Обобщение опыта. Тема: «Создание образовательного пространства для реализации регионального компонента у дошкольников».
статья

Мамадалиева Ольга Викторовна

Обобщение опыта.

Тема: «Создание образовательного пространства для   реализации регионального компонента у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта.

Тема: «Создание образовательного пространства для   реализации регионального компонента у дошкольников».

 Актуальность

 Введение регионального компонента в содержание основной образовательной программы позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного Ямала на уровне доступном их пониманию.

   Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

    Основными целями национально-регионального компонента являются:

    - создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона (Ямало-ненецкий автономный округ);

    - обеспечение единства образовательного пространства.

 Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств.

Введение

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Работа наша выстроена по следующим направлениям:

- Внедрение инновационного проекта «Ямал - наш общий дом»;

- Создание программы «Региональный компонент».

Первое направление.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона. 

Для этого с нашими педагогами будут проводиться семинары, педагогические советы, мастер-классы.

Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются центры краеведения: подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом, родным краем и родной страной. Дети в условиях свободного доступа пополняют знания о родном крае. Предлагаемый материал систематически меняется, обновляется, дополняется.

С детьми – чтение художественной литературы, экскурсии в детскую библиотеку,   в музей «Освоение Севера», участие в конкурсах «Мечеть глазами детей», «Рождественский Вернисаж», «Пасхальный Вернисаж» и т.д.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы
сотрудничества
с семьей: вовлечение родителей в создании образовательного пространства для реализации регионального компонента у дошкольников. Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое   строится на понимании   того, что   родители – это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья является   источником и звеном передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей, через организацию общих дел, проектов, участие в различных акциях, праздниках, развлечениях, театрализованных представлениях, тренингах, родительских собраниях, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами (куклы в национальной одежде)

Наряду с изучением, пополняется материал по изучению регионального компонента, оформленный в патриотическом уголке

Шагая в ногу со временем, также составлена электронная рабочая тетрадь  «Край Северный, Ямальский»  на интерактивном комплексе АЛМА , картотека презентаций, видеороликов по данной теме.

Второе направление.

Содержание образовательных областей, относящихся к Региональному компоненту, реализуется в виде интегрированных комплексно - тематических недель, проектов, социальных акций и пр. Период и длительность реализации их определяется ситуацией жизнедеятельности ДОУ. Формы организации образовательной деятельности, используемые педагогами:

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой родине.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же – это знания и представления детей об истории города, региона, округа   о достопримечательностях, об обычаях, традициях; бережное отношение к природе родного края… Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному краю, родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками. Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников   стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

 Ямало-ненецкая подвижная игра «ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

           Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...

Тема: «Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента».

Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента...

конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...

Семинар - практикум «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» №1 «ИКТ»

Семинар - практикум«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» №1«ИКТ»Цель: повышение педагогической компетенции сотруднико...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...