Социальное партнерство детского сада и родителей
статья

Ясинова Ольга Николаевна

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные требования и подходы к осуществлению социального партнерства детского сада и семей воспитанников. Представлены этапы, принципы, формы и результаты данного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_detskogo_sada_i_roditeley.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство детского сада и родителей

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные требования и подходы к осуществлению социального партнерства детского сада и семей воспитанников. Представлены этапы, принципы, формы и результаты данного взаимодействия.

Ключевые слова. Социальное партнерство, этапы взаимодействия педагогов с родителями, принципы и формы взаимодействия, результаты социального партнерства.

Признание государством первостепенной важности семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и детского сада и трактуется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях по воспитанию, развитию и обучению детей. Расширение сферы участия родителей в образовательном процессе обусловлено требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» и Стандартом дошкольного образования, являясь, одновременно, способом повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание подрастающего поколения. Такое участие родителей и есть социальное партнерство между семьей и педагогическим коллективом детского сада.

Термин «сотрудничество» определяется как «взаимодействие детского сада и родителей детей, направленное на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий» [2, с. 301].

Партнерство предполагает равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени несут ответственность за результат.

Социальное партнерство можно определить, как один из способов социализации ребенка, направленный на его безболезненное вхождение в общественную жизнь. От того, насколько грамотно и качественно будет этот процесс осуществим, зависит становление самооценки, успешность и полноценное развитие личности [1; 6].

Социальное партнерство возможно осуществлять в нескольких направлениях: во-первых, выстраивание долговременных связей с социальными объектами с целью конкретного знакомства детей с их возможностями через участие в занятиях, совместных мероприятиях системы дополнительного образования, библиотеками, театром и др.; во-вторых, это взаимодействие с родителями и членами семей воспитанников, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

При этом, как показывает опыт такого сотрудничества и партнерства, проблему взаимодействия необходимо рассматривать с двух позиций: с одной стороны – это «детский сад – семье», с другой стороны – «семья – детскому саду» [5].

В позиции «детский сад – семье» процесс партнерства направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказывая им психолого-педагогическую поддержку со стороны специалистов детского сада. Для этого в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и др.

 Составляющая «семья – детскому саду» характеризуется активным включением родителей в образовательный процесс. Для этого используются следующие формы: экскурсии, праздники, развлечения, походы, детско-родительские клубы и др.

Рассматривая данный двусторонний процесс, мы видим главную его цель: формирование грамотного родителя. Необходимость и важность данной деятельности основывается на следующих позициях:

  • потребности родителей в поддержке;
  • праве ребенка на педагогически образованных родителей;
  • стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (алкоголизм, преступность, психические отклонения и др.) [3].

Для достижения столь важной цели ежегодно планируется деятельность педагогов в данном направлении, которая состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей, обсуждается содержание и формы работы с родителями. Это необходимо для дальнейшего планирования.

Второй этап направлен на установление между воспитателями и родителями межличностных доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. При этом очень важно заинтересовать родителей той деятельностью, которую планируется с ними проводить, сформировать у них положительный образ собственного ребенка.

Третий этап формирует у родителей более полный образ своего ребенка и правильное его восприятие посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье, и которая оказываются неожиданной для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, взрослыми, его отношения к труду, достижениях в различных видах детской деятельности.

Четвертый этап направлен на ознакомление педагога с проблемами родителей и членов семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в деликатный диалог с родителями, которые рассказывают не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

Наконец, пятый этап включает планирование конкретного содержания работы, обсуждаются и выбираются формы сотрудничества.

Все пять этапов работы опираются на следующие основные принципы организации:

  • открытость детского сада для семьи, т.е. каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок в условиях детского сада;
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, т.е. совместное обсуждение проблем и путей их решения;
  • отсутствие формализма в организации работы с семьей, т.е. выбор и реализация только тех форм и мероприятий, которые реально осуществимы и заранее обсуждены;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию ребенка в семье и детском коллективе;
  • применение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия воспитателя и родителей также разнообразны – это традиционные и нетрадиционные формы. Их можно характеризовать по трем направлениям: коллективные, наглядно-информационные, индивидуальные [4].

