Главные вкладки

    Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих зада невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _Predmetno-razvivayushchaya_sreda.doc31.5 КБ

    Предварительный просмотр:

              Организация предметно-пространственной развивающей среды

    в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития (из опыта работы)

       В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих зада невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

                Под предметно- развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

          При создании предметно-развивающей  среды  нами      учитывались особенности детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности.

             Мы руководствовались следующими принципами:

    -полифункциональности среды: предметно-развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать всем состовляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;

    - трансформируемости среды - это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

    - вариативности - при создании предметноразвивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим так  и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

       Предметно-развивающая среда подбиралась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудования для одной образовательной области используются в ходе реализации других областей. Подбор материалов и оборудования был осуществлен для тех видов деятельности ребенка которые в наибольшей степени способствовали решению развивающих задач (игровая, продуктивноя, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, а так же для организации двигательной активности в течении дня.

         Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструиванием, экспериментированием. Они могут слушать запись любимой сказки, расматривать альбомы и книги  раскрашивать в книгах – раскрасках и тд. Созданная нами предметно - развивающая среда позволяет обеспечить максимальным психологический комфорт для каждого ребёнка, созвать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов её осуществления и взаимо действия с  окружающим.

        Предметная  среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений ,развивать их любознательность,творчество, коммуникативные способности. Влияние предметно - развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому при организации такой среды мы учли санитарно –гигиенические  нормы, то есть требование к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Однако всё это не является основным условием развития ребёнка. Развивающую среду создают и сами педагоги, своими руками.

        В нашей группе много сделано руками педагогов, ведь именно от мастерства педагога, его преданности своему делу и любви к детям зависит развитие каждого воспитанника.

          Стены групповой комнаты окрашены в спокойный светло-зелёной цвет. В тон стен подобраны и шторы на окнах групповой комнаты. При выборе мебели мы отдали предпочтение светлым сортам дерева (светлый дуб).

      Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет свооеобразие,  связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является  яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется , другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста всё отчётливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого  развивающая среда должна сохранять некотрые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки характерной для группы старших дошкольников. Вследствие этого предметно-пространственная среда нашего группового помещения была поделена на две зоны: рабочая зона и игравая зона. В рабочей зоне разположены столы для проведения занятий и учебная многофункциональная передвижная доска.

       Учитывая размеры комнаты мебель и уголки оформлены таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для разнообразных детских дел. Так же в этой зоне располагается  “Уголок природы’’ и  “Уголок ИЗО” .

        Все уголки выполнены в современном стиле. В Уголоке природы’’ есть аквариум, где дети наблюдают за жизнью рыб и растений, учатся ухаживать за ними. Здесь так же живёт волнистый попугайчик, за которым дети с интересом наблюдают. Комнатные растения собраны соответственно возрасту детей. Дети выполняют работу по уходу за растениями с большим интересном. Для этого в уголке имеется необходимый инвентарь: лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки, клеёнки, пульверизатор. Здесь же собраны дидактические игры по ознакомлению детей с природой , гербарии, коллекции ракушек и камней, игрушки домашних и диких животных. В уголке природы дети имеют возможность организовать и игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной. Естественный природный материал даёт ребёнку наибольшие возможности для проявления творчества, фонтазии.

       Изобразительная деятельность –одна из самых любимых у детей. Так как воспитатели группы работают по нетрадиционным техникам рисования уголку ИЗО  уделяется особое отношение. В уголке собраны различные материалы и оборудование для продуктивной деятельности – это цветные карандаши, цветные аварельные карандаши, восковые мелки, пастель, гуашь, уголь, тушь, сангина, акварель, пластилин. Кроме этого имеются  пооперционные карты, отрожающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. В уголке собраны игрушки с принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно –эстетического развития ребёнка, приобщают его к  миру искусства, знакомят его с народным художественным творчеством .

