Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Хажиева Айгол Масгаровна

Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок»

Программа по дополнительной платной

образовательной услуге

обучение детей раннему чтению

 «Занимательное азбуковедение»

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Разработана на основе парциальной программы

В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение»

Воспитатель: Хажиева А. М.

г. Нижневартовск 2014.

Содержание

Введение                                                                                                              3

Паспорт программы_____________________________________________  4

Пояснительная записка__________________________________________   6

Содержание программы_________________________________________    7

Мониторинг освоения детьми программного материала_______________ 15

Список используемой литературы_________________________________  16

   Введение.

   Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортно на новой ступени образования.

    Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

    Психологи считают, что в 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

   Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

   Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

    Исходя из изложенных выше позиций, была разработана программа занятий  чтению в игровой форме.

    Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

   Учебный план работы с дошкольниками:

2 занятия в неделю по 30 минут;

8 занятий в месяц;

72 занятий в год.

Паспорт программы

1

Наименование дополнительной платной услуги

Занимательное азбуковедение

(раннее обучение чтению)

2

Основание для разработки программы

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07 1992 №3266 -1(с изменением от 20.02.2011г.)

Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.1989г.)

Концепция дошкольного воспитания

Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»

Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2014 – 2015г.г.

Устав, образовательная программа развития МБДОУ

Программа «детство», «Играя, развиваясь» А. Н. Буров.

«Занимательное азбуковедение2 В. В. Волина.

3

Заказчик программы

Педагогический коллектив МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

4

Организация

Исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок»

5

Целевая группа

Предназначена для старшего дошкольного возраста посещающих ДОУ

6

Составители проекта

Хажиева Айгол Масгаровна – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 64 «Пигвинёнок»

7

Цель программы

Осознанное овладение детьми системой звуков русского языка – раннее обучение чтению

8

Задачи программы

Обучать детей сознательному плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами. Прививать любовь и интерес к чтению. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас.

9

Ожидаемые результаты

Четкое, правильное владение понятиям: «слово», «звук», «буква», «предложение». Свободное чтение.

10

Срок реализации

1 год

     Пояснительная записка.

     Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному.

     Особенности метода.

  1. Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем).
  2. Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны.
  3. Обучение по слоговому принципу.

     Общие задачи:

  1. Обучать детей сознательному, правильному,  плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
  2. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
  3. Работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.
  4. Формировать устную речь детей. Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.

Задачи 1-го года обучения :

- подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

- учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

- запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога

    К концу первого года обучения дети должны уметь:

читать слоги:

сочетание двух гласных;

сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);

двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;

понимать прочитанное.

   

Задачи 2-го года обучения:

- читаем слова: после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.

- от словосочетания к предложению: главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.

- читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

- учим "читать" знаки препинания: ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

     К концу второго года обучения дети должны уметь:

читать односложные слова со стечением согласных;

простое двусоставное предложение без предлога;

простое предложение с предлогом;

доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);

отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

     Принципы построения программы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

- доброжелательный климат

- недопустимость менторской позиции и порицания

- положительная оценка любого достижения ребенка

- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

- занимательность.

Календарно-тематическое планирование.

Сентябрь

Неделя

№ занятия

Тема

Программные задачи

1

1

Гласный звук А, буква А, а.

Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога. Игровая ситуация «Покажи букву».

2

Гласный звук У, буква У, у.

Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру. Определение количества слогов в словах. Д/и «Телефон».

2

3

Закрепление звуков А, У.

Дать понятие, что гласный когда он один, образует слог. Соотнесение произносимых и составленных слов из разрезной азбуки большого формата со слоговой системой.

4

Гласный звук О, буква О, о.

Научить определять на слух место звука в словах осы, сом, эскимо.

3

5

Согласный звук М, буква М, м.

Определение места звука в словах мак, сумка, альбом. Анализ, составление из разрезной азбуки и чтение слогов: ам, мА, ум, му, мама.

6

Закрепление звуков А, У,О, М.

Чтение и составление слогов по разрезной азбуке и слоговым таблицам. Написание первого слога в схемах под предметными картинками.

4

7

Согласный звук С, буква С, с.

Определение место звука в трех позициях. Сравнение на слух слов мама и сам. Практическое знакомство с ударным гласным звуком.

8

Звук Х, буква Х, х.

Определение слоговой структуры слов мох, муха. Составление 1-2 предложения со словами сухо, сыро.

Октябрь

1

1

Закрепление звуков А, У, О, М, С, Х.

