«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа) на тему

Шутова Наталья Александровна

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с использованием мультимедийного оборудования, фонотеки, художественной литературы, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, динамических пауз. В процессе реализации Программы, дошкольники приобретают практические навыки использования разнообразных нетрадиционных изобразительных материалов в творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_akvarelka.doc468 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46

«КОТ В САПОГАХ»

 

Рекомендовано к                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

утверждению педсоветом №1                                       Заведующий МБДОУ ДСКВ № 46

от 04.09.2014 г.                                                                            ___________Г.Н.Федотова                        

                                                                                                  приказ № 232 от 05.09.2014 г.

                                                                                                 

 «АКВАРЕЛЬКА»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработана на основе программы эстетического воспитания детей 2-7 лет

Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой,  М.Б. Зацепиной

«Красота, радость, творчество»

 

Составитель: воспитатель

высшей квалификационной

категории  

Шутова Н.А.

Нижневартовск, 2014г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы

3

1.

Пояснительная записка

5

2.

Возрастные и индивидуальные особенности детей младшего  дошкольного возраста  

 9

3.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации Программы

10

4.

Содержание программы

4.1. Учебно – тематический план  

11

4.2. Календарно-тематическое планирование

12

5.  

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

34

5.1. Протокол выявления  уровня творческих способностей детей

через использование нетрадиционных техник рисования

35

5.2. Качественная  характеристика  уровней  овладения детьми

нетрадиционной техникой рисования

36

6.  

Механизм реализации Программы

38

Список литературы

39

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Основание для разработки Программы

  • Федеральный Закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26 «Требова-ния к устройству, содержанию и  организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.10 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Устав МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»

Заказчик Программы

Педагогический коллектив ДОУ, родительская общественность

Составитель Программы

Шутова Наталья Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»

Целевая группа

Воспитанники младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Срок реализации Программы

1 год

Цель Программы

Формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи Программы

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Формировать технические умения и навыки рисования.
  • Развивать мелкую моторику детей с нарушениями речи.
  • Развивать эстетический вкус, творчество, фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

  • Повышение уровня творческих способностей детей на 15%;
  • Повышение уровня моторных навыков на 20%;
  • Представления о многообразии нетрадиционных техник рисования повысится на 15%
  • Повышение уровня удовлетворенности родителей на 10%

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией МБДОУ ДСКВ№ 46 «Кот в сапогах» и родителями (законными представителями) детей младшего  дошкольного возраста.

Формы предоставления результатов:

  • итоговые занятия;
  • слайдовые презентации;
  • выставки детских работ в детском саду;
  • составление альбома лучших работ;
  • участие в  конкурсах художественно-эстетической      
  • направленности различного уровня
  • презентация детских работ родителям;
  • отчет о реализации Программы.

Краткое содержание Программы

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с использованием мультимедийного оборудования, фонотеки, художественной литературы, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, динамических пауз. В процессе реализации Программы, дошкольники приобретают практические навыки использования разнообразных нетрадиционных изобразительных материалов в творческой деятельности.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне….»

Э. Успенский

Дошкольное детство – очень важный период  в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что–то красивое, необычное. ФГОС выделяют художественно-эстетическое развитие в отдельную образовательную область, одной из задач которой стоит формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

 Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.

Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие возможности.

Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также определенные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой,  А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Значимость программы в том, что среди разнообразных занятий в детском саду для детей с нарушениями речи изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка с дефектами речи.

Цель учебной программы – формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи программы:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Формировать технические умения и навыки рисования.
  • Развивать  творчество, фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

При определенных условиях обучения рисование позволяет решать общеобразовательные, коррекционно-воспитательные и лечебно-восстановительные задачи, обуславливающие всестороннее развитие личности и коррекцию его здоровья.

 Коррекционная работа:

На занятиях по рисованию решается ряд весьма важных коррекционных задач:

  • усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;
  • конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;
  • преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных речевыми нарушениями, такими, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.
  • развитие мелкой моторики руки.

Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:

  • быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими
  • знакомить с новыми приемами работы
  • развивать ручную умелость
  • соответствовать санитарно-гигиеническим нормам

Реализации Программы предполагает следующие результаты:

  • повышение уровня творческих способностей детей на 15%;
  • повышение уровня моторных навыков на 20%;
  • сформированность представлений о многообразии нетрадиционных техник рисования повысится на 15%;
  • повышение уровня удовлетворенности родителей на 10%.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей младшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц.

Учебный план

Таблица №1

Дополнительная образовательная услуга

Количество занятий в неделю/месяц

Кол-во часов в неделю/ месяц

Форма проведения

Кружок «Акварелька»

2/8

30/120

Подгрупповая

Итого в год:

72

1080

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме выставок детских работ в детском саду, составления альбома лучших работ, участия в конкурсах художественно-эстетической направленности различного уровня, презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам), творческого отчета руководителя кружка на педсовете.

2. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Развитие детей во многом зависит от условий воспитания и внимания к ним со стороны взрослых. Дети младшего дошкольного возраста с ТНР как никто другой нуждаются в поддержке и помощи педагога, т.к. их психофизиологические особенности (неустойчивость внимания, трудности с его «переключением» и «распределением», нарушение восприятия, мышления, слабая память, недоразвитие тонкой моторики пальцев рук,  аппарата и др.) препятствуют освоению ими в полной мере адаптированной образовательной программы.

Работами профессора М.М.Кольцовой доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Продуктивная изобразительная деятельность, в частности рисование, эффективно влияет на процесс развития ребенка, она выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка и творческих направлений.

Рисование – одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Процесс обучения детей нетрадиционным техникам рисования, способствует не только развитию психических процессов (внимание, память, воображение, мышление, и др.), усилению их понятийного аппарата, но также и развитию мелкой моторики пальцев рук, что немало важно при подготовке дошкольников  к успешному обучению в школе.

3. СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для эффективной реализации Программы, занятия проводятся в изостудии, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26  и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  изостудии, материалов, оборудования развития детей  младшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Предметно-пространственная среда содействует  развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности  детей. Развивающая предметно-пространственная среда  изостудии обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.  На занятиях используются мольберты, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная  фонотека.

Для творческой деятельности детей имеются в достаточном количестве  разнообразные изобразительные материалы стандартной и нестандартной направленности: гуашь, акварель, карандаши цветные и  простые, восковые мелки, кисти различного размера и фактуры, поролон, печатки, природный материал, бумага разного формата. Развивающая предметно-пространственная среда изостудии содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Продуктивная изобразительная деятельность, в частности рисование, эффективно влияет на процесс развития ребенка, она выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка и творческих направлений. Рисование – одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

4.1. Учебно-тематический план

 Таблица №2

№ п/п

Тема занятия

Количество занятий

1.

Рисование пальчиком

12

2.

Рисование ладошкой

7

3.

Оттиск поролоном

6

4.

Оттиск мятой бумагой

4

5.

Тычкование жесткой кистью

4

6.

Восковой мелок + акварель

6

7.

Смешанные техники

20

8.

Кляксография

2

9.

Рисование по-сырому

1

10.

Печать листьями

2

11.

Мониторинг

8

Итого:

72


  1. Календарно-тематическое планирование

Таблица №3

Месяц /

№ недели

занятия/ тема

Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

Сентябрь

1-2

1,2, 3, 4

1-2 неделя мониторинг

Выявление уровня художественных навыков

Сентябрь / 3 неделя

5.

«Веселый дождик»

( Рисование пальчиком)

Познакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знание основных цветов, воспитывать аккуратность

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • пальчиковая гимнастика
  • д/и «Когда это бывает»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • итог занятия

Листы бумаги с нарисованным силуэтом тучки, гуашь, иллюстрации с изображением дождя, салфетки

6.

«Цветы, которые я видел летом»

(Рисование пальчиком)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком,  расширять знания детей о цветах, учить рисовать цветы с помощью своих пальчиков, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • пальчиковая гимнастика
  • д/и «Парочки»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • итог занятия

Альбомный лист белой бумаги, гуашь, иллюстрации с изображением цветов, салфетки.

