Программа по дополнительной платной образовательной услуге
рабочая программа

Лобацевич Валерия Дмитриевна

Проведение занятий познавательно – речевой направленности  у детей «Звездочёт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zvezdochet.docx74.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Программа по дополнительной

платной образовательной услуге

проведение занятий познавательно – речевой

направленности  у детей

«Звездочёт»

                                                Составитель:

воспитатель: В.Д. Лобацевич

                                                                                   

г. Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Целевой

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели        и        задачи        реализации

программы

дополнительной

образовательной

4

1.2

Принципы        и        подходы        к

образовательной программы

формированию

дополнительной

4

1.3

Отличительные особенности Программы

5

1.4.

Характеристики особенностей развития детей

5

1.5.

Объем        услуг,        охватываемых        дополнительной        образовательной

программой

10

1.6.

Целевые ориентиры

10

Раздел 2. Содержательный

2.1.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ

11

2.1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Академия занимательной науки. Астрономия»

11

Раздел 3. Организационный

3.1.

Условия реализации дополнительной образовательной программы

25

3.2

Характеристика педагогических кадров, участвующих в реализации

программы

25

3.3.

Материально-техническое

образовательной программы

обеспечение

дополнительной

26

3.4.

Развивающая предметно-пространственная среда

26

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности, интеллектуальной ловкости каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования.

Актуальностью данной программы является увеличение возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка, исходя из его потребностей, интересов, учитывая социальный заказ родителей. Дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Они существенно расширяют спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. Следует отметить, что обеспечивается более тесная связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), установок на созидательную, продуктивную деятельность.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей на самореализацию по социально- педагогическому направлению.

Методологической и теоретической основой определения содержания дополнительной образовательной программы являются правовые акты Российской Федерации:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 1, ст. 2, п. 14);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года

№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);
  • Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка».

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дополнительного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров).

Данная дополнительная образовательная программа составлена с учетом возрастных особенностей, рассчитана для детей от 3 до 7 лет.

1.1 . Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы

Цели реализации Программы:

  • всестороннее удовлетворение образовательных потребностей и интересов детей;
  • включение ребенка в новую деятельность в новых условиях в новом коллективе.

Задачи реализации Программы:

  • удовлетворить родительский спрос на дополнительное образование;
  • создать безопасные и комфортные условия для реализации дополнительного образования;
  • увеличение охвата детей дополнительным образованием;

  1. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы

Программа соответствует:

  • Принципу индивидуализации обучения:

предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого воспитанника, формирование на этой основе программ стимулирования и коррекции развития ребенка, повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого воспитанника.

  • Принципу гуманизации:

предполагает реальное соблюдение прав педагога, воспитанника и родителя (законного представителя), закрепленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами, утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния.

  • Принципу развивающего обучения:

состоит в отказе от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования воспитанников, развитие умственных способностей, использование новейших педагогических технологий.

  • Принципу дифференциации:

состоит в предоставлении спектра образовательных программ различных направленностей и уровней с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

  • Принципу целостности:

обеспечивает построение деятельности дополнительного образования на основе единства процессов развития, обучения и воспитания.

Подходы к формированию Программы

  • Взаимодействие взрослого с ребенком

Общеизвестно, что развитие ребенка, его образование осуществляется через взаимодействие со взрослыми, через самостоятельную деятельность в предметном окружении. Поэтому основную роль в его развитии выполняют взрослые. Партнерские отношения взрослого и ребенка являются лучшей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.

  • Содержание образовательной деятельности имеет три подхода:

Первый подход заключается в том, что ребенку предоставляется возможность выбора занятий в специально организованной предметной среде, при этом он находится в среде сверстников, роль взрослого на занятиях минимальна.

Диаметрально противоположным является второй подход. Его отличает нацеленность на конечный результат. В нашем случае, это может быть образовательная область, упомянутая в Стандарте. В ней аналитическим путем выделяются те конкретные знания, умения, навыки и личностные качества, которыми необходимо овладеть.

Третий подход к образовательной деятельности условно назван культурологическим. Идея его очень проста и интуитивно понятна – данный подход близок каждому, кто заинтересован в развитии ребенка. Взрослый подбирает для него те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ребенку способы их осуществления. Основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.

  • Взаимодействие детского сада с семьей

Сделать родителей (законных представителей) активными участниками образовательных отношений.

  1. Отличительные особенности Программы

Направленность на развитие личности ребенка

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Нацеленность на дальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний Астрономии, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности. В формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Технологичность Программы

Большим преимуществом Программы является ее технологичность и успешность применения в массовой практике. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.

  1. Характеристики особенностей развития детей

Возрастные характеристики детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия.

В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от

использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Возрастные характеристики детей среднего дошкольного возраста (4-5 года)

Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос: «Почему?» Ему становятся интересы внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Для понимания ребёнка доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей. Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребёнок именно четырёх лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные «миры»- например, замок принцессы, саму принцессу, события, волшебников.

