Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
проект (подготовительная группа)

Дурасова Алла Александровна

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.

Ещё живы свидетели тех событий и  подвиг народа так велик, что война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной. Каждый год страна празднует День Победы. Каждый год на главной площади страны в Москве проводится парад войск России. Именно события Великой отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников.

И вот, мы педагоги, задались  вопросами:

1.Для чего нашим детям необходимо знать о тех страшных временах? 
2.Как вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу?

3.В каком ключе мы будем говорить детям о войне? 
4.Каким образом можно привлечь старшее поколение к сотрудничеству? 

Патриотическое воспитание ребёнка всегда являлось важной задачей современного общества, поэтому считаем, что детям необходимо рассказывать о Великой Отечественной войне, о её героях, о победе нашего народа. На сегодняшний день эта тема более чем актуальна. В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в нашем огромном мире, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьёй и своим Отечеством.

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни  должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причём такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственно-духовным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности.

Мы прививаем нашим детям чувство патриотизма и гордости за свою страну,  прививаем готовность прийти на помощь другу в трудную минуту. С помощью познавательного и музыкального материала, дидактических и сюжетно-ролевых игр погружаем детей в атмосферу военных лет. И всё это для того, чтобы ни капли, ни грамма нашей истории не было утеряно.

Способов донести информацию о войне до детских умов и сердец масса, но мы стараемся подбирать такие приёмы, которые помогут детям прочувствовать всю значимость этих событий. Одним из таких приёмов является  знакомство с музыкальными произведениями.

          Сколько красивых песен, глубоких и трагических, весёлых и побуждающих на подвиги написано о войне. Музыка способна взять каждого за руку и проводить в тот самый день и тот самый час, когда она была создана, вернуть нас в прошлое. Музыка – великий источник информации и поэтому в исторически-памятные дни  она доносится из каждого окна. А. Флярковский говорил: «Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща. Она призвана отражать и преломлять в себе крупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себе и тонкую лирику, и героику, и гражданственность».

Всё дальше и дальше уходят от нас  дни  жестокой войны, блокады Ленинграда.  Всё сложнее рассказывать  детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

         В окружающем мире сегодня множество источников информации, искажающих историю, связанных с проведением СВО, поэтому главная задача  -  доносить детям единственно верную историю, подтверждённую фактами и документами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

(МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»)

Индекс  628684, Ханты-Мансийский

автономный округ – Югра, город Мегион,

улица Заречная, дом 19/4

Тел. 8(34643)3-01-32

ИНН  8605014733

КПП   860501001

р/с 40701810271693000006

ОГРН 1028601357113

E – mail:dou_ryabinka@mail.ru

Познавательно-творческий проект

«Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига»

по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию

 дошкольников  от 6 до 7 лет

посредством деятельности  клуба «Волонтёры истории»

(в рамках Всероссийского музыкального проекта

«Мы за Великую Державу!»)

Срок реализации: среднесрочный 4 месяца

Возраст детей: от 6 до 7 летC:\Users\1\Desktop\91bd0f5c25cb61ebb0a604724e69886a.jpg

C:\Users\1\Desktop\1640451260_2-abrakadabra-fun-p-plenka-na-prozrachnom-fone-2.pngC:\Users\1\Desktop\1640451260_2-abrakadabra-fun-p-plenka-na-prozrachnom-fone-2.pngC:\Users\1\Desktop\1640451260_2-abrakadabra-fun-p-plenka-na-prozrachnom-fone-2.png

C:\Users\1\Desktop\НАШИ  ПРОЕКТЫ\проект  9 мая\картинки 9 мая\poem.jpgC:\Users\1\Desktop\600grad9.jpgC:\Users\1\Desktop\preview_square_preview_picture-0e4c96e3-f580-418e-8c4e-9c11f269c1d4.jpg

ФИО, должность авторов:

Дурасова Алла Александровна, старший воспитатель,

Жукова Светлана Михайловна, музыкальный руководитель,

Кожара Юлия Сергеевна, учитель-логопед

2023 г.Мегион

Содержание

стр.

