Познавательный проект по духовно-нравственному воспитанию "Народное творчество" для детей средней группы
проект (средняя группа)

Касимова Юлия Сергеевна

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный проект

по духовно-нравственному воспитанию

"Народное творчество"

для детей средней группы

(4-5 лет)

                                                                       

2021-2022 уч.г.

Актуальность проекта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа.

«Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость» А. С. Макаренко.

    Цель проекта: Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

    Задачи проекта:

  • Приобщать детей к устному народному и декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
  • Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
  • Создать условия для активации творческого мышления детей.
  • Уметь использовать нетрадиционные техники рисования и получать удовольствие от своей работы;
  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
  • Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
  • Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
  • Расширять сотрудничество с родителями.
  • Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

Образовательные задачи:

Развитие речи.

- обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих предметы,

явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;

- использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок,

загадок, небылиц и т.д.);

- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким

картинкам;

- умение составлять описательные рассказы;

- умение пересказывать сюжет услышанного произведения;

- усовершенствование просодической стороны речи (выразительности): темпа, высоты, тембра, силы голоса.

Познавательное развитие.

- представление об истории России;

- представление о декоративно-прикладном искусстве;

- расширения кругозора детей.

- понимание детьми того, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.

Ознакомление с художественной литературой.

- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок,

загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;

- умение характеризовать героев сказок и былин, сопереживать им;

- умение находить различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

- потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.

 -приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Изобразительная деятельность.

    - умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской,

хохломской росписей (знать и изображать элементы,

использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета).

  -развитие эстетического отношения и интереса детей к красивым предметам быта, изделиям декоративного искусства.

- развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.

-удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Народные игры

- знание и умение играть в русские народные игры. 

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.

Вид проекта:

– по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

Сроки реализации: долгосрочный (9 месяцев)

Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечь родителей к участию в проекте через оформление выставки совместной взросло-детской деятельности «Народное творчество» (макеты, поделки, рисунки и пр.)

Основные формы организации проекта:

  •  Беседы с детьми с детьми
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание иллюстрации
  • Творческая мастерская (продуктивная деятельность)
  • Подвижные игры
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • Консультации для родителей
  • Информация на стенде
  • Папка-передвижка
  • Памятка
  • Совместная работа с детьми
  • Участие в выставке совместного творчества

Методы и приемы:

1.Наглядный метод:

  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;
  • наблюдение;
  • чтение педагогом художественной литературы;
  • демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов;
  • экскурсия.

2. Словесный метод: 

  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказы детей о своих впечатлениях;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижные, дидактические, игры-драматизации, народные игры);
  •  сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • рассказы детей по иллюстрациям, моделирование сказок.

3.Практический метод:

  •  организация продуктивной деятельности: рисование, аппликация.
  • проведение экскурсий
  • изготовление с детьми наглядных пособий;
  • организация продуктивной деятельности

Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:

  1. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
  2. Сказкотерапия.

Продукт проекта: выставка совместной взросло-детской деятельности «Народное творчество» (макеты, поделки, рисунки и пр.)

Ожидаемый результат:

для детей:

  • Проявление устойчивого интереса к народному творчеству.
  • Знания о народных промыслах.
  • Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
  • Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
  • Пополнение словарного запаса.

для педагогов:

  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, повышения качества педагогического труда;
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к национальной культуре в этическом и эстетическом направлении.
  •  для родителей:
  •  реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
  • объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области этического и эстетического воспитания детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Этапы проекта

I этап – подготовительный (разработка проекта),

Деятельность педагогов:

  • определение проблемы, постановка цели и задач;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  • определение методов работы;
  • подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
  • подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
  • подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

Совместная деятельность:

  • введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
  • формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
  • определение круга актуальных и посильных задач.

II этап – практико-ориентированный (реализация проекта),

Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.

  • Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы.

III этап – заключительный (обобщающий),

  • Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
  •  Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
  • оформление выставки совместной взросло-детской деятельности (макеты, поделки, рисунки и пр.)
  • Презентация на педсовете ДОУ

Приложение  

II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), работа с детьми и родителями воспитанников

Тема

Задачи

Содержание

деятельности

Сентябрь 

«Фольклор»

Декоративно-прикладное искусство.

Познакомить детей с фольклором (дразнилки, скороговорки, потешки, чистоговорки). Способствовать восприятию художественного образа. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям.

Разучивание дразнилок, потешек, скороговорок, чистоговорок.