Игра в бытовую ситуацию (поход в магазин, посещение доктора)воспроизводит опыт ребёнка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра, в основе которой лежит волшебный сюжет, требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. В этом смысле они не заменяют друг друга. Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы и телевизионных фильмов и программ, поэтому они постоянно меняются.

Мышление ребёнка после четырёх лет постепенно становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую предметную деятельность, теперь он протекает уже преимущественно в уме. Ведущим в этом возрасте оказывается воображение.

Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать» и т.д.

Сформирована операция сериации – построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру).

Ребёнок активно осваивает операцию счёта в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция.

Ребята могут находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (например, чередование бусин по размеру или цвету, форме) и продолжать ряды в соответствии с ними.

Распределяются и совершенствуются представления о пространстве и времени.

Это открывает новые возможности как в познавательной деятельности, так и в самостоятельной организации детьми совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.

Значительно увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием, которые доминировали в младшем возрасте.

Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешанными. если у ребёнка нет актуальных причин для переживаний, четырёхлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся более психически выносливы (что связано в том числе и с возрастающей физической выносливостью). Их настроение меньше зависит от состояния организма и более стабильно.

В этом возрасте у ребёнка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребёнка способность в принципе сопереживать чувствам другого человека.

Эмоциональное состояние отрывается от состояния тела ребёнка. Теперь главным источником эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадает человек. Это любовь и вражда, справедливость и несправедливость и т.д.

Эта возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх ребят. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания. Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Разнообразные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребёнок.

Этот возраст подготавливает возникающую в пять лет способность осознавать и контролировать собственные эмоциональные состояния и реакции.

К четырём годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья – те дети, с которыми у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении  и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более  точный  словарь  для  обозначения  моральных  понятий  -  вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или  его  положительными  качествами  («Она  хорошая»,  «Он  не  дерётся»  и  т.  п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие,   как   сила,    способность    заступиться    за    другого.    Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот  или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может

осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний), из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

  1. от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
  2. от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное  мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования.

Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Объем услуг, охватываемых дополнительной образовательной программой

Реализация дополнительной образовательной программы для детей дошкольного возраста осуществляется педагогическими работниками МАДОУ в течение года.

Образовательный процесс по реализации Программы осуществляется в соответствии с учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников одного возраста, являющиеся основным составом объединений.

Программа дополнительного образования МАДОУ включает в себя дополнительные общеразвивающие программы:

  • Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Звездочет» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Основная форма реализации Программы: непрерывная образовательная деятельность.

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности соответствует требованиям «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13).

Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно - развивающий и гуманистический.

1.5 Целевые ориентиры

Целевые ориентиры:

  • удовлетворение образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, физическом развитии за рамками основной образовательной деятельности;
  • способы и методы реализации дополнительных общеобразовательных программ зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами общеразвивающих программ определённой направленности.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

  1. Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Звездочет»

(для детей 3-7 лет)

Пояснительная записка

В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Сегодня требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорит нам о том, что образовательная деятельность в детском саду, должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально- эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок. Реализация новых требований подразумевает новый подход к образованию. Сегодня очень важно использовать в образовательной деятельности методы и средства, которые позволят каждому ребенку полноценно прожить все этапы дошкольного детства.

В XXI в. космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Мы посчитали, что инновационность и новый подход к развитию и образованию дошкольников можно построить через познания астрономии. Ведь сегодня маленькие дети, не по годам умненькие, сегодня хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за различными природными явлениями. Следовательно, их легко заинтересовать простейшими астрономическими наблюдениями. Занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, поскольку способствуют развитию любознательности и познавательных способностей малышей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе.

Познание тайн Вселенной и приобщение к ним - источник постоянного и глубочайшего интеллектуального и эмоционального наслаждения, которого не должны лишать себя ни взрослые, ни дети. Уже давно стало известно, из-за чего происходят затмения Солнца и Луны, почему Луна меняет свой вид, появляются «падающие звезды» и кометы, как велика Вселенная, какое место в ней занимают наша Солнечная система и наша Галактика.

На наших глазах осуществляется многовековая мечта человечества – полеты в космос. Люди могут работать пока только в околоземном космическом пространстве, и лишь несколько человек летали на Луну. Людей в космосе опережают роботы. Именно такими, по сути, являются автоматизированные искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции, которые уже сейчас успешно летают к близким и далеким планетам, астероидам и кометам.

Незаметно освоение космоса вошло в нашу жизнь, ведь без искусственных спутников Земли сейчас невозможно представить себе, например, современные теле- и радиовещание, метеорологию, навигацию и т.д. И, конечно, не случайно именно космические сюжеты положены в основу современных фантастических фильмов, мультфильмов и многих литературных произведений. Не случайно потому, что просто ничего не может быть интереснее.

