Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
проект по физкультуре (старшая группа)

Малюкова Светлана Петровна

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;

- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов;

- прививать нравственные ценности, дать представление о храбрости и верности, добре и зле;

- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Проект по

Духовно-нравственному, патриотическому воспитанию старших дошкольников

« Мы – будущие защитники Родины»

Проект подготовила

Малюкова Светлана Петровна

Воспитатель МДОУ д/с №7 «Колосок»


г. Петровск 2020 г.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим поколением, может

любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. » 

С. Михалков

Патриотическое воспитание детей необходимо начинать еще в дошкольном детстве. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. Главной составляющей духовно-нравственного, патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родной семье, родному городу, народу, стране. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.

23 февраля наша страна отмечает праздник – День защитника Отечества. Этот праздник считается мужским праздником, так как в этот день мы все поздравляем наших защитников: настоящих и будущих – наших мужчин: отцов, дедушек, братьев, всех тех, кто служил в рядах армии. Поздравляют и тех, кто сейчас охраняет нашу страну.

Поэтому я выбрала проект «Мы – будущие защитники Родины».

Изначально в этом празднике заложен огромный смысл – любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости уметь достойно ее отстоять.

Проект познавательно-творческий, рассчитан для детей 5-6 лет, реализуется при взаимодействии с музыкальным руководителем и родителями воспитанников группы.

Цель проекта: формирование духовно-нравственных, патриотических чувств, воспитание чувства гордости за мужество защитников нашей Родины.

Задачи:

- формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;

- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов;

- прививать нравственные ценности, дать представление о храбрости и верности, добре и зле;

- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний о Российской армии.

Срок проведения : февраль

Актуальность: Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. 23 февраля – день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом празднике заложен огромный смысл – любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости уметь достойно ее отстоять.

Реализация данного проекта позволит сформировать у детей знания о празднике, расширить их познания об истории родной страны, воспитать желание идти в армию, защищать свою страну и своих близких.

1 этап – подготовительный – подбор методической и художественной литературы, наглядный материал, дидактические игры, а также проанализировать предметно-пространственную среду группы.

В Центре книги оформить выставку книг об армии: С. Михалков «Дядя Стёпа», С. Маршак «Наша армия», В. Степанов «23 февраля», «Праздничный салют», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Гайдар «Поход»; иллюстрации на военную тему, альбомы, энциклопедии. Подобрать песни для прослушивания на военную тему: «Бравые солдаты», «Мальчишка – будущий солдат», «Первым делом самолеты».

 Выставка книг и иллюстраций, которая заинтересует детей, а так же рассказ о предстоящем событии – Дне защитника Отечества, обсудить эту тему с детьми. Обсуждение  по следующим вопросам:

- Что за праздник День защитников Отечества?

- Что знаете, дети, о российской армии и родах войск?

- Какую военную технику знаете, дети?

Далее использовать способ «Модель трёх вопросов». Выяснить, что можно найти информацию в книгах, в энциклопедиях, в интернете, спросить у родителей и воспитателя.

2 этап – практический. Организовать  поисковую деятельность детей и взрослых, собирать и систематизировать информацию. В группе создать условия для реализации проекта. С детьми проводить ежедневные беседы: «Где служили наши папы и дедушки?», «Кто они – защитники Отечества?», «Какие вы знаете военные профессии?», «Военная техника».

Совместно с детьми был создать музей военной техники, частью которого будут принесённые детьми игрушки.

Предложить детям сюжетно-ролевые игры «Военный врач», «Пограничники» и «Моряки».  Поиграть в дидактические игры: «Разложи и назови правильно», «Знаешь ли ты?», «Чья форма?», «Что нужно лётчику, танкисту, моряку...?».  Поиграть в подвижные игры «Сигнальные флажки», «Оседлай коня», «Мы танкисты». Предложить детям построить ангары для военной техники и обыграть свои постройки.

В продуктивной деятельности дети смастерить самолеты в технике оригами, нарисовать портреты своих пап и раскрасить танк. К празднику изготовить подарки для пап и мальчиков.

 Воспитанников познакомить  с родами войск, расширить представления о военных профессиях.