1. Информационная карта проекта

3

1.1.Введение, актуальность проекта

5

1.2.Проблема

6

1.3.Новизна и педагогическая целесообразность проекта

9

1.4.Цели и задачи проекта

12

1.5.Предполагаемые результаты

12

1.6.Основные принципы

14

1.7.Педагогические технологии

14

1.8.Условия реализации проекта

15

1.9.Этапы реализации проекта

18

1.10.Основные показатели достижений детей в рамках проекта

19

1.11.Календарно-тематическое планирование

20

1.12.Факторы риска и пути преодоления рисков

26

2. Результаты реализации проекта

27

3.Литература

33

4.Приложения

Приложение 1   Блиц – опрос детей (диагностика) «Что ты знаешь о войне»,

                            Блиц-опрос детей (диагностика) «Что ты знаешь о блокаде                  

                            Ленинграда» по методикам Шаламовой  Е.И., Ястребцовой О.А.

Приложение  2  Конспекты ООД, бесед, инсценировок, презентаций, игр

Приложение  3  Сценарии  памятных тематических дней

Приложение  4  Рекомендации, Советы родителям, анкетирование

Приложение  5  Клуб «Волонтёры истории» (Приказ, Положение,  эмблема, девиз, план      

                            и направления работы)

Приложение  5  Методические рекомендации «Как использовать волонтёрскую  

                            деятельность в дошкольном учреждении»

Приложение 6  Календарь памятных дат

Приложение 7  Картотека стихов, пословиц о ВОВ

Приложение 8  Учебно-методическое пособие «Методические разработки занятий,  

                           совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию  

                           детей от 3 до 7 лет»

Приложение 9  Методическое пособие «Как и что рассказывать дошкольникам  о ВОВ»

Приложение 10 Обучающее пособие  «Летопись истории. Главные сражения.»

Приложение 11 Исторический атлас  «Памятники городов-героев»

Приложение 12 Сборник «Песни нашей Победы»

Приложение 13 Медиатека: презентации «Великая Россия!», «Как это было…»,  

                            «Блокада Ленинграда»

Приложение 14 Альбом  «Награды войны, вещи войны, оружие войны»

Приложение 15 Альбом «Детство, опалённое войной»

Приложение 16 Альбом «Собаки-герои»

Приложение 17 Репродукции художественных произведений  «Война глазами  

                            художников»

Приложение 18  Книга памяти «За правое дело!»

Приложение 19  Альманах творческой студии «Рисунки жизни»

Приложение 20 Фотоматериалы «По страницам истории»

1.Информационная карта проекта

Название проекта

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности  клуба «Волонтёры истории» (в рамках Всероссийского музыкального проекта «Мы за Великую Державу!»)

Тип проекта

познавательно-творческий

Вид проекта

среднесрочный

По количеству детей

дети старшего дошкольного возраста

Форма проведения

дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

на уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2017 г. №1155;

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Конвенция о правах ребёнка (1989 г.);

Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.;

Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»;

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Основная образовательная программа дошкольного образования  МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»

Цели

Цели: Формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне и её героях, гражданских позиций, уважения к военной истории России,  сохранение преемственности поколений, воспитание духовно-нравственно-патриотических чувств и чувства гордости за свою Родину.

Задачи

Задачи достижения поставленной цели:

1.Способствовать воспитанию у детей уважения и благодарности Защитникам Отечества, гордости за свой героический народ, любовь к Родине.

2.Расширять знания дошкольников о военном времени,  блокаде Ленинграда,  трудностях блокадного города, познакомив с понятиями: «Блокада», «Дорога жизни», «Продуктовые карточки»; воспитывая чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

3.Проводить поисково-исследовательскую работу и пропагандировать знания в области истории страны, по сохранению исторической памяти о знаменательных датах Великой Отечественной войны посредством волонтёрского движения;

4.Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне, Блокаде Ленинграда; развивая умение воспринимать и понимать содержание патриотической музыки и военной лирики.

5.Ориентировать родителей на духовно-нравственно-патриотическое воспитание в семье.

Структура и срок реализации проекта

I этап – подготовительный

1.Выявление первоначальных знаний детей о ВОВ, о блокаде Ленинграда.

2.Информирование родителей о проекте.

3.Подбор литературы, иллюстраций, подготовка презентации, по теме проекта.

4.Подбор музыкальных произведений для прослушивания.

5.Составление плана работы по реализации проекта.

II этап – основной

1.Проведение ООД, бесед о ВОВ, блокаде Ленинграда.

2.Чтение художественной литературы о войне.

3.Прослушивание музыкальных произведений, просмотр художественных картин о ВОВ.

4.Художественно – эстетическое развитие: лепка, аппликация, рисование.

5.Подвижные игры по теме.