Сентябрь / 4 неделя

7.

«Божья коровка»

(Рисование пальчиком)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знания основных цветов, воспитывать

аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • пальчиковая гимнастика
  • д/и «Подбери по цвету»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • итог занятия

Силуэт божьей коровки, гуашь, иллюстрации с изображением божьей коровки, салфетки.

8.

«Мухоморы»

(Рисование пальчиком)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знания основных цветов, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • пальчиковая гимнастика
  • д/и «Воздушные шары»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • итог занятия

Силуэты мухоморов, гуашь, иллюстрации с изображением мухоморов, салфетки.

Октябрь / 5 неделя

9.

«Осень на опушке краски разводила»

(Рисование пальчиком)

Закрепить с детьми технику рисования пальчиком, учить рисовать деревья с осенними листьями, воспитывать наблюдательность и интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ.слово
  • д/и «Найди такой же листик»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, стихи об осени, салфетки.

10.

«Осенние деревья»

(Печать листьями)

Познакомить детей с техникой печати   листьями, закрепить знание основных цветов, развивать внимание, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и «Собери бусы»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

               

Лист бумаги, гуашь, засушенные листья различных деревьев, салфетки.

Октябрь / 6 неделя

11.

«Ягоды и яблочки»

(  Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Продолжать работу в технике рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови все красное»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации яблок, ягод, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

12.

«Моя любимая чашка»

(Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Закрепить умение работать в технике рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Подбери пару»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением различных чашек, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

Октябрь / 7 неделя

13.

«Рябинка»

(Рисование пальчиками)

Продолжать учить детей рисовать знакомые предметы при помощи пальчиков, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что пропало?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Альбомный лист, гуашь, салфетки, иллюстрации с изображением рябины.

14.

«Воздушные шарики»

(  Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Воздушные шары»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением воздушных шариков, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

Октябрь / 8 неделя

15.

«Мои игрушки»

(Рисование  пальчиком, оттиски поролоном)

Учить детей рисовать нетрадиционными способами. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке, развивать воображение, фантазию, воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови игрушку»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением игрушек, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки

16.

«Платье для куклы»

(Рисование пальчиками)

Закрепить технику рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знания цветов, учить составлять композицию, развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку  на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и  «Что лишнее?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэты платья, иллюстрации платьев, гуашь, салфетки.

Октябрь / 9 неделя

17.

«Орешки для белочки»

(Оттиск поролоном)

Закреплять у детей умение рисовать при помощи оттисков из поролона, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Большие-маленькие»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением белки, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

18.

«Бусы»

(Рисование пальчиком)

Продолжать учить детей рисовать знакомые предметы при помощи пальчиков, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Собери бусы»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованной нитью для бус, гуашь, салфетки.

Ноябрь / 10 неделя

19.

«Птичий двор»

Первое занятие

(Рисование пальчиком)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знания основных цветов, воспитывать самостоятель-ность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что это такое?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованным силуэтом курицы, гуашь, салфетки.

20.

«Птичий двор»

Второе занятие

(Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой)

Познакомить детей с новой техникой рисования при помощи смятой в комочек бумаги, учить их рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Дети на прогулке»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева и Е. Чару-шина с изображением домашних птиц, листы бумаги с нарисованным силуэтом утенка, гуашь, смятая в  комочки бумага, салфетки.

Ноябрь / 11 неделя

21.

«Зайчик»

(Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать, используя эту технику, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Какая игрушка?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованным силуэтом зайчика, гуашь, смятая в  комочки бумага, салфетки.

22.

«Угостим ежика яблоками»

(Оттиск поролоном)

Закрепить умение работать в технике рисования оттисками из поролона, развивать воображение, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что бывает круглое?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с силуэтом ежика, гуашь, мисочки для печати, салфетки.

Ноябрь / 12 неделя

23.

«Укрась чайник»

(Оттиск поролоном, рисование пальчиком)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Цвет и форма»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт чайника, гуашь, салфетки, иллюстрации различных чайников.

24.

