Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок»
Программа по дополнительной платной
образовательной услуге
обучение детей раннему чтению
«Занимательное азбуковедение»
для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Разработана на основе парциальной программы
В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение»
Воспитатель: Хажиева А. М.
г. Нижневартовск 2014.
Содержание
Введение 3
Паспорт программы_____________________________________________ 4
Пояснительная записка__________________________________________ 6
Содержание программы_________________________________________ 7
Мониторинг освоения детьми программного материала_______________ 15
Список используемой литературы_________________________________ 16
Введение.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортно на новой ступени образования.
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.
Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Исходя из изложенных выше позиций, была разработана программа занятий чтению в игровой форме.
Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.
Учебный план работы с дошкольниками:
2 занятия в неделю по 30 минут;
8 занятий в месяц;
72 занятий в год.
Паспорт программы
1 | Наименование дополнительной платной услуги | Занимательное азбуковедение (раннее обучение чтению) |
2 | Основание для разработки программы | Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07 1992 №3266 -1(с изменением от 20.02.2011г.) Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.1989г.) Концепция дошкольного воспитания Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре» Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2014 – 2015г.г. Устав, образовательная программа развития МБДОУ Программа «детство», «Играя, развиваясь» А. Н. Буров. «Занимательное азбуковедение2 В. В. Волина. |
3 | Заказчик программы | Педагогический коллектив МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок» |
4 | Организация Исполнитель программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок» |
5 | Целевая группа | Предназначена для старшего дошкольного возраста посещающих ДОУ |
6 | Составители проекта | Хажиева Айгол Масгаровна – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 64 «Пигвинёнок» |
7 | Цель программы | Осознанное овладение детьми системой звуков русского языка – раннее обучение чтению |
8 | Задачи программы | Обучать детей сознательному плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами. Прививать любовь и интерес к чтению. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас. |
9 | Ожидаемые результаты | Четкое, правильное владение понятиям: «слово», «звук», «буква», «предложение». Свободное чтение. |
10 | Срок реализации | 1 год |
Пояснительная записка.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному.
Особенности метода.
- Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем).
- Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны.
- Обучение по слоговому принципу.
Общие задачи:
- Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
- Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
- Работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.
- Формировать устную речь детей. Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
Задачи 1-го года обучения :
- подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
- учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.
- запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога
К концу первого года обучения дети должны уметь:
читать слоги:
сочетание двух гласных;
сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
понимать прочитанное.
Задачи 2-го года обучения:
- читаем слова: после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.
- от словосочетания к предложению: главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.
- читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
- учим "читать" знаки препинания: ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
читать односложные слова со стечением согласных;
простое двусоставное предложение без предлога;
простое предложение с предлогом;
доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;
Принципы построения программы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
- доброжелательный климат
- недопустимость менторской позиции и порицания
- положительная оценка любого достижения ребенка
- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
- занимательность.
Календарно-тематическое планирование.
Сентябрь | |||
Неделя | № занятия | Тема | Программные задачи |
1 | 1 | Гласный звук А, буква А, а. | Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога. Игровая ситуация «Покажи букву». |
2 | Гласный звук У, буква У, у. | Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру. Определение количества слогов в словах. Д/и «Телефон». | |
