Программа дополнительной образовательной услуги по художественно-творческой направленности
рабочая программа (старшая группа)
Проведение занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста оригами «Сказочный мир оригами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДOУ ДС №56 «Северяночка»
ЛТ.В. Ревкова Приказ № от « » 2022г.
Владимировна
Подписан: Ревкова Татьяна Владимировна
DN: OU=1, O="МБДОУ ДС №56 ""Северяночка""",
CN=Ревкова Татьяна Владимировна, E=mbdou56nv@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: город Нижневартовск Дата: 2022-09-13 16:27:19
Foxit Reader Версия: 9.7.1
ПРОГРАММА
дополнительной образовательной услуги по художественно-творческой направленности
Проведение занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста оригами
«Сказочный мир оригами» на 2022-2023 учебный год
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
Протокол № от « » 2022 г.
г. Нижневартовск, 2022 г.
Оглавление
I. Целевой раздел | ||
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.1.1 | Цели и задачи Программы | 3 |
1.1.2 | Принципы и подходы реализации программы | 3 |
1.2 | Планируемые результаты | 3 |
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы | 4 | |
1.3 | Характеристика возрастных особенностей развития художественно- творческих способностей у детей | 5 |
II.Содержательный раздел | ||
2 | Описание образовательной деятельности по развитию интеллектуально - познавательных способностей у детей. | 7 |
2.1 | Формы организации деятельности на занятиях | 6 |
2.2 | Ведущие формы проведения занятий | 6 |
2.3 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 7 |
2.4 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 7 |
III.Организационный раздел | ||
3.1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 7 |
3.2 | Кадровые условия реализации Программы | 7 |
3.3 | Материально – техническое обеспечение Программы | 8 |
3.4 | Планирование образовательной деятельности | 8 |
3.4.1 | Учебный план | 8 |
3.4.2 | Расписание непосредственно образовательной деятельности | 9 |
3.4.3 | Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию художественно-творческих способностей у детей 1 год обучения | 9 |
3.5 | Список литературы | 25 |
- Целевой раздел
Пояснительная записка.
«Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир».
Валентина Дегтева.
Программа кружка «Сказочный мир оригами» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и направлена на развитие творческих способностей посредством техники оригами.
Искусство складывания фигурок из бумаги своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. «Оригами» японского происхождения и состоит из двух слов:
«ори» — сложенный и «ками» — бумага. Оригами — это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.
Оригами оказывает большое влияние на развитие творческого воображения и восприятия. активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). В самом начале работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия — осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.
Занятия оригами являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка; дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для таких дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. Для того чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания — все это стимулирует и развивает память, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Кроме того, включая поделки из оригами в ролевые игры, инсценировки сказок, что позволяет развивать коммуникативную сферу ребенка.
Оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Фигурки – это символы, и это дает возможность ребенку додумать их, пофантазировать.
Актуальность программы заключается в том, что творческий процесс в оригами не долог, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты своего труда. Ребенок овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. Используя доступный и универсальный материал – бумагу.
Еще в XIX в. складывание фигур из бумаги как мощный педагогический прием рекомендовал немецкий гуманист Фридрих Фребелъ. Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Систематические занятия с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Цели и задачи Программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- научить следовать устным инструкциям;
- обучить различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать художественный вкус, творческие способности
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к искусству оригами;
- воспитывать коммуникативные способности детей;
- воспитывать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.
Принципы и подходы реализации программы
- Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
- Принцип наглядности
- Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
- Принцип доступности
- Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
- Принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы
- Последовательность и систематичность
- Личностно-ориентированный подход
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
Планируемые результаты
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
По окончании обучения должны знать:
-простейшие правила организации рабочего места;
-правила безопасности труда при работе с клеем, ножницами;
-виды бумаги и правила работы с ней;
-основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник.);
-основные термины, используемые в оригами;
-базовые формы оригами, последовательность их изготовления.
По окончании обучения должны уметь:
-различать виды бумаги;
-определять виды геометрических фигур;
-следовать устным инструкциям
-складывать основные базовые формы оригами: книжка, дверь, блин, треугольник, воздушный змей, двойной треугольник;
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
-конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
-соблюдать правила культуры труда, работы в коллективе.