Ориентиром дошкольного образования является личностно-ориентированный стиль общения с детьми, присущий гуманистической педагогике. Это тоже имеет прямое отношение к занятиям с дошкольниками астрономией, потому что только при таком подходе можно начать воспитывать у ребенка осознание того, что он является частью огромного окружающего его мира («сыном Солнца», «сыном Солнечной системы» и т.д.).

Ролевые игры способствуют познанию действительности и делают доступным ребенку понимание совсем не простых астрономических явлений и устройства таких систем небесных тел, как Земля – Луна и Солнечная система. Занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками могут естественным образом включаться в развитие их познавательных способностей.

Актуальность Программы

Астрономия занимает особое место в системе естественно - научных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей. Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии.

Исходя из вышесказанного, нами была разработана Программа «Звездочет» которая в первую очередь направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации через познания астрономии, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками  и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Целью программы «Звездочет» является поддержка разнообразия детства, формирование у детей целостной картины мира, представление о космосе и Солнечной системе через познавательно-исследовательскую деятельность, художественно-эстетическое и речевое развитие, способствующие формированию существенных условий для социализации каждого ребенка и полноценного развития личности.

Цели Программы реализуются через решение следующих задач:

  • сформировать у детей представление об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом;
  • сформировать общее представление о Вселенной, о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого);
  • познакомить со сведениями о звездах, их составе, о появлении (рождении) звезд, их названий, а также с понятиями «созвездия»;
  • дать представление о назначении карты звездного неба, особенностями расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути;
  • расширить представление о планетах Солнечной системы, о Луне как спутнике Земли;
  • познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта;
  • развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, системное мышление в практической деятельности, а также интерес к самостоятельной практической деятельности;
  • содействовать развитию чувства эмпатии ко всему живому, чувство долга по отношению к своей планете;
  • обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации и социального статуса;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.

Формы, средства, способы и приемы реализации дополнительной общеразвивающей программы познавательно-речевой направленности

«Звездочет»

Программа предназначена для детей от 3 до 7 лет и рассчитана на четыре года обучения. Основной организационной формой является: непрерывная образовательная деятельность, совместной деятельность взрослого и детей и самостоятельной  деятельность дошкольников.

Познавательно - исследовательская деятельность проводятся два раза в неделю во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах в соответствии с учебным планом и требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

При работе с детьми используем системно – деятельностный подход. Для решения задач направленных на развитие и образование ребенка (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) мы используем следующие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии предметно – развивающей среды;
  • технология «Ситуация» (системно-деятельностный подход);
  • технология интегрированного обучения;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • проектная деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • игровые технологии;
  • технология исследовательской деятельности.

Учебный план дополнительной общеразвивающей программы

познавательно-речевой направленности

«Звездочет»

Месяц

№ п/п

Название

Содержание

Кол-во часов

Форма организа ции

Вторая младшая группа (3-4 лет)

Сентябрь

1.

«Мы        живем        на

планете – Земля»

Формировать        элементарное

представление о небесных телах

2

групповая

2.

«Что нас греет?»

Расширить знания детей о Солнце.

2

групповая

3.

«Солнышко

яркое». «Почему мы        любим Солнце?»

Продолжаем расширять знания детей о Солнце.

2

групповая

4.

«Если        спрятать

солнышко»

Продолжаем знакомить детей с понятием

«Солнце»

2

групповая

Октябрь

5.

«Будем космонавтами»

Познакомить детей с профессией космонавт. Формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое

воображение.

2

групповая

6.

«Полет в космос»

Формировать        умение        выразительно

передавать движения, характер образа.

2

групповая

7.

«А        какое        оно,

Солнце?»

Формировать        представление        детей        о

Солнце

2

групповая

8.

«Солнечные зайчики»

Расширить                представление        детей        о Солнце.        Прививать        интерес        к

экспериментированию

2

групповая

Ноябрь

9.

«Зачем на Земле светит Солнце?»

Продолжаем расширять знания детей о

Солнце. Сформировать представление о значимости Солнца на Земле

2

групповая

10.

«Мы        пойдем        по млечному пути»

Дать        первичные                представления        о Млечном  пути  –        светящееся полоса,

пересекающая        звездное        небо.        Развить познавательные умения

2

групповая

11.

«Ночной звездопад»

Расширить        знание        детей        о        звездах. Рассказать детям о том, что звезды во

много раз больше нашей планеты

2

групповая

12.

«Моя звезда»

Развивать творческие способности

2

групповая

Декабрь

13.

«Яркость звезд»

Развить познавательные умения

2

групповая

14.

«Планеты»

Дать        первичные        представления        о планетах.        Развивать        интерес        к

Астрономии как науке

2

групповая

15.

«Полет человека

на планету Марс»

Продолжаем расширять знания детей о

космосе. Познакомить с планетой Марс

2

групповая

16.

