в зависимости от:

- образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течение всего учебного года)

- меняющихся интересов и возможностей детей.

3)Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования составляющих предметной среды;

- наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для возможности разграничения пространства и. т. д.

Задание:

подумайте и скажите,как и в каких центрах детской активности можно использовать:

- резиновые овощи

- счетные палочки

- шишки (природный материал).

4)Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств, для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей;

Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т. е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков.

- периодическую сменяемость игрового материала.

Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса.

Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т. е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды.

Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта.

Как это может проявляться:

- если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность,

- при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).

5)Доступность среды предполагает:

- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.

Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.

6) Безопасность

- Коллеги, как вы понимаете данное требование? (обсуждение)

Данное требование соотносится с требованиями СанПин - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат, который подтверждает безопасность материалов и оборудования), т. е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- И еще одно задание.

Оно называется «Найди ошибку» - каждая команда получает фотографию того или иного центра, где заведомо есть нарушения требований к организации РППС. Задача участников – найти ошибку.

Практическое преобразование группового помещения требует глубокого понимания и осмысления – как именно нужно изменить среду? Какими предметами ее наполнить? Насколько обобщенными должны быть игрушки? В какой мере дети могут самостоятельно изменять и преобразовывать обстановку в группе?

В этом случае просто незаменимым инструментом в руках педагога становится паспорт РППС группы. Такие паспорта уже есть у вас на группах, но они являются той базой, основой, на которую вы можете опираться при анализе и составлении паспорта именно своей группы, проанализировав ее среду.

- Итак, давайте не будем бояться чего-то нового и познакомимся поближе с этим документом…….

(Образцы по всем возрастам на столах????)

Определенных требований к структуре паспорта РППС нет.

Структура паспорта РППС группы:

Титульный лист

Пояснительная записка (цель, принципы, требования)

Нормативные документы

Информационный листок (информация о педагогах группы)

Возрастные особенности развития детей

Карта самооценки РППС

План развития РППС на _2022-2023 учебный год

(Анализ РППС: средней и подготовительной группы)

Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро»

- Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на чемодан, если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в мусорное ведро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда в группе коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи создает возможность для успешного устранения р...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Презентация. Тема: "Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы".

Цель:  создание условий направленных на развитие личностных особенностей детей, инициативы творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.Задачи: Обеспечить возможно...