Звуковой анализ слов. Составление прямых и обратных слогов. Составление 3-х буквенных слов.

2

Звук Ш, буква Ш, ш.

Определение место звука в трех позициях. Выкладывание слов из букв.

2

3

Анализ слогов ША, ШО, ШУ, СА, СО , СУ.

Составление слогов из букв наборного полотна большого формата. Закрепление звука и буквы Ш.

4

Сопоставление звуков С и Ш.

Узнавание согласных звуков. Отличие согласного звука от гласного. Чтение слов. Деление на слоги.

3

5

Согласный звук Л, буква Л.

Определение на слух звука Л, ЛЬ в трех позициях. Составление слов из букв и слогов.

6

Обобщение изученного.

Гласные А, О, У.Согласные С, М, Х, Ш, Л. Работа по разрезным азбукам различного формата. Чтение слогов с договариванием  до целого слова по слоговым таблицам. Чтение повествовательных предложений из двух и трех слов.

4

7

Гласный звук Ы, буква Ы.

Место звука в двух позициях – в середине слова и на конце. В русском языке нет слов которые начинались бы на букву Ы.

8

Согласный звук Н, буква Н.

Характеристика звуков Н, НЬ. Чтение и деление слов на слоги. Выкладывание слов из разрезной азбуки.

Ноябрь

1

1

Закрепление звука Н, Буква Н.

Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения. Чтение слов по слоговой таблице.

2

Звук Р, буква Р.

Определение место звука в трех позициях. Чтение слогов с договариванием до условного слова. Ударный слог.

2

3

Закрепление звука Р и буквы Р.

Написание большой и маленькой буквы в именах людей.

4

Сопоставление звуков Р и Л.

Сходство и различие звуков. Выделение звуков в словах, загадках, стихах.  Совершенствование умения читать.

3

5

Обобщение пройденного.

Гласные А, О, У, Ы.Согласные С, М, Х, Ш, Л,Н, Р. Интонационные знаки в конце предложения.

6

Звук К, буква К.

Определение места звука в словах река, корзина, мак. Деление слов на слоги.

4

7

Продолжение работы по звуку К, буква К.

Закрепление знаний об ударном слоге.

8

Закрепление звука К, буквы К.

Чтение слов разной структуры.

Декабрь

1

1

Звук П, Буква П.

Учить находить место звука в словах шапка, перо, петух, платок. Составление и чтение слогов.

2

Закрепление звука П, буквы П.

Учить читать слова по слоговой таблице. Развивать внимание и память.

2

3

Согласный звук Т, буква Т.

Показать как звуки произносятся с гласными. Определение места звука в словах. Закрепить навыки чтения.

4

Закрепление звука Т, буквы Т.

Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне звука. Чтение слов по таблице. Проговаривание скороговорок.

3

5

Гласный звук И, буква И.

Определение место звука в трех позициях. Чтение звука по азбуке.

6

Закрепление звука И, буквы И.

Показать, что этот звук образует слог (например: И-ра) и может быть отдельным словом. Чтение слов по слоговой таблице.

4

7

Согласный звук З, буква З.

Учить находить место звука в словах, Пополнять активный словарь детей.

8

Сопоставление звуков С и З.

Найти отличие звуков З и С. Сравнение слов коза, коса. Учить слова по слогам.

Январь

1

1

Звук В, буква В.

Определение место звука в трех позициях. Чтение по слоговой таблице.

2

Закрепление согласного звука В, буквы В.

Учить слова и слоги. Составление слов из букв и слогов.

2

3

Согласный звук Ж, буква Ж.

Определение место звука в словах. Чтение слов.

4

Закрепление звука Ж, буквы Ж.

Сопоставление Ж-Ш, ЖИ- ШИ. Чтение слов по таблице. Учить заменять один звук другим.  Запоминание букв.

3

5

Звонкий согласный звук Б, буква Б.

Находить звук с словах. Определять на слух. Чтение слов.

6

Закрепление звука Б, буквы Б.

Сопоставление звуков Б и П. Деление слов на слоги. Составление слов.

4

7

8

Февраль

1

1

Звук Г, буква Г.

Учить находить звук в трех позициях. Чтение по слоговой таблице.

2

Закрепление звука Г, буквы Г.

Сопоставление звуков Г, буквы Г. учить сравнивать слова в парах. Чтение слов по слоговой таблице.

2

3

Звук Д, буква Д.

Учить читать слова с этим звуком, сотавлять слова, формировать интерес к чтению, различать звонкие и глухие согласные. Звуковой анализ слов.