III этап – заключительный

Организация и проведение выставки творческих работ по теме проекта, совместная работа детей, воспитателей и родителей.

Презентация продуктов проекта

Составители проекта

Дурасова Алла Александровна, старший воспитатель;

Жукова Светлана Михайловна, музыкальный руководитель,  

Кожара Юлия Сергеевна, учитель-логопед - высшая квалификационная категория

                                                                                             

                                                                           

                                                                                                 Последнюю и высшую награду –

                                                                                Моё молчанье – отдаю

                                                                                          Великомученику Ленинграду.

                               Анна Ахматова

                                                             

                                                                                                       Люди Ленинграда, вы - герои!

                                                                                           Подвиг ваш бесценен на века!

                                                                                           Пусть не будет больше горя.
                                                                                          Никогда, никогда, никогда!
                                                                                          Память о блокаде Ленинграда
                                                                                         С трепетом в сердце храним.
                                                                                         За мужество, силу, отвагу
                                                                                         Ленинградцам спасибо
 говорим!                                                                                                       

                                                                                                 

1.1.Введение. Актуальность

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.

Ещё живы свидетели тех событий и  подвиг народа так велик, что война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной. Каждый год страна празднует День Победы. Каждый год на главной площади страны в Москве проводится парад войск России. Именно события Великой отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников.

И вот, мы педагоги, задались  вопросами:

1.Для чего нашим детям необходимо знать о тех страшных временах? 
2.Как вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу?

3.В каком ключе мы будем говорить детям о войне? 
4.Каким образом можно привлечь старшее поколение к сотрудничеству? 

Патриотическое воспитание ребёнка всегда являлось важной задачей современного общества, поэтому считаем, что детям необходимо рассказывать о Великой Отечественной войне, о её героях, о победе нашего народа. На сегодняшний день эта тема более чем актуальна. В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в нашем огромном мире, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьёй и своим Отечеством.

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни  должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причём такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственно-духовным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности.

Мы прививаем нашим детям чувство патриотизма и гордости за свою страну,  прививаем готовность прийти на помощь другу в трудную минуту. С помощью познавательного и музыкального материала, дидактических и сюжетно-ролевых игр погружаем детей в атмосферу военных лет. И всё это для того, чтобы ни капли, ни грамма нашей истории не было утеряно.

Способов донести информацию о войне до детских умов и сердец масса, но мы стараемся подбирать такие приёмы, которые помогут детям прочувствовать всю значимость этих событий. Одним из таких приёмов является  знакомство с музыкальными произведениями.

          Сколько красивых песен, глубоких и трагических, весёлых и побуждающих на подвиги написано о войне. Музыка способна взять каждого за руку и проводить в тот самый день и тот самый час, когда она была создана, вернуть нас в прошлое. Музыка – великий источник информации и поэтому в исторически-памятные дни  она доносится из каждого окна. А. Флярковский говорил: «Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща. Она призвана отражать и преломлять в себе крупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себе и тонкую лирику, и героику, и гражданственность».

Всё дальше и дальше уходят от нас  дни  жестокой войны, блокады Ленинграда.  Всё сложнее рассказывать  детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

         В окружающем мире сегодня множество источников информации, искажающих историю, связанных с проведением СВО, поэтому главная задача  -  доносить детям единственно верную историю, подтверждённую фактами и документами.

1.2.Проблема

К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев тыла. Молодёжь не знает, как зовут героев ВОВ, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город - герой» и за какие заслуги. Наши дети страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, мало знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ. Недостаточно сформирована и система работы с родителями по проблеме нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.

Создание проекта «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» приурочено к 80-летию прорыва блокады Ленинграда, Сталинградской битвы,  битвы на Курской дуге и битвы под Москвой.   Работа направлена на  воспитание у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, к изучению знаменательных исторических дат Великой Отечественной войны 1941 –1945 годов; предполагает привлечение детей и родителей к участию в мероприятиях по подготовке и проведению тематического концерта, посвящённого  80-летию прорыва блокады Ленинграда и ознакомлению воспитанников с Решающими сражениями Великой Отечественной войны. Отсюда, в преддверии этих знаменательных дат возникает проблема: как, какими средствами, способами воспитывать духовно-нравственно-патриотические чувства у старших дошкольников?

