Развитие образа Я,у детей второго и третьего года жизни.
статья (младшая группа) по теме

Бойко Ксения Григорьевна

Возрастной период до трех лет. У детей   раннего возраста интенсивно развиваются навыки  действия с окружающими их предметами. Это помогает  сформировать  у малыша «копилочку» знаний о себе, своих возможностях, способностях, умениях. Что же нового о себе приобретают малыши на втором и третьем году жизни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_obraza_ya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие образа Я: второй и третий год жизни

Возрастной период до трех лет. У детей   раннего возраста интенсивно развиваются навыки  действия с окружающими их предметами. Это помогает  сформировать  у малыша «копилочку» знаний о себе, своих возможностях, способностях, умениях. Что же нового о себе приобретают малыши на втором и третьем году жизни?

        
Двухлетние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху матери, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забавный звук. Эти требования и просьбы  говорят о стремлении ребенка оказывать влияние на поведение взрослых. Дети не стали бы   этого требовать от родителей, если  бы не чувствовали уверенность в том, что  любимые мама и папа  их послушают. Таким образом, можно полагать, что дети "знают" о своей способности влиять на поведение других людей.


Обычно на третьем году жизни, когда дети начинают говорить короткие предложения, они комментируют свои действия. Карабкаясь на диван, малыш приговаривает: "Я сяду", строя из кубиков башню, говорит: "Я строю", а направляясь в столовую, повторяет: "Хочу печенья". Дети комментируют так же названия предметов и событий по отношению к себе. Например, ребенок говорит: "Я сижу", "Моя машина", "Моя шапка", "Я играю в куклу". Дети двух лет начинают использовать  местоимения "я", "мне", "ты",  констатируя отличие себя от других.

О формировании  сознания своего Я на втором году жизни свидетельствует тот факт, что он начинает легко узнавать себя на фотографиях. Поэтому, им очень нравиться рассматривать себя на фото в альбомах. (Поэтому мы  в группе создаем такие  «шедевры»  совместного творчества  родителей и малышей).Детям очень нравятся эти альбомы они с большим удовольствием   рассматривают их.  Малыши в этом возрасте, начинают сознательно  использовать зеркало, для коррекции своего внешнего вида. Играют нередко со  своим отражением, рассматривают себя, так и эдак , гримасничают  либо разглядывают  свою одежду,   рассматривая то ,что видно только в зеркале: рисунок на платье, шапочку или бантик на голове.

Чувство собственности. Играя в игрушки некоторое время, ребенок начинает думать , то с чем он в данный момент действует принадлежит ему по праву. Поэтому иногда малыш не реагирует на «обидчика» отнявшего у него игрушку в первый раз.  Но зато во второй, скорее всего уже вернет «свое»обратно. Ребенок  таким способом утверждается в чувстве собственности.

Чувство сопереживания. Малышу уже свойственно чувство сопереживания.Он утешает сверстников, угощает  своим «вкусненьким» расстроенную чем - то маму, гладит, целует. Говорит ласково. В этом выражается использование его лично пережитого опыта и он находит ему применение.

Что же нового о себе приобретают дети третьего года жизни.

 

В режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные детьми ранее. Ребенок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трем годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: развязывает шнурки, расстегивает спереди пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребенок мог легко действовать сам.

Третий год жизни -- это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Дети самостоятельно и аккуратно едят, правильно держат карандаш, могут расстегнуть и застегнуть пуговицы. Совершенствование ходьбы заключается в развитии координации движений ног и рук. Дети могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде. Ребенок согласует свои движения с внешними условиями, например меняет движение в зависимости от темпа музыки. Происходит совершенствование и таких движений, как бег, лазание, бросание.

Малыш много двигается, не может длительное время сохранять неподвижность, но быстро устает от однообразных движений. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей, в частности мягкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Воспитатель использует разнообразные средства для развития движений детей. Среди них -- режимные процессы: умывание, одевание, кормление. Постоянное и частое повторение разнообразных и сложных движений, которые ребенку приходится выполнять во время этих процессов, делают его более ловким.

Программа воспитания в детском саду определяет следующие ведущие линии в развитии детей третьего года жизни:

  активная направленность на выполнение действия без помощи взрослого, простейшие формы выражения самостоятельности;

   дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и появление элементарных видов речевых суждений об окружающем;

  образование новых форм отношений между детьми, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность - важное и сложное качество личности.