-соблюдать правила безопасности труда.
Результат освоения программы – умение конструировать из бумаги, формирование у детей интереса к обучению, уверенности в своих силах, любви к выдумке и фантазии.
Диагностический инструментарий.
- Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;
- умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей»,
«блин», «дверь», «двойной треугольник». Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, Низкий уровень – не может сделать.
- Умение сделать изделие, следуя за показом учителя и слушая устные пояснения. Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, Низкий уровень – не может сделать.
- Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Характеристика возрастных особенностей
Программа разработана для детей 5-6 лет.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте концентрация внимания ребёнка на изготовление поделки составляет 10-15 минут, затем интерес начинает пропадать. Для поддержания внимания и желания трудиться, на занятиях используются стихи, скороговорки, сказки, физкультминутки, игры с готовыми фигурками оригами. Одним из основных условий реализации программы является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий, тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Характеристика особенностей развития детей старшей группы (5-6 года), значимые для реализации программы.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Особенности содержания программы по развитию интеллектуально - познавательных способностей
Особенности содержания программы:
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности
Формы организации деятельности на занятиях
индивидуальная | - ребенку дается самостоятельное задание с учётом его возможностей |
фронтальная | - работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма |
групповая | - разделение на минигруппы для выполнения определенной работы |
- Ведущие формы проведения занятий
Методы и средства реализации программы
Преобладают игровой, наглядный, репродуктивный и продуктивный методы.
Основные формы и средства обучения:
1.Беседа, рассказ, загадывание загадок 2.Рассматирвание иллюстраций
- Интеграция образовательных областей
- Показ образца выполнения последовательности работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Составление альбома тематических работ.
- Проведение выставок детских работ (тематические, авторские).
- Инсценировка детских художественных произведений. Диагностика умений, навыков работы с бумагой.
Способы и направления поддержки детской инициативы
- Персональные и совместные выставки детей.
- Участие в интернет конкурсах.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Формы общения с семьей:
- Консультация «Оригами- древнее искусство»;
- Мастер – класс для родителей в рамках Недели семьи «Оригами для всей семьи;
- Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Реализация программы кружка требует наличия кабинета. Учебный кабинет со столами и стульями, который соответствует санитарным нормам и правилам для полного состава группы.
Кабинет творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью данного кабинета является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
3.2. Кадровые условия реализации Программы
Непосредственно образовательную деятельность по развитию художественно- творческих способностей проводит педагог Кыкина Елена Николаевна
3.3 Материально – техническое обеспечение
- Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением.
- Полочки для хранения наглядных пособий и готовых изделий.
- наглядные пособия (схемы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения, учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- бумага офисная белая,
-бумага цветная,
- картон цветной,
-картон белый,
- клей ПВА,
- ножницы,
- линейка,
- простой карандаш,
-цветные карандаши,
- фломастеры.
Планирование образовательной деятельности
- Учебный план
№ п/ п | Наименование услуги | Форма проведени я | Кол-во детей | длительн ость занятия (минуты) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год |
1. | Проведение занятий по развитию художественно- творческих способностей у детей | Групповая | 10 | 30 | 2 | 8 | 64 |
Расписание непосредственно образовательной деятельности
№ | Наименование занятий | Форма занятия | Кол-во детей | День недели | Время и место проведения |
1. | Проведение занятий по развитию художественно- творческих способностей у детей | групповая | 10 | 1,3 неделя месяца. Вторник Четверг 2,4 неделя месяца Среда пятница | 17.00-17.30 17.00-17.30 17.00-17.30 17.00-17.30 |
- Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по развитию художественно – творческих способностей у детей
Месяц | Тема | Задачи | Материал | ||
Октябрь | Познакомить детей с историей | ||||
искусства оригами. | |||||
Показать разнообразие видов | 1.Иллюстрации | с | |||
бумаги, ее | свойств (разного | изображением | |||
1. Знакомство с искусством оригами | цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, | различных фигурок, выполненных в технике | |||
мнется) | оригами. | ||||
Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. | 2.Цветная бумага различных цветов. | ||||
2.Знакомство с искусством оригами | Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, верхний угол, нижний угол, левый угол, правый угол, левая верхняя сторона, правая верхняя сторона, левая нижняя сторона, правая нижняя сторона |