Поскольку наиболее запоминающимися для детей являются те знания, с которыми им удалось «повзаимодействовать» и быть причастными, вовлечёнными в деятельность,  не быть только слушателями и зрителями; а изучая информацию, принимать единственно верную историю, подтверждённую фактами и документами - было принято решение организовать на базе учреждения волонтёрское движение и создать Клуб «Волонтёры истории», куда вошли бы дети от 6 до 7 лет, их родители и педагоги ДОУ.

Волонтёрская деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного воспитания. В основу волонтёрского движения заложен старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его участников. Считаем, что организация волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать атмосферу, стимулирующую эффективность духовно-нравственно-патриотического воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу, организовать  поисково-познавательную и музыкально-творческую деятельность детей; разработать методические рекомендации по использованию волонтёрской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ. А самое главное, наши воспитанники станут более милосердными, умеющими сопереживать, сочувствовать и оказывать помощь ближнему; гордиться  страницами нашей истории, вдохновлять песенным творчеством и идти к победе!  

Нормативные документы, регламентирующие деятельность Клуба «Волонтёры истории»:

-Положение об организации деятельности Клуба (Приказ заведующего от 10.01.2023 г. №10-о);

-План работы Клуба «Волонтёры истории» (Приказ заведующего от 10.01.2023 г. №10-о);

-Символика Клуба «Волонтёры истории» (Приказ заведующего от 10.01.2023 г. №10-о).

1.3.Новизна и педагогическая целесообразность

Новизна заключается в разработке социально - значимого проекта военной и патриотической направленности «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига!» в рамках Всероссийского музыкального проекта «Мы за Великую Державу!», который проходит в течение всего календарного года и состоит из 10 исторически - памятных Дней воинской славы России. Одной из таких дат - Дню полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, посвящён  наш проект. В дальнейшем, планируем продолжить работу по всем памятным датам Всероссийского проекта и оформить собранный материал  в единый масштабный ресурс.

Целесообразным, считаем подбор разнообразных активных и инновационных форм работы с участием

 детей и педагогов:

-клуб «Волонтёры истории» - (исторический кружок - изучение исторических событий, памятных дат, аналитическая деятельность; сбор фотоматериалов, помощь ветеранам ВОВ, участие в патриотических акциях);

-творческая студия «Рисунки жизни» (создание коллективных работ «Непокорённый Ленинград», аппликация «Ленинградская ласточка»,  выставка творческих работ «Ленинград. Блокада. Подвиг.»; «Цветок жизни»   (мемориал в Ленинграде, посвящённый   погибшим детям блокадного Ленинграда);

-создание в ДОУ сводного хора детей и педагогов  «Россияночка» (разучивание к памятным датам музыкально-литературных композиций; участие в конкурсах Городского, Регионального и Всероссийского уровня);

-проведение акций:   «Мы за мир!», «Письмо солдату», «Посылка Защитнику Отечества»;

-создание мини-музеев в холлах учреждения:

«Мини-музей боевого снаряжения», мини-музея военной техники, мини-музей  «Этих дней не смолкнет Слава!»; мини-музей «Окна войны»;

-конкурс чтецов «Блокадный дневник»;

разработаны:

-методические рекомендации «Как использовать волонтёрскую деятельность в дошкольном учреждении»;

-учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций «Методические разработки занятий, совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей от 3 до 7 лет»;

-обучающее пособие «Летопись истории. Главные сражения.»;

-методическое пособие «Как и что рассказывать дошкольникам о войне»;

-исторический атлас «Памятники городов-героев»;

-сборник «Песни Победы»;

-альбом  «Награды войны, вещи войны, оружие войны»

родителей:

-вечера воспоминаний «Никто не забыт, ничто не забыто…» (создание  Книги памяти «За правое дело!», в которую войдут рассказы о  воевавших родственниках, о послевоенном и военном времени);

-родительская почта  «Мы Вам писали…» (тематические встречи, буклеты, памятки, газеты);

соцпартнёров:

-тематическое занятие «Блокадный хлеб»; акция «Свеча памяти», выставка «Поклонимся великим тем годам…» (ЦБС «Библиотека семейного чтения»);

-совместные концерты, участие в экспертной деятельности городских конкурсов (МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Кузьмина»);

-выставка «Символы Победы – ордена, медали, знамёна» (МАУ «Экоцентр»);

-экспозиция «Дороги боевой славы» (МАУ СОШ №3 им. И.И. Рынкового);

-встреча «Милосердие и сострадание» (священнослужители Храма в честь Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы).