«Белый снег пушистый»

(Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой, поролоном)

Учить детей комбинировать в рисунке различные техники изображения, передавать в рисунке характерные признаки изображаемого предмета, развивать представления об окружающем, воспитывать интерес к рисованию.

 

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Что бывает белое?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Тонированная бумага голубого цвета, гуашь, скомканная бумага, поролон, салфетки, стихи о снеге.

Ноябрь / 13 неделя

25.

«Снежинки»

(Рисование пальчиками)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать самостоятельность,  эстетичес-кий вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Найди такую же снежинку»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Голубая  бумага, белая гуашь, салфетки.

26.

«Укрась рукавичку»

(Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди пару»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт рукавички, гуашь, салфетки, иллюстрации рукавиц.

Декабрь / 14 неделя

27.

«Зимний лес»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Учить рисовать зимний лес, используя метод рисования пальчиком и оттисков из поролона, развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа, обогащать словарь образной лексикой, развивать воображение, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Волшебные картинки»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, стихи о зимнем лесе.

28.

«Снеговик»

(Оттиск мятой бумагой)

Учить рисовать снеговиков разных размеров; закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования мятой бумагой, развивать воображение, фантазию, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Собери снеговика»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Репродукции зимы, снеговиков, гуашь, стихи о снеговике, гуашь ,смятая бумага, мисочки для печати, салфетки.

Декабрь / 15 неделя

29.

«Мишка спит в берлоге»

(Рисование пальчиками, оттиски)

Закрепить умение работать в технике изображения рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Угадай, что я делаю»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованным силуэтом медведя в берлоге, гуашь, поролон, смятая бумага, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации с изображением медведя в берлоге.

30.

«Елочка пушистая»

(Тычок жесткой кистью)

Познакомить детей с новой техникой рисования тычком жесткой кистью, дать представления о предметах и фактурах которые можно  передать при ее помощи,  воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Чудесный мешочек»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

             

Лист бумаги с нарисованным стволом и ветками, гуашь, жесткая кисть, салфетки, стихи о елке.

Декабрь / 16 неделя

31.

«Новогодняя игрушка»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похожа эта форма?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт новогодней игрушки, гуашь, поролон, салфетки, иллюстрации новогодних игрушек.

32.

«Веселые кляксы»

(Кляксография)

Познакомить детей с новым видом рисования   нетрадиционным способом «кляксографией», развивать внимание, воображение. Воспиты-вать аккуратность, интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что пропало?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги, кисть №6, гуашь, салфетки.

Декабрь / 17 неделя

33.

«Морозные узоры на окне»

( Акварель + восковой мелок)

Познакомить детей с новой техникой изображения - восковой мелок и акварель, закреплять умение правильно держать кисть, аккуратно ее промывать, развивать воображение, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Четвертый лишний»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, акварельные краски, восковые мелки, кисти № 6, иллюстрации с изображением морозных узоров.

34.

«Снежная семья»

(Оттиски поролоном)

Учить рисовать снеговиков,  используя технику оттисков поролоном,  развивать воображение, фантазию, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Собери снеговика»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги голубого цвета,  белая гуашь, мисочки для печати, салфетки.

Январь / 18 неделя

35.

«Елочка»

(Рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, Учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение,  воспитывать эстетический вкус

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди свой домик»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации с изображением елок.

36.

«Деревья зимой»

(Печать листьями)

Продолжать знакомить детей с техникой печати   листьями, развивать внимание, воображение, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Какая игрушка?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист голубой бумаги, белая гуашь, засушенные листья различных деревьев, салфетки.

Январь / 19 неделя

37.

«Рыбки в аквариуме»

(Акварель + восковые мелки)

Закреплять навыки рисования в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности предложенной формы, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Большие-маленькие»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт аквариума из бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации подводного мира

38.

«Укрась платочек»

(Рисование пальчиком, оттиски поролоном)

Продолжать учить детей рисовать в технике выполнения оттисков из поролона, развивать чувство ритма, закрепить знания основных цветов, воспитывать эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови форму»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага квадратной формы, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

Январь / 20 неделя

39.

«Рыбка»

(Рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, Учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Угадай, что лишнее»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации рыбок.

40.