| |||
3.Превращения квадратика | Знакомство элементами технике | с основными складывания в «оригами»: | 1.Схемы с изображением условных |
складывание квадрата пополам, | знаков и приёмов | ||
по диагонали, найти центр | складывания. | ||
квадрата, складывая его по | 2.Цветная двусторонняя | ||
диагонали и пополам, загнуть | бумага. (квадраты | ||
край листа к середине, | 15х15) | ||
определив ее путем сгибания | |||
квадрата пополам, по диагонали, | |||
загнуть углы квадрата к центру. | |||
Развивать творческое воображение и фантазию. | |||
Знакомство с основной базовой | 1.Схемы с | ||
формой «книжка». | изображением условных | ||
Повторить основные элементы | знаков и приёмов | ||
складывания. | складывания. | ||
4.«Дом» | Учить точному совмещению | 2.Цветная двусторонняя | |
углов и сторон в процессе | бумага. (квадраты | ||
складывания, тщательно | 15х15) | ||
проглаживать линии сгиба. | 3.Готовый образец. | ||
Превращение квадратика в дом. | |||
Познакомить с базовой формой | 1.Схемы с | ||
«дверь». | изображением условных | ||
Отработка основного элемента | знаков и приёмов | ||
складывания – загнуть край | складывания. | ||
5.«Для чего нужна | листа к середине, определив ее | 2.Цветная двусторонняя | |
дверь?» | путем сгибания квадрата | бумага. (квадраты | |
пополам, | 15х15) | ||
Складывания домика (занятие № | 3.Клей, кисти, клеёнка, | ||
3), складывание двери, | тряпочки. | ||
приклеивание двери на домик. | 4.Готовый образец. | ||
6. Базовая форма | Преобразование базовой формы в разные поделки. Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, | 1.Схемы с | |
«Треугольник» «Лягушка» 7. «Мышка» | изображением условных знаков и приёмов | ||
«Заяц» | складывания. | ||
8. «Лиса» |
«оживлять» ее с помощью рисования. |
(квадраты 15х15) 4.Готовый образец. | ||
Ноябрь | Базовая форма «Треугольник»
| Преобразование базовой формы | 1.Схемы с |
в разные поделки. Научить | изображением условных | ||
складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить | знаков и приёмов | ||
острый угол, делать складку | складывания. | ||
«молния». Закрепить прием | 2.Цветная двусторонняя | ||
перегибание треугольника пополам, с | бумага. (квадраты | ||
опусканием острых углов вниз. | 15х15) | ||
3.Белая бумага | |||
(квадраты 15х15) | |||
4.Готовый образец. | |||
12. «Книжка» - теремок. Ожившая сказка «Теремок» | Развивать диалогическую речь. Развитие эстетического вкуса. | Закрепить умение мастерить поделки, использую базовую форму «книжка» для | |
изготовления домика – | |||
теремка. | |||
Закрепление базовой формы |
| ||
«дверь», основных элементов | |||
13. «Гриб» | складывания. | ||
Складывание поделки «Гриб» на | |||
основе базовой формы «дверь». | |||
Познакомить с базовой формой |
| ||
«треугольник». Рассказать о | |||
14.«Кот» | другом названии – «косынка». | ||
Складывание мордочки кота на | |||
основе базовой формы |
«треугольник». Учить находить | 3.Карандаши, | ||
острый угол, перегибать | фломастеры. | ||
треугольник пополам, опускать | |||
острые углы вниз. «Оживление» | |||
поделки – приклеивание глаз, | |||
носа, рта. | |||
1.Схемы с | |||
Отработка складывания базовой | изображением условных | ||
формы «треугольник». | знаков и приёмов | ||
Беседа о посуде и ее назначении. | складывания. | ||
15.«Стакан» | Складывание поделки «Стакан» | 2.Цветная двусторонняя | |
на основе базовой формы | бумага. (квадраты | ||
«треугольник». | 15х15) | ||
3.Готовый образец. | |||
Показать, как можно изготовить | |||
деревья с кронами различной | 1.Схемы с | ||
формы, используя основные | изображением условных | ||
элементы складывания (загнуть | знаков и приёмов | ||
край листа к середине, | складывания. | ||
16.«В осеннем лесу» | определив ее путем сгибания | 2.Цветная двусторонняя | |
(коллективное панно) | квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и | бумага. (квадраты 15х15) | |
базовую форму «дверь» (ствол). | 3.Готовый образец. | ||
Изготовление коллективного | 4.Картон синего цвета | ||
панно. Учить размещать свою | 5.Клей ПВА, кисти, | ||
поделку, не мешая остальным, | ножницы, клеёнки. | ||
найдя соответствующее место. | |||
17. «Собачки» | Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. |
фломастеры. |
Дорисовывание мордочек | |||
собаки и щенка фломастерами | |||
(глаза, нос и т.д.) | |||
1.Схемы с | |||
изображением условных | |||
знаков и приёмов | |||
18. «Муха» | Базовая форма «треугольник». Складывание поделки «Муха». | складывания. 2.Цветная двусторонняя | |
бумага. (квадраты | |||
15х15) | |||
3.Готовый образец. | |||
1.Цветная двусторонняя | |||
Познакомить с базовой формой | бумага. (квадраты | ||
«воздушный змей» (другое | 15х15) | ||
название «мороженое»). | 2.Готовый образец. | ||
19. «Старое дерево» | Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию. | 3.Картон синего цвета 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. | |
1.Цветная двусторонняя | |||
20. «Новогодние украшения» | Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, уже известные приемы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. | бумага. (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки | |
Учить складывать квадратный |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
| ||