Беседа «Кто народ веселил?»

Музыкальные игры: «Веселые матрешки», «Веселый бубен».

Слушание народных песен.

Дидактические игры «На чем играю»

«Подбери петрушке шарик».

Игры-драматизации

Настольный театр.

Русские народные подвижные игры: «Совушка», «Карусель».

Ознакомление детей с народно –прикладным искусством «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».

Октябрь 

«В гости к бабушке Матрене»

Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы.

Совершенствовать знания правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре.

Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям».

Сюжетно – ролевая ситуация «День рождение куклы Кати».

Музыкальная игра: «Танец с платочками», «День рождения».

Дидактическая игра «Что лишнее?».

Игра со счетными палочками: «Печь», «Колодец».

Рисование: «Украсим платочек».

Лепка «Миска»

Русские народные подвижные игры: «У медведя во бору»

Ноябрь 

«Сядем рядком да поговорим ладком».

Беседа с использованием презентации   "Традиции и быт русского народа".

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Объяснение смысла пословиц.

расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях людей; воспитывать интерес, уважение к этим традициям; развивать познавательный интерес у детей;  продолжать знакомить детей с богатством народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки; воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за  свой народ.

Чтение пословиц, поговорок, прибауток, заучивание некоторых.

Слушание русских народных песен.

Сказкотерапия.

Загадывание загадок о предметах обихода.

Музыкальные игры: «Чья музыка?», «Узнай по голосу».

Русские народные подвижные игры: «Жмурки».

 

Декабрь 

«Зимние святки»

Способствовать накоплению знаний о лучших традициях национальной культуры, побуждать к импровизации с использованием различных выразительных средств.

Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования.

Разучивание загадок о зиме, примет, колядок: «Коляда, коляда, поехала по дрова», «Коляда, коляда.   Я   у   батюшки   одна.»

Оригами: «Подарок другу».

Рисование: «Новогодняя елка».

Дидактическая игра: «Шкатулка загадок», «Угадай, что получится».

Музыкальная игра: «Зимний хоровод», «Два Мороза», «Снежная карусель».

Январь 

«Колыбельная песня»

Национальный костюм

Знакомство с новыми колыбельными песнями, исполнение детьми уже знакомых песен.

Чтение колыбельных песен с рассматриванием иллюстраций.

Игровая деятельность в уголке ряженья.

Слушание и исполнение колыбельных песен.

Видео-презентация «Так мы раньше одевались»: исследование характерных особенностей русских национальных костюмов.

Выставка рисунков «Головные уборы русского народа»

Дидактическая игра «Оденем русский национальный костюм».

Февраль 

«Жихарка»

Посещение историко-краеведческого музея.

Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка». Узнавание знакомых сказок по определенным фразам из них.

Совместная творческая деятельность педагога и детей с привлечением родителей для оформления выставки поделок и макетов .

Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое ложки»

Рассматривание деревянных ложек.

Игра на ложках.

Инсценирование с помощью театра ложек отрывка из сказки «Жихарка», «Теремок».

Рисование «Ложечка резная, ручка расписная».

Лепка «Чудо ложка».

Беседа с детьми "Традиции и быт родного края». Задачи: обобщать знания детей по теме проекта.

Март

Масленица

Познакомить    детей     со     старинным     русским праздником    Масленица.   

Углубить    интерес    к культуре     своего     народа.     На     музыкальных развлечениях   познакомить   с   малыми   формами фольклора,     хороводными     играми,     народной музыкой, стимулировать запоминание малых форм фольклора, привлекать к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений

Рассказ   воспитателя «Масленица   дорогая   -   наша

гостюшка годовая».

Беседа «Зима весну пугает, а сама тает» Рассматривание иллюстраций: «Весна», «Русские праздники».

Разучивание закличек, загадок о весне.  Участие в

празднике детского сада «Русская масленица».

Чтение художественной    литературы:   

Ф.Тютчев «Зима»,

русские народные песенки «Солнышко ведрышко»

Разучивание   хороводов «Дружочек», «Солнышко-

колоколнышко»

Аппликация «Первые весенние цветы», «Подарок маме».

Апрель 

«Встреча весны»

Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа.

Побуждать к обогащению словаря с помощью русских народных песенок.

Беседа «Пришла весна красна».

Наблюдение за погодой, за приметами весны.

Рассматривание картин: И.Левитан «Весна», Л.Бродская «Март».

Рассматривание альбома «Весна».

Чтение для запоминания русских народных песенок «Иди, Весна, иди, красна».