«Волшебные картинки»

(Кляксография)

Продолжать знакомить детей с «кляксографией», развивать внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похоже?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги, кисть №6, гуашь, салфетки.

Февраль/ 21 неделя

41.

«Укрась тарелочку»

(Рисование пальчиком)

Продолжать учить выполнять декорирование используя технику рисования пальчиком,  закреплять знание основных цветов, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Угадай, что я делаю?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Круглый силуэт из бумаги, гуашь, иллюстрации с изображение различных тарелок, салфетки.

42.

«Петушок»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить детей рисовать знакомые образы при помощи своей ладошки, дополнять полученные отпечатки деталями, развивать воображение, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Сравни и подбери»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации петухов.

Февраль / 22 неделя

43.

«Сказочные животные»

(Тычок жесткой кистью)

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения рисунка способом тычкования жесткой кистью, развивать представления о предметах и фактурах, которые можно рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Рисуем в воздухе»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением животных, силуэты животных, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки.

44.

«Цветок»

(Оттиск поролоном)

Закреплять умение выполнять оттиски поролоном разного размера, умение выполнять простейшее композиционное расположение на листе бумаги, развивать воображение, воспитывть умение доводить начатое дело до конца.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Зашей коврик»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображениями цветов.

Февраль / 23 неделя

45.

«Открытка для папы»

(Восковой мелок + акварель)

Закреплять навыки рисования в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности предложенной формы, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Чудесный мешочек»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, кисть №6, акварель, восковые мелки.

46.

«Зимняя сказка»

(Рисование, пальчиком, оттиски)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках, развивать фантазию, воображение,  воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Подбери по цвету»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации  зимнего леса.

Февраль / 24 неделя

47.

«Укрась свитер»

(  Рисование пальчиком, оттиски)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Сложи картинку»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт свитера, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации свитеров.

48.

«Ежик»

(Оттиск смятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которые можно  изобразить используя эту технику, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Чего не стало?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт ежика, гуашь, смятая бумага, мисочки для оттисков, салфетки, иллюстрации ежей.

Март / 25 неделя

49.

«Мимоза»

(Рисование пальчиком)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках, развивать фантазию, воображение, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Что бывает квадратное?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Альбомный лист, гуашь, салфетки, иллюстрации с изображением мимозы.

50.

«Тюльпаны для мамы»

(Рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди такой же цветок»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации тюльпанов.

Март / 26 неделя

51.

«Мой пушистый друг»

(Тычок жесткой кистью)

Продолжать учит детей рисовать животных, передавая при помощи жесткой кисти фактуру шерсти, используя технику тычка, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Большие - маленькие»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением животных, силуэты животных, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки.

52.

«Кораблик»

(Оттиск смятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать используя эту техник, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Подбери пару»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага с силуэтом кораблика, гуашь, гуашь, мятая бумага, мисочки для печати, салфетки, стихи о кораблике.

Март / 27 неделя

53.

«Звездочки на небе»

(Восковой мелок +акварель)

Упражнять в  рисовании в технике восковой мелок и акварель, Учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Цвет и форма»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации звездного неба.

54.

«Укрась вазу»»

(Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Продолжи узор»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт вазы, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации вазочек.

Март / 28 неделя

55.

«Неваляшка»

(Оттиски поролоном)

Закрепить умение работать в технике рисования оттисками из поролона, развивать воображение, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и  «Назови круглые предметы»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображением неваляшки, стихи.

56.

«К нам  весна шагает»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Закрепить умение детей рисовать пальчиком, выполнять оттиски, расширять знания детей о временах года, развивать воображение, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Когда это бывает?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги, гуашь, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации о весне.

Апрель / 29 неделя

57.

«Лебеди»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать знакомые образы при помощи своих ладошек, развивать воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Парочки»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации лебедя.

58.

«Ракета в космосе»

(Восковой мелок +акварель)

Закреплять навыки рисования в технике восковой мелок и акварель, Учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови правильно»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации на тему космоса.

Апрель / 30 неделя

59.