4

Сопоставление звуков Д и Т.

Орфография и орфоэпическое чтение (садик- сады, рады- рад).Учит читать по слогам. Преобразование слов.

3

5

Звук Й, буква Й.

Учить сравнивать слова на слух. Читать слова с наращиванием. Формирование словосочетания.

6

Сопоставление звуков И и Й.

Учить находить, что общего между звуками. Учить составлять схемы слов. Составлять из букв отгадки на загадки.

4

7

Буква Ь – показатель мягкости в конце слова или слога.

Звук не обозначает, а показывает, что перед ним стоит мягкий согласный. Чтение слов с этой буквой.

8

Ь (мягкий знак) в середине слова как знак мягкости.

Ь никогда не пишется  в начале слова. Составление простых предложений.

Март

1

1

Закрепление звуков Д, Т, И, Й, и букв Д, Т, И, Й. Ь в середине и в конце слова.

Чтение слов, выкладывание букв, чтение стихотворений, загадывание загадок.

2

Звук Е, буква Е.

Учить находить эту букву в трех позициях. Замена букв в словах.

2

3

Закрепление гласного звука Е, буквы Е.

Учить читать быстро. Составление слов из букв и слогов. Деление слов на слоги.

4

Гласный звук Я, буква Я.

Учить преобразованию слов. Составление предложений. Определение мягкости слов.

3

5

Закрепление звука Я, буквы я.

Учить запоминать скороговорки на этот звук. Чтение слов с этой буквой. Выкладывание слов.

6

Гласный звук Ю, буква Ю.

Нахождение звука в трех позициях. Сравнение слов на слух. Чтение слоговой таблицы.

4

7

Закрепление звука Ю, буквы Ю.

Чтение слоговой таблицы. Составление слов из разрезной азбуки.

8

Гласный звук Ё, буква Ё.

Выкладывание слов из разрезной азбуки. Определение мягкости и твердости согласного звука.

Апрель

1

1

Закрепление звука Ё, буквы Ё.

Ударный слог (повторение).выкладывание слов. Формирование умения схватывать смысл читаемого.

2

Глухой согласный звук Ц, буква Ц.

Учить определять место звука в трех позициях. Выкладывание гласных букв по схемам.

2

3

Глухой согласный звук Ч, буква Ч.

Учить приводить примеры слов с этим звуком в трех позициях. Развивать внимание к звуковой стороне слова.

4

Сопоставление звуков Ч и Ц.

Учить определять сколько слогов в слове. Учить знать ударный слог.

3

5

Звук Щ, буква Щ.

Чтение слоговой таблицы. Формирование умения соотносить название буквы с ее изображением.

6

Глухой согласный звук Ф, буква Ф.

Определение место звука в словах в трех позициях. Учить читать.

4

7

Гласный звук Э, буква Э.

Придумывание слов с этим звуком. Составление слов отгадок к загадкам.

8

Разделительный твердый знак-буква Ъ.

Учить наращивать слова, составлять предложения. Чтение.

Май

1

1

Двойные согласные. Алфавит.

Познакомить со словами в которых есть двойные согласные. Выкладывание слов из разрезной азбуки. Чтение слов.

2

Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению.

Выкладывание слов из букв. Чтение новых слов.

2

3

Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению

Чтение слогов, четкое проговаривание звуков в словах. Различие твердых, мягких, звонких, Глухих согласных.

4

Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению

Чтение слов, предложений. Развитие фонетического слуха. Слияние гласных и согласных звуков.

3

5

Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению

Чтение слов, предложений. Различие предложений по звучанию.

6

Работа по разрезным азбукам.

Упражнения по составлению слов из букв. Слогов. Чтение слов и предложений.

4

7

Открытое занятие по разделу программы.

8

Открытое занятие по разделу программы.

Используемая литература:

  1. Аргинская И. И. Обучаем по системе Л. В. Занкова. Первый класс., М., 2000.
  2. Богданова О.А. Скороговорки.
  3. Бугрименко Е. А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.,М.,2000.
  4. Варенцова Н.С., Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск, 1992.
  5. Волина В.В. Праздник числа. М., 1998
  6. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного. Санкт-Петербург, 2014
  7. Джежелей О.В. Помогайка. М. 1998.
  8. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.
  9. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М. 1991.
  10. Кларина Л.М. Дети и знаки.
  11. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!. Обучение дошкольников чтению: программа-конспект. СПб. 1998.