«Какие планеты

нас окружают»

Объяснить, что мы живем на планете

Земля, и нас окружает много разных

2

групповая

планет.

Развивать внимание, память

Январь

17.

«Чем Луна отличается от Солнца?»

Рассказать детям, что Солнце это звезда, центр солнечной системы, а Луна - это

естественный        спутник        земли,        лунная орбита проходит вокруг нашей планеты

2

групповая

18.

«Почему Луна

бывает разная?»

Рассказать детям о том, что Луна вращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг своей оси. Солнце освещает Землю и Луну и в зависимости от того, как падают солнечные лучи так

видно какую-то часть лунного диска

2

групповая

Февраль

19.

«Прогулки по

Луне»

Рассмотреть        макет        Луны        с        разных

сторон.

2

групповая

20.

«Холодно или

жарко на Луне?»

Расширить знания детей о Луне.

2

групповая

21.

«Мультипликацио нные герои на

Луне»

Познакомить        детей        с        мультфильмом

«Незнайка на Луне»

2

групповая

22.

«Космическая

ракета»

Развивать        конструктивные        навыки,

творческое мышление

2

групповая

Март

23.

Подготовка к сказочному

полёту

Продолжаем        развивать        творческое мышление и игровые умения

2

групповая

24.

«Я будущий

космонавт!»

Прививать        любовь        и        уважение        к

деятельности космонавтов.

2

групповая

25.

«Мир, в котором

живут звёзды»

Расширить знания детей о звездах

2

26.

Экскурсия в

«планетарий»

Познакомить детей с планетарием

2

групповая

Апрель

27.

«Самые большие и самые маленькие

звёзды»

Расширить знания детей о звездах. Рассказать, что существуют звезды разной величины

2

групповая

28.

«День

Космонавтики»

Познакомить детей с праздником «День

Космонавтики»

2

групповая

29.

Подготовка к выставке рисунков «Я – космонавт!»

Развивать творческие способности, прививать уважение к деятельности космонавтов.        Воспитывать любознательность и чувство гордости за

героев космоса

2

групповая

30.

«Космодром»

Сформировать        у        детей        о        первичное

представление, о космодроме

2

групповая

май

31.

Создаем космодром

Продолжаем формировать у детей о первичное представление, о космодроме как о территории, на которой размещается        комплекс сооружений, предназначенный                для запуска космических аппаратов в космос. Развиваем конструктивные и игровые

навыки

8

групповая

Средняя группа (4-5 лет)

Сентябрь

1.

«Представление о Земле и небесах».

Расширить представления  детей о земле и небесах. Создать модель маленького

участка земной поверхности.

2

групповая

2.

«Земля – наш дом во        Вселенной».

«Глобус»

Сформировать  представление  у  детей  о

«космосе», «космическом пространстве». Объяснить, что представляет собой Солнечная     система.     Ввести   понятие

«Вселенная». Познакомить детей с глобусом

2

групповая

3.

«Сборы        в

путешествие        – полет в космос»

Рассказать о том, как люди мечтали и

мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность

2

групповая

4.

«Тысяча звезд»

Формировать        умение        координировать совместные действия, развивать образное

мышление дошкольников.

2

групповая

Октябрь

5.

«Будем космонавтами»

Познакомить детей с профессией космонавт. Формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое

воображение.

2

групповая

6.

«Полет в космос»

Формировать        умение        выразительно

передавать движения, характер образа.

2

групповая

7.

«А        какое        оно,

Солнце?»

Формировать        представление        детей        о

Солнце

2

групповая

8.

«Солнечные зайчики»

Расширить                представление        детей        о Солнце.        Прививать        интерес        к

экспериментированию

2

групповая

Ноябрь

9.

«Зачем на Земле светит Солнце?»

Продолжаем расширять знания детей о Солнце. Сформировать устойчивое представление о значимости Солнца на

Земле

2

групповая

10.

«Мы        пойдем        по млечному пути»

Дать первичные представления о Млечном пути – светящееся полоса, пересекающая звездное небо. Развить

познавательные умения

2

групповая

11.

«Ночной звездопад»

Расширить        знание        детей        о        звездах. Рассказать детям о том, что звезды во

много раз больше нашей планеты

2

групповая

12.

«Моя звезда»

Развивать творческие способности

2

групповая

Декабрь

13.

«Яркость звезд»

Развить познавательные умения

2

групповая

14.

«Планеты»

Дать        первичные        представления        о планетах.        Развивать        интерес        к

Астрономии как науке

2

групповая

15.

«Полет человека

на планету Марс»

Продолжаем расширять знания детей о

космосе. Познакомить с планетой Марс

2

групповая

16.

«Какие планеты нас окружают. Солнечная

система»

Объяснить, что представляет собой Солнечная система, познакомить с простейшими характеристиками планет

солнечной системы.

2

групповая

Развивать внимание, память

Январь

17.