«Цыплята »

(Тычок жесткой кистью)

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения рисунка способом тычкования жесткой кистью, развивать представления о предметах и фактурах, которые можно рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и  «Что бывает желтое?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением цыплят, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки.

60.

«Гусеница»

( Оттиск поролоном)

Закреплять у детей умение рисовать при помощи оттисков из поролона, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови форму»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображениями гусениц.

Апрель / 31 неделя

61.

«Укрась коврик»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему, воспитывать самостоятель-ность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Зашей ковер»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт коврика, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации ковриков.

62.

«Красивые цветы на лугу»

(Восковой мелок +акварель)

Упражнять в рисовании в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди такой же цветок»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации цветов.

Апрель / 32 неделя

63.

«Облака»

( Оттиск смятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать, используя данную технику, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похоже?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации облаков, гуашь, смятая бумага, мисочки для печати, салфетки.

64.

«Осьминожки»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать образы при помощи своих ладошек, развивать мелкую моторику руки, воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Подбери по цвету»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации осьминога.

Май / 33 неделя

65.

«Праздничный салют»

(Рисование по сырому  листу)

Познакомить детей с техникой рисования по мокрому листу бумаги, закреплять навыки рисования пальчиком, развивать воображение, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Воздушные шары»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, иллюстрации с изображениями салюта.

66.

«Весна»

(Рисование пальчиком, оттиски, тычкование)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Когда это бывает»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

             

Листы бумаги, гуашь, мисочки для печати, салфетки, стихи о весне.

Май / 34 неделя

67.

«Солнышко»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать знакомые образы при помощи своих ладошек, развивать воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что бывает круглое?»
  • показ и объяснение
  •  практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации солнца.

68.

«Одуванчики в траве»

(Рисование пальчиком, оттиски поролоном)

Учить детей передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях, закрепить навык рисования  пальчиком, выполнять оттиски поролоном,  развивать творческие способности детей, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  •  худ. слово
  • д/и «Воздушные шары»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

             

 Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображением одуванчиков.

Май /

35, 36 недели

69.

Мониторинг

Выявление уровня творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования

70.

71 - 72

  1. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ

   ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Мониторинг проводится  2 раза в год: определение стартового уровня развития способностей у воспитанников проходит на 1-2 неделях, итоговый результат – на 35-36.

Мониторинг состоит из 4 серий заданий.

1 серия заданий проводится в виде индивидуальной беседы и направлена на выявление интереса ребенка к рисованию.

Беседа:

- Любишь ли ты рисовать?

- Где тебе больше нравиться рисовать: дома или в детском саду?

- Что тебе больше всего нравиться рисовать?

- Какие материалы при этом любишь использовать?

2 серия заданий направлена на передачу образа предмета средствами нетрадиционных техник:

Задание 1. «Мой маленький друг»

Цель: определить передачу эмоциональной выразительности.

Задание 2. «Выставка животных»

Цель: определить выразительность образа.

Задание 3. «Пейзаж»

Цель: определить владение детьми нетрадиционными  техниками.

Задание 4. «Времена года»

Цель: определить отношение к создаваемому образу в рисунке.

Диагностика детей младшего дошкольного возраста проходит в естественных условиях в две серии, индивидуально и фронтально (графическое  изображение).

Для проведения работы важным условием является создание среды.


5.1. Протокол выявления  уровня творческих способностей детей

через использование нетрадиционных техник рисования

Дата: _____________                                                                                                                                                                 Ф.И.О. воспитателя: Шутова Н.А.

Ф.И. ребенка

Владение НТР

Технические навыки

Передача изображения

Отношение к изображению

Творчество

Уровни

Знание нетрадиционных техник рисования, использование их при создании изображения

Умение подбирать изобразительный  материал, знание видов материала

Умение  работать карандашом

Умение  работать кистью

Качество движений, моторные навыки

Передача  цвета, различение основных цветов

Передача формы

Композиция, ритм

Эмоционально-эстетическое отношение к процессу изображения

Умение  делать эстетическую оценку

Самостоятельность при выполнении работы

Оригинальность, проявление индивидуальности

Высокий

Средний

Низкий

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Оценка  проводится  по  3-х  бальной  системе:

3 – высокий  уровень  развития; 2 – средний  уровень  развития; 1 – низкий  уровень  развития.