Провести экскурсию к памятникам на центральной площади нашего города, где от учеников старших классов узнаем   интересную информацию о военной технике.

Родители будут нашими помощниками и участниками реализации проекта, окажут  помощь в организации развивающей среды в группе, в подборе художественной литературы, дидактических игр и наглядного материала, в подготовке атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Для мам  провести мастер-класс по изготовлению подарков для пап, целью которого было сформировать представление родителей о методах и приёмах работы с детьми по художественному творчеству; учить родителей применять на практике данные методы и приёмы работы с ребёнком в домашних условиях.

После мастер-класса родители совместно с детьми дома изготавливают макеты военной техники.

Совместно с родителями девочки подготавливают сюрприз для мальчиков «Наши будущие защитники».

3 этап -   итоговое мероприятие «А ну-ка, мальчики!», в котором папы принимают активное участие, что содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения и укреплению детско-родительских отношений. 

На последнем этапе  с детьми вернуться к модели трех вопросов и выяснить, на все ли вопросы ответили.

В ходе реализации проекта дети узнают много нового о нашей армии, о защитниках Отечества; испытывают уважение к своей Родине, гордость за свой народ, свою армию, бережнее относится к близким людям.

 С большим интересом играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Уважительно отзываются о защитниках отечества, с гордостью делятся впечатлениями  со сверстниками и воспитателями.

Активное участие в осуществлении проекта принимают родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддерживают предложенную тему проекта.

 Проектная деятельность способствует возникновению атмосферы заинтересованности детей, родителей, воспитателей, а тем самым служит созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме проекта. 

Таким образом , я считаю , что в проектной деятельности могут успешно решаться задачи духовно- нравственного воспитания, и я рекомендую коллегам активнее использовать эту форму работы с детьми.

 Закончить  мне хотелось бы словами великого педагога:

«В детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства

не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

Спортивный праздник к 23 февраля с папами

"А, ну-ка, мальчики!" в детском саду для детей старшего дошкольного возраста.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/25050_8ef0341848f93b04768b81cbb1f2f1b7.jpeg.jpg


Цель: Способствовать улучшению гармонии в отношениях родителей с детьми.
Задачи:
* Закрепление двигательных умений дошкольников;
* Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту;
* Создание эмоционально положительного настроя в процессе совместной деятельности;
* Воспитание взаимовыручки, смелости, ловкости, силы, патриотических чувств.
Оборудование:
* Фонотека для эстафет;
* Шапка, шарф, варежки – 2 комплекта;
* Санки – 2 шт.;
* Грузовые машины с веревочками – 2 шт.;
* Большая машина, на которой можно кататься детям – 2 шт.;
* Платочки – 8 шт.;
* Веревка (3–5 м) – 2 шт.;
* Прищепки – 8 шт.;
* Тазик – 2 шт.;
* Сухой бассейн с мячиками;
* Рыбки – по количеству участников;
* Ведерко – 2 шт.;
* Стойки – 6 шт.;
* Сковородка – 2 шт.;
* «Блинчики» – по количеству участников;
* Отвертка – 2 шт.;
* Саморезы – 20-30 шт.;
* Деревянная доска;
* Игрушки – 15-20 шт.;
* Тележка для игры «Супермаркет» – 2 шт.;
* Лист бумаги, на котором написан список из 7-9 предметов (что можно купить в супермаркете) – 2 экземпляра;
* Предметы, указанные в списке;
* Воздушные шары – по количеству участников.

Взрослые сидят в зале. Под песню о папе входят дети.


Ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поздравить всех мужчин с Днем защитника Отечества.
Все: Поздравляем!Поздравляем! Поздравляем!
Девочка: Починить велосипед,
Приготовить мне обед,
Перемыть тарелки, чашки
Поиграть в хоккей и в шашки.
Мальчик: В лес сходить, набрать грибов,
Принести большой улов,
Грозный танк нарисовать,
Сказку на ночь рассказать.
Вместе: Все сумеет папа мой:
Умный, добрый
Он – герой!!
Дети исполняют «Песню про папу». После этого мальчики садятся.
Девочки исполняют частушки для мальчиков.
Ведущий :Сегодня в нашем зале пройдут веселые соревнования, в которых будут участвовать мальчики и папы. Они покажут свою смелость, ловкость, смекалку. А оценивать вас будут наши девочки и мамы.

