Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни (карта)
методическая разработка (младшая группа)

Эпикризный срок

 

 

Л и н и и     р а з в и т и я

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действие с предме­тами

Движения

Навыки

Конструктив­ная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

1 год 3 мес.

Запас пони­маемых слов быстро уве­личивается

Пользуется лепетом, облегченны­ми словами

Ориентиру­ется в двух величинах предметов

 (2 куба)

Воспроиз­водит в игре разу­ченные действия

Ходит длительно, меняя по­ложения

Самостоя­тельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, кладет плашмя, вос­производит действия взрос­лых

Оставляет карандашом  след на бумаге

Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности,

иногда проявляет собственную инициативу

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokazateli_npr.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (второй год)

Эпикризный срок

Л и н и и     р а з в и т и я

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действие с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегченными словами

Ориентируется в двух величинах предметов

 (2 куба)

Воспроизводит в игре разученные действия

Ходит длительно, меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом  след на бумаге

Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности,

иногда проявляет собственную инициативу

1 год 6 мес.

Отыскивает по слову взрослого однородные предметы

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает

отдельные

действия

Перешагивает препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую кашу

Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает забор)

Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам

1 год 9 мес.

По слову взрослого

Отыскивает изображения

Знакомых  действий

Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов

Использует в игре предметы-заместители

Умеет ходить по узкой доске (шир 15—20 см от пола)

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

Воспроизводит несложные постройки (скамейка)

Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа

Эмоционально контактирует со сверстниками

2 года

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно

Пользуется трехсловными предложениями

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично

надевать  одежду с

помощью  взрослого

(шапку, ботинки)

Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимаются одним видом деятельности (кормят кукол, втыкают грибочки в отверстие, строят)

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (третий год)

Эиикризный срок

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и

действия с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная

деятельность

Изобразительная

деятельность

Социальное

развитие

грамматика

вопросы

цвет

форма

еда

одевание

2 года

6 мес.

Понимает

рассказ без показа о

событиях, опирающихся на прошлый опыт в новой ситуации

Пользуется

много-словными

предложе-

ниями

Где?

Куда?

Подбирает к образцу

предметы 4

цветов

Ориен-

тируется

в 6-ти

контраст-ных

формах

предметов

Сюжетная игра (3 и

более

действий),

элементы

воображения

Перешаги-

вает через

палку,

приподня-

тую над

полом на

высоте

28—30 см

Ест

довольно аккаратно

Самостоя-

тельно

одевается

(не застегивает

пуговицы)

Самостоятельно

делает

постройки

и называет их (дом, диван)

Рисует

горизонтальные,

вертикальные линии

Дети ориентируются на оценку

своей

деятельности

взрослыми

3 года

Понимает содержание

рассказов, сказок о

событиях, которые сам не видел, но отдельные

элементы знакомы

Пользуется

придаточными

предложениями

Почему?

Когда?

Называет

4 цвета

Использует по

 назначению

геометрические фигуры (путем

наложения)

Начало ролевой

игры

Перешагивает через палку,

приподнятую над

полом на

расстоянии 30—35 см

Пользуется

салфеткой  

 при еде

Одевается самостоя-

тельно с небольшой

помощью взрослого

Делает сложные

Постройки (гараж, лестница,

дом), называет их и обыгрывает

С помощью  пластилина,

Карандаша изображает

Простые предметы и

Называет их (яблоко,

солнышко,домик)

Проявляет

самостоятельность,

независимость,

часто употребляет

«я  сам»

4 года

Понимает

содержание картинок со

скрытым смыслом

При рассма-тривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуясь много-

словными

придаточными предложениями

Классифицирует

предметы,

раскладывая на 2 группы

(4-я лишняя)

Называет 6

Цветов (красный,

синий, зеленый,

желтый, голубой,

розовый)

Складывает

разрезную

картинку из   3—4частей

Играет в ролевые

игры с 2-3 детьми,

распределяя

роли и выполняя их

Умеет

подпрыгивать на

двух ногах,

продвигаясь вперед

Ест из

мелкой

тарелки,

пользуется вилкой

При одевании само-

Стоятельно застегивает

пуговицы, молнии,

завязывает шнурки

Планирует свои постройки,

использует

различные

строительные деталив соответствии с их

 конструктивными свойствами

В рисунке использует

предметы из  нескольких

частей:дом, машина,  поезд

В деятельности

начинает ставить цель, соподчиняя между собой

отдельные мотивы действий

КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТ  (группы развития)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

1.        Дети с опережением в

развитии:

а)        на 2 эпикризных срока;

б)        на 1 эпикризный срок.