По мере накопления детьми конкретных сведений взрослые меньше показывают, а чаще прибегают к словесному указанию. Вначале объяснение носит более подробный характер, но постепенно становится возможным ограничиться краткими напоминаниями.

На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями. Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие предметы и действия, связанные с непосредственным чувственным опытом, но и обозначающие качества, свойства предметов. Так, на вопрос “Кто летает?” ребенок отвечает: “Бабочка летает, муха летает, самолет летает” (2 года 9 мес.). Или воспитатель говорит: “У тебя красное платьице, а где еще ты видишь красный цвет?” Ребенок отвечает: “Красный флажок, бантик у Кати, красные кубики, а еще арбуз бывает красный”.

Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения: “На улице холодно, надо надеть пальто”, “Снег, как сахар” и т. п. О незнакомом взрослом человеке, который проверяет пульс у ребенка, дети спрашивают: “Он что, доктор?”. Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда, игрушки).

Малышей учат понимать разнообразные вопросы: “Кто это?”, “Что это?”, “Во что одет?”, “Что везет?”, “Почему? ”, “Когда? ”, “Зачем? ”

Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с малышом нужно побуждать его рассказывать о празднике, прогулке и пр.

Словарь детей растет так быстро, что трудно поддается точному учету. К трем годам в нем насчитывается 1200 -1500 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя еще не всегда правильно. В речи детей много глаголов, существительных, пользуясь которыми они строят простые предложения: “Я нарисую самолет”, “Машину построю”. Они начинают пользоваться предлогами, прилагательными, хотя их еще недостаточно в словаре.

Формирование речи определяет возникновение новых форм отношений между малышами, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.

Речь служит не только основным средством общения ребенка со взрослыми (что уже имело место к двум годам), но и средством общения с другими детьми. Взаимоотношения между детьми, когда они понимают речь и уже сами владеют ею, надо регулировать разъяснением, подсказом форм положительных взаимоотношений: “Федя, дай Ване покататься на машинке, а потом он тебе даст”, “Денис, не отнимай у Алеси кубики, возьми себе другие. Посмотри - в корзинке еще есть”.

Наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми создает игровая деятельность: дети приучаются действовать согласованно, учатся уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. От уровня игровой деятельности зависит уровень детских взаимоотношений.

В конце второго- начале третьего года жизни перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей в более старшем возрасте.

С целью развития и обогащения игровой деятельности надо проводить наблюдения, игры-занятия с куклами, содержание которых подсказывают действия с игрушками: куклу можно покормить, уложить спать, полечить. Небольшие инсценировки с куклой знакомят детей с некоторыми правилами поведения: нужно не отнимать игрушку, а попросить ее; игрушку после игры следует убрать на место и т. п.

На третьем году жизни наряду с теми видами , которые отмечались ранее (наблюдение за окружающим, действия с предметами, игрушками, сюжетные игры), появляются новые. Дети любят рассматривать книжки, картинки, при этом говорят, спрашивают, с интересом и вниманием слушают, что им рассказывают взрослые.

Малыши начинают рисовать, лепить (правда, пока еще на занятиях, с помощью воспитателя)

Постепенно развивается конструктивная деятельность. Играя со строительным материалом, ребенок не только воспроизводит показанные взрослыми постройки, но и пытается повторить и соорудить что- то  сам.

В этом возрасте детей привлекают трудовые действия взрослых, они охотно выполняют их поручения: с удовольствием  помогают убрать игрушки (под наблюдением воспитателя.) Воспитание у малышей интереса к трудовым действиям, привлечение их к посильной помощи взрослым закладывает основы трудового воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни"

Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни...

"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...

Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни

Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Целью данной консультации является знакомство родителей и педагогов с возрастными особенностями детей 2-3 лет. В статье мы изучим причины того или иного поведения у детей данного возраста; а так же ра...

Подбор развивающих игр в домашних условиях для детей второго и третьего года жизни

Часто у родителей малышей возникает вопрос, в какие игры поиграть с ребенком, чтобы они не только развлекали малыша, но и были полезны для его развития. Приведенные примеры игр соответствуют возрастны...

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как буд - то он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ...

Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни (карта)

Эпикризный срок  Л и н и и     р а з в и т и яПонимание речиАктивная речьСенсорное развитиеИгра и действие с предме­тамиДвиженияНавыкиКонструктив­ная деятельность...