«Чем Луна отличается от Солнца?»

Рассказать детям, что Солнце это звезда, центр солнечной системы, а Луна - это естественный спутник земли, лунная

орбита проходит вокруг нашей планеты.

2

групповая

18.

«Почему Луна

бывает разная?»

Рассказать детям о том, что Луна вращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг своей оси. Солнце освещает Землю и Луну и в зависимости

от того, как падают солнечные лучи так видно какую-то часть лунного диска

2

групповая

Февраль

19.

«Прогулки по

Луне»

Рассмотреть        макет        Луны        с        разных

сторон.

2

групповая

20.

«Холодно или

жарко на Луне?»

Расширить знания детей о Луне. Дать

представление детям о температуре на Луне (она может быть низкой и высокой)

2

групповая

21.

«Мультипликацио нные герои на

Луне»

Познакомить        детей        с        мультфильмом

«Незнайка на Луне»

2

групповая

22.

«Космическая

ракета»

Развивать        конструктивные        навыки,

творческое мышление

2

групповая

Март

23.

Подготовка к сказочному

полёту

Продолжаем        развивать        творческое мышление и игровые умения

2

групповая

24.

«Я будущий

космонавт!»

Прививать        любовь        и        уважение        к

деятельности космонавтов.

2

групповая

25.

«Мир, в котором

живут звёзды»

Расширить знания детей о звездах

2

26.

Экскурсия в

«планетарий»

Познакомить детей с планетарием

2

групповая

Апрель

27.

«Самые большие и самые маленькие

звёзды»

Расширить знания детей о звездах. Рассказать, что существуют звезды разной величины

2

групповая

28.

«День Космонавтики»

Закрепить знания детей о том, что 12 апреля День космонавтики. Рассказать детям о Ю.А. Гагарине и других героях

космоса. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса

2

групповая

29.

Подготовка к выставке рисунков «Я – космонавт!»

Развивать творческие способности, прививать уважение к деятельности космонавтов.        Воспитывать любознательность и чувство гордости за

героев космоса

2

групповая

30.

«Космодром»

Сформировать у детей о первичное представление, о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в

космос.

2

групповая

май

31.

Создаем космодром

Продолжаем формировать у детей о первичное представление, о космодроме как о территории, на которой размещается        комплекс сооружений, предназначенный                для запуска космических аппаратов в космос.

Развиваем конструктивные и игровые навыки

8

групповая

Старшая группа (5-6 лет)

Сентябрь

1.

Вводное занятие

«Что изучает Астрономия как наука»

«Строение телескопа»

Расширить знания детей об астрономии как науке, которая изучает Вселенную и расположение, движение, строение, происхождение  и   развитие небесных тел и образованных ими систем. Расширить знания детей о том, что астрономия изучает планеты Солнечной системы и                их спутники. Астероиды, кометы, метеориты, чёрные дыры,        туманности, галактики и их скопления, квазары и многое другое. Познакомить детей с телескопом. Сформировать интерес к изучению

Астрономии

2

групповая

2.

«Почему мерцают звезды»

Расширить знания детей о звездах. Рассказать детям, что сами по себе звёзды не мерцают. Это впечатление создается у земных наблюдателей, когда они воспринимают свет звезды после того, как он прошел через атмосферу. Это непременное условие мерцания. Познакомить детей с персонажем –

звездочет. Сформировать интерес к изучению Астрономии

2

групповая

3.

«Проксима Центавра»

Познакомить  детей  со  значением  слова

«проксима». Рассказать о том, что звезда Проксима Центавра – самая ближайшая звезда к земле (кроме Солнца). Познакомить  детей  со  световым  годом.

Сформировать интерес к изучению Астрономии

2

групповая

4.

«Из чего сделаны кометы»

Формировать        представление        о небольших небесных телах - кометах. Способствовать                развитию познавательной и исследовательской деятельности. Сформировать интерес к

изучению Астрономии

2

групповая

Октябрь

5.

«Многоступенчат ая ракета»

Познакомить детей с летательным аппаратом – многоступенчатой ракетой. Сформировать интерес к изучению Астрономии

2

групповая

6.

«Космодром»

Формировать у детей о космодроме как о

2

групповая

территории,        на        которой        размещается комплекс сооружений, предназначенный

для        запуска космических        аппаратов в космос.

7.

«Почему Солнце вращается. Форма Солнца»

Сформировать представление детей о вращении Земли вокруг своей оси, поворачиваясь сначала к солнцу, а потом от солнца. Прививать любовь к изучению

Астрономии.

2

групповая

8.

«Строение Луны. Лунные моря»

Расширить знания детей о Луне — естественном спутнике  Земли,  второй по        яркости объект        на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник

планеты Солнечной системы.

2

групповая

Ноябрь

9.