         В самом тихом месте и ближе к окну- книжное хозяйство. Здесь оформлен красивый книжный уголок с двумя креслами. На полках уголка воспитатели оформляют выставки книг по разным тематикам: ”Произведения К.Чуковского  “Зимушка- зима “, русские народные сказки. В книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии для дошкольников. Воспитатель показывает детям, как с помощью книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Уютно выглядит этот уголок, а  маленьким читателям здесь удобно и спокойно .

          Из рабочей зоны мы переходим  в игровую зону . Эта зона поделена на  две части. Одна часть предусматривает организацию игр для мальчиков .Это зона конструирования. Здесь вы можите увидеть различные наборы строительного материала, выполненые из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные  и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности, а также  мелкие машинки и игрушки для обрыгивания построек. Эта зона находится в дали от столов, за которыми сидят любители настольных и дидактических игр: ведь строительные игры требуют большого постранства, кроме того, юнные строители часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

       Здесь же находится уголок ‘’Здоровячка”. Уголок представляет собой небольшую полку, на которой размещено оборудование для использования в нетрадиционных методиках оздоровления детей. Это массажные мячи для проведения массажа стоп ног и рук, цветные флажки для игр, воздушные шары для дыхательных упражнений, палочки для упражнений профиллактики плоскостопия, кегли и кольцеброс. Многообразие оборудования и пособий даёт возможность  продуктивно его использовать в разных видах занятий.

       Вторая часть предусматривает организацию игр для девочек, она оформлена в виде комнаты. Об стену стоит кухня с элементами газовой плиты, умывальника и полок для посуды. Посередине стоит стол и четыре табурета, а диван разделяет игровую зону на две – для мальчиков и девочек. Есть здесь и кукольная кроватка, для укладывания куклы спать. Девочки с удовольствием играют в этом уголке, развивают различные сюжеты. Нередко к ним присоединяются и мальчики, сюжет игр становится сложнее. Создавая  обстановку, способствующую воплащению детских замыслов, воспитатели постоянно наблюдают за детьми и вносят необходимые изменения .

          Вот он видит, что старшие дети проявляют интерес к играм с маленькими куклами :строят для них квартиры, украшают комнаты. Так возникает идея с помощью родителей сделать двухэтажный дом с оборудованными комнатами. Теперь дети могут переносить весь дом куда им захочется и начинать новые интересные игры .

       В группе  отведенно место для зоны сенсорного и познавательного развития. В уголке  собрана игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими позновательному и математическому развитию детей: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операция классификации, сериации, на узнавание  по описанию, воссоздание ,преобразование, ориентировку по схеме (“Так бывает ?”, ”Найди ошибки художника“), игры с логическими блоками Дьенеша, ”Логический домик “, ”4 –й лишний “, ”Найди отличия”. Для развития мелкой моторики собраны разнообразные мозаики, пазлы, игры-шнуровки. Настенное круглое магнитное панно с картинками решающими педадогические задачи на конкретный день расположено в центре сенсорно-познавательной зоны.

       Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воститании ребёнка. Cозданная среда вызывает у детей чувстово радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его ,обогощает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста .  

                                                        Литература

    1.Н.В Нищева.Предметно –пространственная развивающая среда в детском саду .

    2.О В Кольцова ,С Н Шедько Создание образовательной и предметно- развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

    3 .В А Петровский .Построение развивающей среды в дошкольном учреждении .

    4.М Н Полякова .Создание моделей предметно – развивающей среды в ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)

    Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...

    Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

    Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...

    Предметно - развивающая среда группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

    В данной статье дано понятие развивающей предметно - пространственной среды, раскрыты требования к ней, рассмотрены вопросы организации образовательного пространства в кабинете учителя - логопе...

    «Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

    Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

    Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

    Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

    «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ТНР»

      «Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом р...


     

    Комментарии

    Нарышкина Юлия Михайловна

    Спасибо! Было интересно почитать. Жаль, что нет фотографий.