2 | 3 | Закрепление звуков А, У. | Дать понятие, что гласный когда он один, образует слог. Соотнесение произносимых и составленных слов из разрезной азбуки большого формата со слоговой системой. |
4 | Гласный звук О, буква О, о. | Научить определять на слух место звука в словах осы, сом, эскимо. | |
3 | 5 | Согласный звук М, буква М, м. | Определение места звука в словах мак, сумка, альбом. Анализ, составление из разрезной азбуки и чтение слогов: ам, мА, ум, му, мама. |
6 | Закрепление звуков А, У,О, М. | Чтение и составление слогов по разрезной азбуке и слоговым таблицам. Написание первого слога в схемах под предметными картинками. | |
4 | 7 | Согласный звук С, буква С, с. | Определение место звука в трех позициях. Сравнение на слух слов мама и сам. Практическое знакомство с ударным гласным звуком. |
8 | Звук Х, буква Х, х. | Определение слоговой структуры слов мох, муха. Составление 1-2 предложения со словами сухо, сыро. |
Октябрь | |||
1 | 1 | Закрепление звуков А, У, О, М, С, Х. | Звуковой анализ слов. Составление прямых и обратных слогов. Составление 3-х буквенных слов. |
2 | Звук Ш, буква Ш, ш. | Определение место звука в трех позициях. Выкладывание слов из букв. | |
2 | 3 | Анализ слогов ША, ШО, ШУ, СА, СО , СУ. | Составление слогов из букв наборного полотна большого формата. Закрепление звука и буквы Ш. |
4 | Сопоставление звуков С и Ш. | Узнавание согласных звуков. Отличие согласного звука от гласного. Чтение слов. Деление на слоги. | |
3 | 5 | Согласный звук Л, буква Л. | Определение на слух звука Л, ЛЬ в трех позициях. Составление слов из букв и слогов. |
6 | Обобщение изученного. | Гласные А, О, У.Согласные С, М, Х, Ш, Л. Работа по разрезным азбукам различного формата. Чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам. Чтение повествовательных предложений из двух и трех слов. | |
4 | 7 | Гласный звук Ы, буква Ы. | Место звука в двух позициях – в середине слова и на конце. В русском языке нет слов которые начинались бы на букву Ы. |
8 | Согласный звук Н, буква Н. | Характеристика звуков Н, НЬ. Чтение и деление слов на слоги. Выкладывание слов из разрезной азбуки. |
Ноябрь | |||
1 | 1 | Закрепление звука Н, Буква Н. | Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения. Чтение слов по слоговой таблице. |
2 | Звук Р, буква Р. | Определение место звука в трех позициях. Чтение слогов с договариванием до условного слова. Ударный слог. | |
2 | 3 | Закрепление звука Р и буквы Р. | Написание большой и маленькой буквы в именах людей. |
4 | Сопоставление звуков Р и Л. | Сходство и различие звуков. Выделение звуков в словах, загадках, стихах. Совершенствование умения читать. | |
3 | 5 | Обобщение пройденного. | Гласные А, О, У, Ы.Согласные С, М, Х, Ш, Л,Н, Р. Интонационные знаки в конце предложения. |
6 | Звук К, буква К. | Определение места звука в словах река, корзина, мак. Деление слов на слоги. | |
4 | 7 | Продолжение работы по звуку К, буква К. | Закрепление знаний об ударном слоге. |
8 | Закрепление звука К, буквы К. | Чтение слов разной структуры. |
Декабрь | |||
1 | 1 | Звук П, Буква П. | Учить находить место звука в словах шапка, перо, петух, платок. Составление и чтение слогов. |
2 | Закрепление звука П, буквы П. | Учить читать слова по слоговой таблице. Развивать внимание и память. | |
2 | 3 | Согласный звук Т, буква Т. | Показать как звуки произносятся с гласными. Определение места звука в словах. Закрепить навыки чтения. |
4 | Закрепление звука Т, буквы Т. | Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне звука. Чтение слов по таблице. Проговаривание скороговорок. | |
3 | 5 | Гласный звук И, буква И. | Определение место звука в трех позициях. Чтение звука по азбуке. |
6 | Закрепление звука И, буквы И. | Показать, что этот звук образует слог (например: И-ра) и может быть отдельным словом. Чтение слов по слоговой таблице. | |
4 | 7 | Согласный звук З, буква З. | Учить находить место звука в словах, Пополнять активный словарь детей. |
8 | Сопоставление звуков С и З. | Найти отличие звуков З и С. Сравнение слов коза, коса. Учить слова по слогам. |
Январь | |||
1 | 1 | Звук В, буква В. | Определение место звука в трех позициях. Чтение по слоговой таблице. |
2 | Закрепление согласного звука В, буквы В. | Учить слова и слоги. Составление слов из букв и слогов. | |
2 | 3 | Согласный звук Ж, буква Ж. | Определение место звука в словах. Чтение слов. |
4 | Закрепление звука Ж, буквы Ж. | Сопоставление Ж-Ш, ЖИ- ШИ. Чтение слов по таблице. Учить заменять один звук другим. Запоминание букв. | |
3 | 5 | Звонкий согласный звук Б, буква Б. | Находить звук с словах. Определять на слух. Чтение слов. |
6 | Закрепление звука Б, буквы Б. | Сопоставление звуков Б и П. Деление слов на слоги. Составление слов. | |