Ведущий: Наших мальчиков мы тоже поздравляем с праздником. Когда они вырастут, станут сильными, отважными мужчинами, будут защищать свою семью и нашу огромную с К мальчикам выходят папы (девочек и мальчиков)
Ведущий: Делу - время, потехе - час,
Начинаются соревнования у нас.
Эстафета «Забери ребенка из садика!» Мальчики сидят по-турецки напротив пап (они в «детском саду»). Папы стоят в 2 колонны (они «дома»). Первые участники из «дома» бегут в «детский сад», везут на санках: шапку, шарф, варежки, надевают все это на ребенка, ребенок садится на санки и папы везут их «домой». Продолжается до тех пор, пока все дети не будут «дома».

Эстафета «Водители» Участники стоят, чередуясь: ребенок-папа. Мальчики, сидят на большой машине и, отталкиваясь ногами, едут вдоль стоек по прямой туда и обратно. Папы за веревочку катят грузовую машину «змейкой» между стойками туда и обратно.

Эстафета «Мамины помощники» Участвуют мальчики и 2 папы. У папы тележка и листок, на котором написано, что нужно купить в магазине. Ребенок добегает до папы, папа называет ему один предмет из списка, что нужно купить в «магазине». Ребенок бежит дальше до столика с предметами. Берет то, что нужно и возвращается назад, по пути отдает этот предмет папе. Когда все что нужно куплено, папы с тележками бегут к болельщикам. Те проверяют содержимое тележки.

Эстафета «Рыбаки» Мальчики выбирают себе папу – «коня». Ребенок садится верхом на папину спину, держит в руках ведро. Вместе они добираются до сухого бассейна, ребенок слазит с «коня», рукой достает одну рыбку, кладет ее в ведро, садится на папину спину и они возвращаются назад.

«Разминка для ума»
Наша Армия сильна? (да)
Защищает мир она? (да)
Мальчишки в Армию пойдут? (да)
Девочек с собой возьмут? (нет)
Илья Муромец – герой? (да)
На фронт ушел он молодой? (нет)
Соловья он победил? (да)
Из автомата подстрелил? (нет)
У Буратино длинный нос? (да)
На корабле он был матрос? (нет)
Стоит летчик на границе? (нет)
Летает выше он жар – птицы? (да)
Сегодня праздник отмечаем? (да)
Мам и девчонок поздравляем? (нет)
Мир важней всего на свете? (да)
Знают это даже дети? (да)
Эстафета «Повара» Участники в поварском колпаке и фартуке на сковородке носят «блинчики». Идут по веревке, лежащей на полу. «Блинчики» складывают стопочкой на столике, бегом возвращаются назад.


Эстафета «Мастера на все руки» Участвуют папы. На полу разбросаны игрушки. Папы, не наступая на них, добегают до столика, отверткой в брусок закручивают саморезы (2-3 шт.) и возвращаются назад.

Эстафета «Стирка» Участники стоят, чередуясь: папа-ребенок. В тазике лежат 5 платочков и прищепки. Папы с тазиком в руках, выполняя подскоки, бегут до веревки (веревку держат 2 мамы или девочки) и развешивают на ней платочки, передают пустой тазик мальчикам. Мальчики, выполняя подскоки, бегут до веревки, снимают платочки, складывают все в тазик (платочки и прищепки) и возвращаются назад.


Эстафета «Салют» Участвуют пары мальчиков, пап и 2 мамы. Участники встают напротив друг друга, руки убирают за спину, любым способом держат воздушный шарик (головой, животом и т.д.). Бегут до стоящей напротив мамы, которая собирает шарики в букет. Как только букет собран, мамы протыкают иглой все шарики.


Ведущий: Провели мы состязанья.
И желаем на прощанье:
Всем здоровье укреплять,
Мышцы крепче накачать.
Папам всем мы пожелаем:
Не стареть и не болеть,
Больше спортом заниматься,
Чувство юмора иметь.
Ведущий поздравляет команды, вручает медали. Дети папам вручают подарки, сделанные своими руками.
Фотосессия. Под музыку команды выходят из зала.

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.