«Атмосферы планет. Почему звезды горят»

Познакомить детей с понятием

«атмосфера». Рассказать детям о том, что атмосфера - это газовая оболочка Земли. Расширить знания о Луне

2

групповая

10.

«Млечный путь»

Дать первичные представления о Млечном пути – светящееся полоса, пересекающая звездное небо. Развить

познавательные умения

2

групповая

11.

«Ночной звездопад»

Расширить знание детей о звездах. Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятых астрономами с древнейших времен. Рассказать детям о

том, что звезды во много раз больше нашей планеты

2

групповая

12.

«Строение Солнца»

Продолжаем расширять знания детей о Солнце. Обогатить словарный запас детей. Сформировать интерес к изучению Астрономии. Развивать перспективное

видение основ построения объектов, учить создавать модель Солнца.

2

групповая

Декабрь

13.

«Яркость звезд. Звезда Сириус»

Познакомить детей с самой яркой звездой

–        Сириус.        Развить        познавательные умения

2

групповая

14.

«Планета Марс. Жизнь на планете Марс»

Дать первичные представления о планете Марс. Познакомить детей с «красной планетой». Развивать интерес к

Астрономии как науке

2

групповая

15.

«Полет человека

на Марс»

Продолжаем расширять знания детей о

планете Марс

2

групповая

16.

«Солнечная система.        Самые красивые планеты»

Объяснить, что представляет собой Солнечная система, познакомить с простейшими характеристиками планет и тел солнечной системы. Рассказать

детям, что вокруг солнца вращается 9 небесных тел:

  • Меркурий;
  • Венера;

2

групповая

  • Земля;
  • Марс;
  • Юпитер;
  • Сатурн;
  • Уран;
  • Нептун;
  • Плутон.

Формировать умение с помощью взрослого создавать макет Солнечной системы. Развивать внимание, память

Январь

17.

«Планета Меркурий»

Сформировать        представление        детей        о планете Меркурий, как о самой близкой

планете к Солнцу

2

групповая

18.

«Планета Венера»

Сформировать        представление        детей        о планете Венера, как о второй внутренней

планеты Солнечной системы

2

групповая

Февраль

19.

«Планета

Юпитер»

Познакомить детей с пятой планетой

Солнечной системы Юпитер

2

групповая

20.

«Строение Урана»

Сформировать        представление        детей        о

седьмой планете Уран

2

групповая

21.

«Планета Нептун»

Сформировать        представление        детей        о восьмой        и        самой        дальней                планеты

Солнечной системы

2

групповая

22.

Плутон - девятая планета

Солнечной системы

Познакомить детей с планетой Плутон. Расширить знания детей о Солнечной системе.

2

групповая

Март

23.

«Искусственные спутники планет»

Научить детей с помощью телескопа отличать искусственные спутники планет от небесных тел. Сформировать интерес

к изучению Астрономии

2

групповая

24.

«9 марта День рождения Ю. Гагарина»

Расширить знания детей о Герое космонавте Ю. Гагарине. Прививать любовь и уважение к деятельности космонавтов. Расширять представление о

работе на орбите

2

групповая

25.

«Загадки

тунгусского метеорита»

Рассказать        детям        о        тунгусском

метеорите. Почему называют «загадкой тунгусского метеорита»

2

26.

«Ночь красной луны»

Рассказать детям, где и почему можно встретить большую красную луну. Расширять приобретенные ранее знания о

Луне

2

групповая

Апрель

27.

«Положение Полярной звезды»

Расширить знания детей о Полярной

звезде, находящиеся в созвездии Малой Медведицы

2

групповая

28.

«12 Апреля «День космонавтики»»

Закрепить знания детей о том, что 12 апреля День космонавтики. Рассказать детям о Ю.А. Гагарине и других героях

космоса. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса

2

групповая

29.

«Звезды красные гиганты»

Дать        представления        о        «красных

гигантах»,        т.е.        звездах        с        высокой светимостью

2

групповая

30.

«Магнитная буря»

Познакомить        детей        с        понятием

«магнитная буря» - влияние солнечной деятельности

2

групповая

май

31.

«Вспышки на Солнце»

Расширить знания детей о Солнце и о солнечной вспышке - мощном взрывном

процессе

2

групповая

32.

«Планеты вне солнечной

системы»

Познакомить        детей        с        понятием

«экзопланеты». Сформировать интерес к изучению Астрономии

2

групповая

33.

«Как дают имена звездам»

Продолжаем расширять знания детей о

звездах. Прививаем любовь к занятиям Астрономии

2

групповая

34.

«Белые карлики»

Познакомить детей со звездами малой светимости и огромной массой

2

групповая

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Сентябрь

1.

Вводное занятие

«Астрономия – наука изучающая Вселенную»

Расширить знания детей об астрономии как науке, которая изучает Вселенную и расположение, движение, строение,

происхождение  и   развитие небесных тел и образованных ими систем.

2

групповая

2.