лист бумаги новым способом, | |||
следуя словесным указаниям | |||
21. «Дед Мороз» | воспитателя, соединять детали в | ||
единое целое. | |||
Дополнить деталями (глаза, нос, | |||
рот), придавая выразительность. |
22. «Снегурочка» | Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память. |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
| |
23. «Новогодняя елочка» | Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память. |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
| |
24. «Новогодняя открытка» | Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память. Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей снегурочки и клоуна соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, следуя словесному указанию воспитателя. Учить складывать из базовой формы «треугольник», отогнув стороны к средней линии и |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
|
краям заготовки. Соединять детали в единое целое (ветка ели), мастерить Новогоднюю открытку. | |||
Январь | Базовая форма «Воздушный змей»
| Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности. Украшение ёлочки. Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос. |
фломастеры.
|
27. «Домики для лисы и зайца» | Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию. |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
| |
Янва рь | 28. «Зайка беленький» | 1. Развивать моторику рук. |
|
символов. |
| ||
29. «Снегирь» | Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. |
4.Готовый образец. | |
30. «Гномик» | Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы. |
фломастеры. | |
31. «Корона» | Познакомить с базовой формой «блин». Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону. |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
бумага (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. |
Февраль | 32. «Стул» | Отработка складывания базовой формы «блин». Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин». | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. |
33. «Ветка рябины» | Отработка складывания базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию. |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
| |
34. «Боевой самолет» | Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны |
фломастеры. | |
35. «Дракончик» | Учить складывать из квадратного листа фигуру дракончика. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. |
фломастеры. |
Базовая форма «Конверт», «Воздушный змей»
«Лодка с парусом»
| Использовать новую базовую форму «конверт»; учить детей изготавливать модель парохода. Продолжать работу с квадратом. Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. закреплять прием складывания; учить работать по линиям. | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. | |
38. Волшебные превращения двухтрубного кораблика | Закрепить умение следовать инструкции педагога; Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами; повторить базовую форму «Блинчик». развивать фантазию и конструктивное воображение; Учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; развивать творческое воображение, фантазию детей |
| |
39. «Поздравительная открытка к 23 февраля «ЛОДОЧКА» | Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх. |
ножницы, клеёнки. | |
40. «Кораблики в море» (коллективная композиция) | Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. |
|
Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне. | 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. | ||
Март | 41. «Мамин праздник» (поздравительная открытка к 8 Марта) | Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей. Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок. |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
4.Готовый образец. 5.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
Базовая форма «Треугольник»
«Ирис»
| Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Построить предметную композицию из цветов и листьев. |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
| |
44. «Пингвин» | Учить складывать динамическую модель – птицу. Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали. | 1.Цветная бумага. (квадраты 10х10 и 8х8) 2.Готовый образец. 3.Карандаши, фломастеры. |
45. «Цветы из «конфеток» | Вспомнить последовательность выполнения формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус. | 1.Цветная бумага. (квадраты 10х10 и 8х8) 2.Готовый образец. | |
Март | 46. «Серая шейка» | Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв. |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
4.Карандаши, фломастеры. |
47. «Весна красна» | Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию. | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 2.Готовый образец.
| |
48. «Жар птица» | Складывание утки с небольшими изменениями. Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму. | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты15х15) 2.Готовый образец. 3.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки, цветная бумага для аппликативного украшения. |
49. «Кошка» | Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей. Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций |
фломастеры. | |
Апрель | 50. «Ракета» | Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны. |
изображением условных знаков и приёмов складывания.