4 | 7 | ||
8 |
Февраль | |||
1 | 1 | Звук Г, буква Г. | Учить находить звук в трех позициях. Чтение по слоговой таблице. |
2 | Закрепление звука Г, буквы Г. | Сопоставление звуков Г, буквы Г. учить сравнивать слова в парах. Чтение слов по слоговой таблице. | |
2 | 3 | Звук Д, буква Д. | Учить читать слова с этим звуком, сотавлять слова, формировать интерес к чтению, различать звонкие и глухие согласные. Звуковой анализ слов. |
4 | Сопоставление звуков Д и Т. | Орфография и орфоэпическое чтение (садик- сады, рады- рад).Учит читать по слогам. Преобразование слов. | |
3 | 5 | Звук Й, буква Й. | Учить сравнивать слова на слух. Читать слова с наращиванием. Формирование словосочетания. |
6 | Сопоставление звуков И и Й. | Учить находить, что общего между звуками. Учить составлять схемы слов. Составлять из букв отгадки на загадки. | |
4 | 7 | Буква Ь – показатель мягкости в конце слова или слога. | Звук не обозначает, а показывает, что перед ним стоит мягкий согласный. Чтение слов с этой буквой. |
8 | Ь (мягкий знак) в середине слова как знак мягкости. | Ь никогда не пишется в начале слова. Составление простых предложений. |
Март | |||
1 | 1 | Закрепление звуков Д, Т, И, Й, и букв Д, Т, И, Й. Ь в середине и в конце слова. | Чтение слов, выкладывание букв, чтение стихотворений, загадывание загадок. |
2 | Звук Е, буква Е. | Учить находить эту букву в трех позициях. Замена букв в словах. | |
2 | 3 | Закрепление гласного звука Е, буквы Е. | Учить читать быстро. Составление слов из букв и слогов. Деление слов на слоги. |
4 | Гласный звук Я, буква Я. | Учить преобразованию слов. Составление предложений. Определение мягкости слов. | |
3 | 5 | Закрепление звука Я, буквы я. | Учить запоминать скороговорки на этот звук. Чтение слов с этой буквой. Выкладывание слов. |
6 | Гласный звук Ю, буква Ю. | Нахождение звука в трех позициях. Сравнение слов на слух. Чтение слоговой таблицы. | |
4 | 7 | Закрепление звука Ю, буквы Ю. | Чтение слоговой таблицы. Составление слов из разрезной азбуки. |
8 | Гласный звук Ё, буква Ё. | Выкладывание слов из разрезной азбуки. Определение мягкости и твердости согласного звука. |
Апрель | |||
1 | 1 | Закрепление звука Ё, буквы Ё. | Ударный слог (повторение).выкладывание слов. Формирование умения схватывать смысл читаемого. |
2 | Глухой согласный звук Ц, буква Ц. | Учить определять место звука в трех позициях. Выкладывание гласных букв по схемам. | |
2 | 3 | Глухой согласный звук Ч, буква Ч. | Учить приводить примеры слов с этим звуком в трех позициях. Развивать внимание к звуковой стороне слова. |
4 | Сопоставление звуков Ч и Ц. | Учить определять сколько слогов в слове. Учить знать ударный слог. | |
3 | 5 | Звук Щ, буква Щ. | Чтение слоговой таблицы. Формирование умения соотносить название буквы с ее изображением. |
6 | Глухой согласный звук Ф, буква Ф. | Определение место звука в словах в трех позициях. Учить читать. | |
4 | 7 | Гласный звук Э, буква Э. | Придумывание слов с этим звуком. Составление слов отгадок к загадкам. |
8 | Разделительный твердый знак-буква Ъ. | Учить наращивать слова, составлять предложения. Чтение. |
Май | |||
1 | 1 | Двойные согласные. Алфавит. | Познакомить со словами в которых есть двойные согласные. Выкладывание слов из разрезной азбуки. Чтение слов. |
2 | Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. | Выкладывание слов из букв. Чтение новых слов. | |
2 | 3 | Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению | Чтение слогов, четкое проговаривание звуков в словах. Различие твердых, мягких, звонких, Глухих согласных. |
4 | Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению | Чтение слов, предложений. Развитие фонетического слуха. Слияние гласных и согласных звуков. | |
3 | 5 | Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению | Чтение слов, предложений. Различие предложений по звучанию. |
6 | Работа по разрезным азбукам. | Упражнения по составлению слов из букв. Слогов. Чтение слов и предложений. | |
4 | 7 | Открытое занятие по разделу программы. | |
8 | Открытое занятие по разделу программы. |
Используемая литература:
- Аргинская И. И. Обучаем по системе Л. В. Занкова. Первый класс., М., 2000.
- Богданова О.А. Скороговорки.
- Бугрименко Е. А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.,М.,2000.
- Варенцова Н.С., Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск, 1992.
- Волина В.В. Праздник числа. М., 1998
- Детство. Примерная образовательная программа дошкольного. Санкт-Петербург, 2014
- Джежелей О.В. Помогайка. М. 1998.
- Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М. 1991.
- Кларина Л.М. Дети и знаки.
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!. Обучение дошкольников чтению: программа-конспект. СПб. 1998.