Заучивание закличек «Весна красна».

Знакомство с народными приметами.

Разучивание загадок о весне, пословиц и поговорок.

Подвижная игра " Ручей".

Май 

«Веселые посиделки»

Способствовать развитию             способности   воспринимать художественный             образ

.Побуждать употреблять     глаголы     в     разных     временах; знакомить с народной музыкой.

Беседа: «Что такое посиделки?»

Наблюдения за погодой, за приметами.

Рассматривание альбома: «Русские праздники».

Чтение и заучивание частушек.

Игровая деятельность:

Д/и «Чудесный мешочек»

Проведение русских народных игр: «Ай ду, ду», «Солнышко – ведрышко». 

Музыкальная     деятельность: Слушание     русских

народных песен.

Дидактические игры «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»

Творческие мастерские в течение реализации проекта

Знакомство с материалами

Формировать эстетическое отношение к окружающей

действительности средствами различных видов

изобразитель-ного искусства.

Расширять представления детей о

многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Путешествие в страну дымка.

Дымковская игрушка самая известная глиняная игрушка.

Родом она из Дымковской слободы под Вяткой ныне город Киров.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную

технику рисования.

Знакомство с филимоновской игрушкой.

При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись

анилиновыми красками.

Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня,

всадник, конь, олень и др. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чѐрно-синей глины -

«синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелѐный, жѐлтый цвета — игрушки получаются яркими и весѐлыми.

Рисуем узоры по мотивам дымки.

Продолжаем знакомить детей с народным промыслом. Учить правильно работать кистью.

Аккуратно накладывать краску на кисть.

Дети внимательно рассматривают наглядное пособие. Воспитатель показывает и говорит, как правильно надо рисовать, и дети повторяют за воспитателем и начинают работать. Узоры получаются разного цвета.

Дети внимательно рассматривают какими оттенками они работают.

Знакомство с росписью филимоновской игрушки.

Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски,

чередуются с более сложными.

Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с

какими-либо другими. У узора: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко».

Рисуем филимоновские узоры на игрушки.

Научить правильно рисовать узоры на изделии или на шаблоне. Какие оттенки присутствуют.

«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.

История Загорской матрешки.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи

матрѐшек является город Загорской (по названию города матрѐшка называется ).

Знаменитая русская матрѐшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот, сравнительно небольшой

исторический период, она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства.

.

Познакомить детей с керамической посудой.

Показать детям керамическую посуду. Учить внимательно рассматривать. Рассматривать какие узоры изображены на изделии.

Сделать небольшую выставку керамических изделий. Рассказать, как правильно делают керамическую посуду. Как добывают глину. На каких станках работают чтобы получился красивый предмет. Внимательно рассматривать роспись изделия.

III этап – заключительный (обобщающий)

  1. Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
  2. Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
  3. Оформление выставки совместной взросло-детской деятельности «Народное творчество» (макеты, поделки, рисунки и пр.)
  4. Презентация на педсовете ДОУ

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль детской сказки в нравственном этическом и эстетическом развитии дошкольников»

Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта», «Нравственное воспитание ребенка – основа формирования будущей личности»

Рекомендации по "Декоративно-прикладное искусство детям"

Папка-передвижка «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка!»

Совместная работа с детьми:

Разучивание вместе с детьми примет, пословиц и поговорок.

Посещение «Историко-краеведческого музея»

Выставка: "Народное творчество"

Привлечение к обогащению РППС группы наглядным и дидактическим материалом по теме проекта.

Наглядно-дидактические пособия:

  1. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о культуре русского народа. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г

Литература

  1. Морозова И.А., Пушкарева Л.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
  3. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
  4. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
  5. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  6. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград: Учитель, 2013. -231с.
  7. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М.: ТЦ Сфера, 2010. -160 с.
  8. Макаренко А.С. Книга для родителей. / - М.: «Педагогика», 1988;
  9. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М.: ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
  10. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
  11. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».  М. Д. Маханева   2012
  12. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д., - СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  13. 18.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект семейных традиций в воспитании культуры поведения в средней группе «Радуга хорошего поведения»

Цель проекта: Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания  этого правила. Пополнение предметно-пространств...

Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «День Победы!» в средней группе

Цель проекта:Формирование нравственных ценностей у детей  дошкольного возраста. Воспитание гражданско-патриотических чувств, гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, у...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Познавательно- творческий проект на тему «Дружба - это радость» для детей средней группы

Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками....

Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...