«Падение

болидов»

Дать первичные знания  и  представления

о метеорах, которые ярче планеты Венера

2

групповая

3.

«Солнечное затмение»

Познакомить детей с таким явлением как

«солнечное затмение». Расширить знания о Солнце и Луне.

2

групповая

4.

«Образование звезд»

Дать представление о процессе образования звезд. Процесс, в котором молекулярные облака увеличивают свою плотность, коллапсируют в плазменный

шар, превращающийся в звезду.

2

групповая

Октябрь

5.

«Какого        цвета Луна». Новый год

в космосе»

Закрепить знания о Луне. Расширить знания детей о космосе.

2

групповая

6.

«Черные Дыры»

Расширить знания детей о космосе. Познакомить с областью в пространстве - чёрными дырами, которые образуют

сверхмощное притяжение.

2

групповая

7.

«Вселенная»

Расширить знания детей о Вселенной. Прививать        интерес        к        изучению

Астрономии

2

групповая

8.

«Имена созвездий. Астеризм»

Формировать знания о том, что определенные скопления звезд называют созвездиями. Созвездиям давались имена животных, героев сказок и так далее. С помощью имён созвездий было проще запомнить      расположение      звёзд    на

небе. Астеризм — это группа звёзд, которую         легко         увидеть       даже

2

групповая

невооружённым        глазом        на        небе. Познакомить детей с созвездиями:

  • Северный крест;
  • Северная корона;
  • Лира;
  • Дракон;
  • Большая и Малая Медведицы;
  • Орион;
  • Лебедь;
  • Кассиопея.

Ноябрь

9.

«Чем питаются космонавты». Решение

логических задач

Расширить знания детей о профессии

«Космонавт». Познакомить с рационом питания космонавтов на орбите.

2

групповая

10.

«Туманности и галактики.

Спутник Юпитер Ганимед».

Познакомить детей со спутником Юпитера – Ганимед. Ганимед является самым крупным спутником в Солнечной

системе.

2

групповая

11.

«Характеристика астероида»

Познакомить детей с небесным телом Солнечной  системы,        которое движется

по орбите вокруг Солнца – Астероидом.

2

групповая

12.

«Виды галактик»

Познакомить детей с галактиками

(гигантскими скоплениями из звёзд).

2

групповая

Декабрь

13.

«Местная        группа галактик»

Познакомить детей с ближайшими

галактиками, окружающих нашу звёздную систему

2

групповая

14.

«Голоса галактик.

Радиогалактики»

Дать представление о звуках галактик.

2

групповая

15.

«Скопления

галактик»

Расширить        представление        детей        о

скоплении галактик.

2

групповая

16.

«Планеты. Планета Седна»

Закрепить        знания        детей        о        планетах.

Познакомить        с        карликовой        планетой Седна.

2

групповая

Январь

17.

«Перегрузка космонавтов        при старте»

Расширить знания детей о деятельности космонавтов. Рассказать о том, что при совершении космического полета космонавт подвергается воздействию ряда факторов: невесомость, перегрузки, шумы,        вибрации,        ограничение подвижности, изоляция, существование в замкнутом ограниченном пространстве и

пр.

2

групповая

18.

«Большая        и Малая

Медведица»

Закрепить понятие «созвездия» — узоры из звёзд. Расширить знания о созвездиях

Большой и Малой Медведицы.

2

групповая

Февраль

19.

«Музыка космоса»

В передаче профессор знакомит зрителей с особенностями распространения звуков в космосе, даёт послушать «голоса» Сатурна, Юпитера, Кроме того, он рассказывает,       откуда       в       космосе

радиоволны,    и,    что    такое  тормозное

2

групповая

радиоизлучение.        Развивать        интерес        к

исследовательской деятельности.

20.

«Фазы        луны. Парады планет»

Рассказать детям о параде планет, о лунных фазах, а также о том, почему из

тоненького месяца Луна вырастает в полную и круглую.

2

групповая

21.

«Вращение небесных тел»

Рассказать детям о том, что некоторые небесные тела могут вращаться частями и

в разные стороны

2

групповая

22.

«Как        распознать метеорит»

Расширить полученные знания детей о метеоритах, в чём разница между метеороидами и метеоритами, и как отличить настоящий метеорит от обычного земного камня. А также рассказать детям, почему на Земле нет

следов падений астероидов.

2

групповая

Март

23.

«Цвета        звезд        и созвездий»

Расширить представление о звездах и созвездиях, о том, почему бывают синие, жёлтые, красные и белые звёзды, а

зелёных или сиреневых не бывает.

2

групповая

24.

«Как        выбрать планету                для

заселения»

Мотивировать        детей        на        рассуждение. Закрепить умение работать в парах

2

групповая

25.

«Дни весеннего и осеннего равноденствия

Познакомить детей с таким явление как равноденствие

(астрономическое явление,        когда центр Солнца в своём видимом движении поэклиптике пересекает небесный экватор)

2

26.

