Консультации для педагогов
консультация (старшая группа)

Кашаева Анастасия Владимировна

Предварительный просмотр:

«Музейная педагогика – как средство развития познавательной активности и формирования целостной картины мира у ребенка дошкольника».

 

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес, озадачивая маленького философа вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п. Термин «музейная педагогика» пришел из Германии, где он появился на рубеже XIX - XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. 

 Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует  решению следующих задач:

-учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

-формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

-формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

-формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

-развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

-вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим  строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.

Цели мини-музея:

1.Реализация направления «Музейная педагогика».

2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4.Формирование у дошкольников представлений о музее.

5.Расширение кругозора дошкольников.

6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9.Развитие творческого и логического мышления и воображения.

10.Формирование активной жизненной позиции.

Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном.  Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Создание музея дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, разработки авторской программы. Концептуальная основа  организации музейно-образовательной среды ДОУ - субъектный и культурологический подходы к дошкольному образованию.

 



Предварительный просмотр:

Мотивация  дистанционного                      обучения.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Актуальность темы также обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями, интернетом.

Таким образом, «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.

В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.

В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога.

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет - технологий.

Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.

Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний.

Мотивация  дистанционного  обучение  предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать  все условия для этого, заинтересовать ребенка в получении знаний.

Мотивация дистанционного обучения дошкольников - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка к деятельности.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

 Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

1.Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

2.Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

3.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

4.Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Дистанционное обучение – это работа в тесной связке

Воспитателя + Родителей + Ребенка

Источники мотивации:

Мультимедийные презентации;

Видео;

Исследовательская деятельность.

Что традиционно мотивирует ребенка?

Одобрение;
Успех, поощрение родителей и воспитателей;

Подарки и бонусы.

В дистанционном обучении есть свои нюансы. Ребенок не может сравнить свои достижения с успехами других детей. Она будто заперта в собственном пространстве. Единственным критерием ее успешности является результат оценивания воспитателей. Работа в группах дает возможность воспитателя создать для ребенка ситуацию успеха рядом со сверстниками. Сравнения и соревнования - это одна из традиционных форм мотивации. Стойкий эффект имеет внутренняя мотивация, осознанное и радостное стремление к знаниям, как к источнику бесконечного развития, самореализации, поиска и достижения сопутствующего успеха.

Роль родителей:

Значительное влияние на развитие мотивации обучения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы воспитателей:
•интересоваться делами,  ребенка;
• помогать при выполнении  заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
• объяснять ребенку, что его неудачи  - это недостаток приложенных усилий;
• чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

 Роль ребенка:
Каждый ребенок имеет свои природные задатки, которые можно развить или загубить, если не будет их развивать. Развивая то, что имеет, ребенок приобретает новые задатки, которые помогают ему достичь успеха. Если ребенок  не идет вперед в своем развитии, она даже не стоит на месте, а начинает деградировать. Особенно это заметно в современном стремительном мире, где ежедневно происходит тысячи открытий. Стоять на месте нельзя! Но для того, чтобы ребенок это понял, нужны: энтузиазм,

заинтересованность ребенка.

В результате этого  произойдет внутренняя мотивация:  почему мне это нужно? Для чего?
В дистанционном обучении роль ребенка  огромна. Можно сказать, она доминирует над ролью взрослого, который может контролировать, заставлять, стимулировать, но это никогда не будет иметь эффекта, если сам ребенок не разовьет свою внутреннюю  мотивацию. Задача взрослого - помочь ему это сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....