бумага (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. |
51. «Космическая ракета» | Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны. | Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. | |
52. «Космос» | Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник». Вызвать у детей желание передать красоту космического пространства. Упражнять детей в составлении изображения. Развивать конструктивные способности. |
|
53. «Звездочка» | Закрепить навыки складывания бумаги. Самостоятельно вспомнить как складывается фигура «конфетка», изготовить 8 деталей из 2-4 цветов |
| |
54. «Прыгающий лягушонок» | Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость |
4.Карандаши, фломастеры. | |
55. «Сова» | Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию. | 1. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 3.Готовый образец. 4.Заготовки для глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. | |
Апрель | 56. «Подснежники» | Закрепить умение аккуратно пользоваться кисточкой и клеем. Закрепить умение выполнять складку «молния». Продолжить учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника наискосок. |
|
57. «Рыбка» | Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) |
Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. | 2.Готовый образец. 4.Заготовки глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. | ||
58. «Рыбки в море» Коллективная работа | Продолжить формировать умение складывать фигуры из бумаги по образцу. Воспитывать внимание. Закрепить аккуратное обращение с ножницами. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать художественный вкус, вызывать интерес к созданию композиции. | 1.Картон синего цвета. 2.Цветной гофрированный картон. 3.Цветная бумага. 4.Ножницы с волнообразными краями. 5.Объёмные глаза.
| |
59. «Грачи прилетели» | Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы «воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. | 1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. 4.Заготовки глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. | |
60. «Щенок» | Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Используя аппликацию, оформить мордочку щенка. Развивать у детей художественный вкус. Помочь изготовить маску для игр |
4.Карандаши, фломастеры. |
61. «Голубь» | С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру голубя. Развивать воображение. Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры |
4.Карандаши, фломастеры. | |
62. «Ветряная мельница» | Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны. |
| |
63. «Гофрированное яблоко» | Закрепить умение делать поделку взяв за основу базовую форму «книжка», закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях. Развивать умение делать точные аккуратные сгибы. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность. Закреплять умение складывать бумагу гармошкой, перегибать заготовку пополам, склеивать спереди и сзади. Развивать умение делать точные и аккуратные сгибы, уверенность в своих силах и способностях. |
| |
Итоговое занятие | Оформление альбома лучших работ за период обучения. | Альбом, поделки в технике оригами, клей. |
Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. |
- Перечень литературных источников
- Бутылкина Г.В., Мусиенко С.И. Оригами в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Линка-Пресс, 2010.
- Дегтева В. «Оригами с детьми 3-7 лет». //Методическое пособие// https://topreading.ru/book-284231-valentina-degteva-origami-s-detmi-3-7-let
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников – М.: Детство Пресс, 2010.
- С. Соколова «Школа оригами». «Театр оригами» С Соколова, М.: Изд- во Эксмо; 2003г
- Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – Рипол Классик, 2006.
- Чернов Н.Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-496986-1515916650.jpg)
Программа дополнительной образовательной услуги "Юный книголюб"(познавательной и художественно-эстетической направленности) Для детей дошкольного возраста 4-5 лет. На 2015-2016 учебный год
Рабочая программа литературно-творческого кружка "Юный книголюб" на 2015-2016 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-640969-1506256196.jpg)
«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с испол...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365160-1386697632.jpg)
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/10/picture-1236395-1683741678.jpg)
Программа дополнительной образовательной услуги по художественно-творческой направленности
Проведение занятий по обучению пластинографии...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/10/picture-1236395-1683741678.jpg)
Программа дополнительной образовательной услуги по художественно-творческой направленности
Проведение занятий по обучению пластинографии...