«Почему небо голубое, а облака белые»

Рассказать детям о прохождении света через атмосферу Земли, которая поглощает голубой й световой поток, поэтому мы видим небо голубым.

Развиваем познавательную деятельность

2

групповая

Апрель

27.

«Почему        ракеты лучше                не

раскрашивать»

Расширить                знания        детей        о        ракетах. Закрепить        понимание        о        значимости

полетов в космос

2

групповая

28.

«День космонавтики»

Рассказать об истории освоения космоса, ярких        сведениях        биографии Циолковского, Королева, Гагарина. Воспитывать любознательность и

чувство гордости за героев космоса

2

групповая

29.

«Зачем в космосе телескоп»

Закрепить знания о телескопе. Рассказать детям о том, что телескопы дают очень четкие изображения, потому что они летают на больших высотах и, следовательно, находятся вне атмосферы. Рассказать о космическом телескопе – Хаббл. Развивать любознательность и

любовь к космическому миру

2

групповая

30.

«Звездный ветер»

Расширить        знания        детей        о        звездном

2

групповая

ветре. Отличие звёздного ветра от знакомого ветра, который гонит облака над нашей планетой. Рассказать детям о том, что звёздный ветер - это поток звёздного        вещества,        которое

выбрасывается        в        окружающее пространство звёздами.

май

31.

«Большой

астероид»

Познакомить детей с небесным телом

Солнечной системы – астероидом

2

групповая

32.

«Сколько        весит земля»

Расширить знания детей о планете Земля. Рассказать детям, что вес — это сила, с которой тело притягивается к земле. Развивать детскую любознательность, обогащать жизненный опыт детей действиями и средствами поисковой

деятельности.

2

групповая

33.

«Полет        собак        в космос»

Рассказать                детям,                почему        первым состоялся        полёт        в                космос                собак

(возможности полётов на космических ракетах живых существ).

2

групповая

34.

«Космическая биология»

Рассказать детям о том, что выращивают

на        Международной        космической станции.

2

групповая

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  1. Характеристика педагогических кадров, участвующих в реализации программы

При создании условий успешной реализации дополнительной образовательной программы необходимо, чтобы его руководители ориентировались на важнейшие требования:

необходимость получения реального результата обучения, определенного программой;

учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям;

желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

Организация процесса реализации дополнительной образовательной программы должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей. Это проявляется в следующем:

  1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого - успешности обучения.
  2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
  3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками, педагогами, родителями - именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений.
  4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.

Связи с данными условиями дополнительную образовательную программу реализуют следующие педагоги:

№ п/п

Должность

Количество сотрудников

1.

Воспитатель

1

  1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации дополнительной образовательной программы используется астрономический холл-инсталляция, который оснащен необходимой мебелью согласно профилю занятий, обеспечен укомплектованной медицинской аптечкой.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в МАДОУ создана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды соответствует принципам ФГОС: содержательности и насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.

Под насыщенностью среды подразумевается ее соответствие требованиям Программы. Таким образом, предметно-пространственная среда в Программе «Звездочет» должна содержать материалы, позволяющие детям осуществлять основные культурные практики, доступные им в самостоятельной деятельности: игру (сюжетную и с правилами), продуктивную и познавательно- исследовательскую деятельность.

Со списком материалов и оборудования можно ознакомиться в Приложении. Принципиально важным для соблюдения такого требования, как насыщенность среды, является следование научно обоснованным критериям классификации и подбора материала, которые и лежат в основе данного перечня.

Трансформируемая среда

Для эффективной организации двигательной активности в помещениях мебель размещена по периметру. Обстановка мобильна, легкоизменяема.

Полифункциональная среда

Мягкие модули, ширмы, маркеры игрового пространства.

Безусловно, при организации предметно - развивающей пространственной среды наши педагоги учитывают индивидуальные и возрастные особенности развития, создают ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей.

Вариативность среды

Наполняемость содержания обстановки изменяется в соответствии с темами занятий.

Доступность и безопасность

Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. Есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия.

Безопасность  предметно-пространственной        среды: в помещениях, где проходят

занятия        ежедневно        по        утверждённому        графику        функционируют        ультразвуковые увлажнители и бактерицидные облучатели - рециркуляторы воздуха.

Вся мебель в группах изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.

В процессе проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:

  • времени - обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного года;
  • освоенности - с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного;
  • стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста

Программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григ...

Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"

Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....

Программа по дополнительным образовательным услугам "Музыкальные ступеньки"

Программа «Музыкальные ступеньки» посвящена развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, диагностический и рекомендуемый ...

Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Программа разработана на основе парциальной программы  А.И.Бурениной «Театр всевозможного». Программа  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий...

Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"

Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"...

Образовательная программа дополнительной платной образовательной услуги "Логика"

Образовательная программа дополнительной платной образовательной услуги, познавательно-интеллектуального направления "Логика"...