К коллективным формам относятся: родительские собрания, Дни открытых дверей, тренинги, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, «круглые столы», конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.

К наглядно-информационным формам принадлежат выставки детских работ, библиотека для родителей, стенд с краткой информации, фотовыставка, устный журнал и др.

Индивидуальные формы являются наиболее эффективными, так как учитывают особенности того или иного ребенка, той или иной возникшей ситуации. Это консультации, анализ педагогических ситуаций, беседы, поручения родителям и др.

Осуществляя партнерство и сотрудничество с родителями, воспитателю необходимо проявлять инициативу и выбирать индивидуальные формы, методы для взаимодействия с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Применяя индивидуальный подход, можно разработать многообразные способы включения в общую работу большей части семей воспитанников группы [6].

Действительно, опора на имеющийся опыт и положительные качества родителей определяют успешность социального партнерства. По мере того, как развиваются взаимоотношения с родителями, крепнет доверие с их стороны педагогам и коллективу детского сада, у них формируются определенные компетенции, которые необходимы для воспитания и развития ребенка.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.

Очень сближает педагогов и родителей совместные досуги и мероприятия с детьми. При их подготовке родители могут стать активными участниками каждого этапа и быть задействованы практически во всех подготовительных мероприятиях:

  • обсуждении идей, замыслов предстоящего мероприятия;
  • помощи в разработке сценария;
  • разучивании песен, стихов, танцев, работе над ролью;
  • помощи в оформлении помещения;
  • пошиве праздничных костюмов;
  • подготовке отдельных номеров;
  • изготовлении сюрпризов и подарков;
  • подготовке праздничного стола и др.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняя изолированность, недопонимание между ними, вселяя уверенность в успехе совместной работы, тем самым решая многие проблемы.

Реализуемая в нашем детском саду система социального партнерства с родителями воспитанников дает хорошие результаты: на 23% увеличилась доля участия родителей в образовательном процессе; на 37% повысилась педагогическая культура родителей; на 42% увеличилось количество индивидуальных обращений по вопросам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, планирование и организация социального партнерства с семьями воспитанников требует четкого продумывания форм, методов работы для обеспечения их соответствия поставленным задачам, особенностям и возможностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это важно для того, чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

Литература

  1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – Текст : непосредственный. – Москва : ТЦ Сфера, 2009.  – 128 с.
  2. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Н.А. Виноградова Н.А. и др. – Текст : непосредственный. –  Москва : Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
  3. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – Текст : непосредственный. – Москва : Мозаика - Синтез, 2007. – 144 с.
  4. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. - сост. Н. М. Сертакова. – Текст : непосредственный. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
  5. Инфоурок : ведущий образовательный портал России : [сайт].- URL: http://infourok.ru/socialnoe-partnerstvo-detskogo-sada-i-semi-3270801.html (дата обращения 06.09.2020). – Текст : электронный.
  6. Лебедева, С. С. Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцева. – Текст : непосредственный. – Санкт-Петербург : Детство - Пресс, 2001. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство детского сада и семьи.

Статья о необходимости тесного сотрудничества детского сада и семьи....

"Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей культуры здоровья"

Теоретическая часть1.     Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явлениеСогласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья л...

Социальное партнерство детского сада и родителей как ресурс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях  реализации ФГОС ДО, но и от степени вовле...

Проект "Школа молодых родителей "Кроха" как форма социального партнерства детского сада и семьи

    На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифф...

«Социальное партнерство детского сада, школы, школьного музея, библиотеки, театра и родителей»

Социальное партнерство достаточно новое явление для системы образования. В широком смысле определяет как совместную коллективную распределительную деятельность различных социальных групп, которая...

Презентация опыта Детско-взрослые проекты как современная форма социального партнерства детского сада и семьи.

 Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг др...