2.        Дети с нормальным развитием

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок:

а)        I степень: задержка 1—2 показателей;

б)        II степень: задержка 3—4 показателей;

в)        III степень: задержка 5—7 показателей

Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:

а)        I степень: задержка 1—2 показателей;

б)        II степень: задержка 3—4 показателей;

в)        III степень: задержка 5—7 показателей

Дети с задержкой в развитии на 3

эпикризных срока:

а)        I степень: задержка 1—2 показателей;

б)        II степень: задержка 3—4

показателей;

в)        III степень: задержка 5—7  показателей

Дети с задержкой в развитии на 4 эпикризных срока:

а)        I степень: задержка 1—2

показателей;

б)        II степень: задержка 3—4 показателей;

в)        III степень: задержка 5—7 показателей

Дисгармоничное развитие. Часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть на 2 эпикризных срока

Негармоничное развитие. Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть выше на 1 эпикризный срок

Дисгармоничное развитие. Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть выше на 2 эпикризных срока

Дисгармоничное развитие. Часть показателей ниже на 1, часть на 2, часть на 3 эпикризных срока

Дисгармоничное развитие.

Часть показателей ниже на 1, часть на 2, часть на 3, часть на 4 эпикризных  срока

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С  1 ГОДА 3 МЕС. ДО 3 ЛЕТ

Игры и действия с предметами

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

1 год 3 мес.

Воспроизводит ряд разученных действий.

1.        Кормит куклу (кукла, чашка).

2.        Строит башню, поезд (2 кубика, 2 кирпичика).

3.        Нанизывает на стержень кольца одной величины

1.        Показ предметов и действия с ними.

2.        Сюжетные показы

1 год 6 мес.

Отображает отдельные действия.

1.        Кукла, расческа.

2.        Кукла, носовой платок

3.        Наблюдения.

4.        Руководство играми с проблемной ситуацией

1 год 9 мес.

Воспроизводит несложные постройки типа ворот, скамейки, перекрытия

5. Предложение использовать в игре предметы-заместители

2 года

Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию "Купание куклы"» (кукла, ванночка, губка, полотенце, кубик, мыло)

Воображаемые предметы

2 года 6 мес.

Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец).

Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает

1.        Кукольный театр.

2.        Игры с ролями.

3.        Настольные игры с сюжетными игрушками

3 года

Начало ролевой игры

4.        Дидактические игры.

5.        Строительные игры

Речевое развитие

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

Понимание речи

Активная речь

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро растет. Предметы:

1)        игрушки — часы, машина, мячик,
собака;

2)        одежда;

3)        ориентировка в окружающем

Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности

1.        Чудесный мешочек
(предметы с называнием).

2.        Отдельные картинки.

3.        Экскурсии в помещении.

4.        Игры звуками.

5.        Игры пальчиками.

6.        Показ предметов в действии

1 год 6 мес.

Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации). Предметы:

1)        кошка белая, черная, маленькая.
Собака белая, большая;

2)        ложка игрушечная, ложка десертная, совок

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное. Материал: кукла, зайчик, машина, котенок

1 год 9 мес.

Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».

1)        Мальчик кормит собаку.

2)        Мама купает малыша.

3)        Дети обедают

Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении)

1.        Сюжетные показы.

2.        Картинки в действии,
несложные.

3.        Выполнение поручений
(найди, принеси, поставь).

4.        Рассказы по картинке.

5.        Проговаривание четверостиший.

6.        Мелочь

2 года

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации

2 года 6 мес.

Грамматика

Вопросы

1.        Теневой кукольный театр.

2.        Экскурсии, наблюдения.

3.        Рассказы по картинке.
4. Дидактические игры.
Лото «Малышам», «Кому что нужно?»

В речи использует многословные предложения в естественной ситуации

«Где?» «Куда?»

3 года

В опыте речи ребенка появились придаточные предложения

«Почему?» «Когда?»

Сенсорное развитие

Возраст

Форма

Величина

Цвет

1

2

3

4

1 год 3 мес.

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см

1 год 6 мес.

Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпич, пирамида (в 3 см)

1 год 9 мес.

Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см

2 года

Ориентируется в 3 — 4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов — варежки)

j0308655 копия копияj0308655 копия копияj0308655 копия копия

    к            с             з                    к с з

                                                           

2 года 6 мес.

Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпич, пирамида, цилиндр, конус (подбор по образцу)

 

                                                                                                          

                                                              j0308655 копия копия копия                                           

Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов)

3 года

Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Называет четыре цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образа Я,у детей второго и третьего года жизни.

Возрастной период до трех лет. У детей   раннего возраста интенсивно развиваются навыки  действия с окружающими их предметами. Это помогает  сформировать  у малыша «копилочку»...

Презентация "Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни"

Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни...

"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...

Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни

Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Целью данной консультации является знакомство родителей и педагогов с возрастными особенностями детей 2-3 лет. В статье мы изучим причины того или иного поведения у детей данного возраста; а так же ра...

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как буд - то он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ...

Карта нейро-психологического развития ребёнка, второго и третьего года жизни.

Рабочий материал для педагогов групп раннего возраста....