5.2. Качественная характеристика уровней овладения детьми

нетрадиционной техникой рисования

Высокий  уровень  (от 27 до 36 баллов): Ребенок по собственной инициативе использует нетрадиционные техники рисования. Знает и  экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания изображения. Достаточно хорошо владеет навыком рисования карандашом и кистью, моторные навыки развиты на должном уровне. Знает основные цвета и хорошо подбирает их в процессе выполнения, точно передает простые формы. Видит и украшает всю плоскость или форму, создает простую композицию, в которой просматривается ритм. Эмоционально проявляет отношение содержанию изображения, может оценить свою работу. Проявляет самостоятельность, оригинальность, дополняет изображение дополнительными деталями. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами.

Средний  уровень  (от 17 до 26 баллов): Ребенок нетрадиционные техники рисования используют фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Не достаточно знает виды материала,   экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.  Не достаточно владеет навыками работы карандашом, кистью, моторика рук не развита на должном уровне.  Иногда путает цвета, не умеет их подбирать, немного искажает форму. Имеет место скученное изображение, нет единой композиции, ритм слабо выражен. Проявляются отдельные элементы эмоционального отношения к процессу изображения, затрудняется делать эстетическую оценку. Работы не отличается оригинальностью и самостоятельностью,  по просьбе педагога дополняет рисунок деталями, обращается за помощью.

Низкий  уровень  (от 12 до 16 баллов): Ребенок не знает нетрадиционные техники рисования, использует их только под руководством педагога. Не знает виды материала, не умеет и не желает экспериментировать с изобразительными материалами для создания изображения.  Не умеет работать карандашом и кистью, моторные навыки слабо развиты. Не различает основные цвета, не может самостоятельно их подобрать, искажает форму, в изображении нет единства, отсутствует композиция, не просматривается ритм. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу изображения не проявляет, не умеет делать эстетическую оценку. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет  самостоятельности и инициативы, отсутствует интерес. С вопросами к педагогу  обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. В работе руководствуется образцом.

 Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует обратить особое внимание в работе с детьми.

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программные мероприятия реализуются в установленном порядке исполнителями программы.

  • Координацию деятельности по выполнению программы осуществляет администрация МБДОУ ДСКВ №46.
  • Исполнителем программы «Акварелька» является педагог кружка дополнительного образования Шутова Наталья Александровна
  • Организационно-методическое и информационное сопровождение Программы осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

Координатор:

  • разрабатывает перечень показателей для контроля за ходом реализации Программы;
  • анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации программы, вносит предложение по ее корректировке;
  • подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.

Исполнитель:

- несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств ее реализации;

- обеспечивает методическое и организационно–техническое сопровождение реализации Программы;

  • участвует  в реализации мероприятий Программы;
  • проводит мониторинг реализации Программы.

Отбор детей в кружок происходит на основании заявлений родителей (законных представителей). Время проведения – согласно установленному расписанию.

Расписание занятий

Таблица №4

Дни недели

Время проведения

Среда

16час. 30мин.-16час.45 мин.

Пятница

16час. 30мин.-16час.45 мин.

Продолжительность занятия 15 минут

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
  2. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2, - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.
  3. Красота. Радость. Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Под ред.Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой,  М.Б. Зацепиной. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2007.- 96с. +с. цв.вкл.
  5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  6. Утробина, К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 64
  7. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С. Швайко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 175 с.

МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная услуга физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Весёлая ракетка"

Основным направлением работы МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах» является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оп...

Содержание работы по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(лепка) для детей младшего дошкольного возраста.

Планирование работы в непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах, в самостоятельной деятельности и во взаимодействии с семьями детей младшего дошкольного возраста по программе "Д...

Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Рисование» для детей младшего дошкольного возраста «Малина для Миши»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»«Рисование»  для детей младшего...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный комочек» детей младшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию«Волшебный комочек»детей младшего дошкольного возраста...