          Через совместное участие в конкурсах, фестивалях, праздниках и городских мероприятиях  решается задача воспитания  у дошкольников любви к  стране,  Армии,  семье, городу, уважения к нашей истории. Помимо этого, воспитывается коллективизм, умение сопереживать.

Новизной является и инновационный подход к решению проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств в ДОУ средствами музыки; который состоит в выявлении возможностей искусства в патриотическом воспитании, в применении ценностного содержания музыкальных произведений в качестве фактора воздействия на личность ребёнка. Воспитательное воздействие воплощается через активную творческую деятельность дошкольников и основано на традициях русской культуры.

           Социальная значимость проекта заключается в осуществлении патриотического и духовно-нравственного воспитания путём вовлечения дошкольников в волонтёрскую деятельность. Планируем привлечь педагогов и детей образовательных организаций города, их родителей, общественности в совместные мероприятия Клуба «Волонтёры истории»,  а также празднованию памятных Дней воинской славы России. В следующем году страна отмечает 80-летие снятия блокады Ленинграда. Это  мероприятие предлагаем организовать среди дошкольных учреждений города на базе нашего учреждения в форме тематического концерта «Память хранят живые».

1.4.Цель и задачи проекта

Цели: Формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне и её героях, гражданских позиций, уважения к военной истории России,  сохранение преемственности поколений, воспитание духовно-нравственно-патриотических чувств и чувства гордости за свою Родину.

Задачи проекта:

1.Способствовать воспитанию у детей уважения и благодарности Защитникам Отечества, гордости за свой героический народ, любовь к Родине.

2.Расширять знания дошкольников о военном времени,  блокаде Ленинграда,  трудностях блокадного города, познакомив с понятиями: «Блокада», «Дорога жизни», «Продуктовые карточки»; воспитывая чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

3.Проводить поисково-исследовательскую работу и пропагандировать знания в области истории страны, по сохранению исторической памяти о знаменательных датах Великой Отечественной войны посредством волонтёрского движения;

4.Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне, Блокаде Ленинграда; развивая умение воспринимать и понимать содержание патриотической музыки и военной лирики.

5.Ориентировать родителей на духовно-нравственно-патриотическое воспитание в семье.

1.5.Предполагаемые результаты реализации проекта:

для детей:

-понимание детьми подвига, совершённого в годы ВОВ жителями блокадного города Ленинграда;

-знание таких терминов как: «Блокада», «Отечественная война», «Хлебный паёк», «Дорога жизни», «Блокадная ласточка»,  «Ветеран»;

-знание и исполнение стихов, песен, танцев на военную тему, понимание смысла художественных произведений;

-знание истории своей семьи, бережное отношение к своим предкам, семейным реликвиям, памятным артефактам;

-уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, жителям блокадного города;

для педагогов:

-обобщение и систематизация имеющегося материала по нравственно-патриотическому воспитанию; 

-создание методической базы материалов,  конспектов и сценариев  педагогических мероприятий с детьми о ВОВ, о блокаде города Ленинграда;

-повышение качества методического сопровождения, самосовершенствования профессионального мастерства;

-повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей нравственно-патриотических чувств, гражданской позиции.

для родителей:

-повышение уровня  знаний  по теме;

-приобщение к совместной  работе с детьми;

-укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с дошкольным звеном по вопросам духовно-нравственно – патриотического воспитания.

1.6.Основные принципы

Содержание проекта направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей:

-принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных технологий;

-принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии  с возрастом, зоной актуального развития ребёнка, программными требованиями обучения и воспитания;

-принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-принцип активности - сотворчество дошкольников и взрослых;

-принцип наглядности - используются  наглядные средства, которые создают реальную картину действий.

1.7.Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществлялось на основе современных образовательных технологий:

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности;

здоровьесберегающие технологии - (физминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация);

          технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

           технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего народа; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских встреч;

                 «кейс-технология»  актуальна, отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка;

                технология – Квест, в  основе которой, лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников. При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

1.8.Условия реализации проекта

Образовательная деятельность по формированию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе подготовки, организации и проведении специально разработанных сюжетных занятий, проведения подвижных игр, музыкально-спортивных досугов, тематических мероприятий, соревнований, конкурсов, проектной деятельности. Работа с детьми ведётся систематически и последовательно, согласно перспективному плану.

Для проведения каждого мероприятия проводится большая подготовительная работа, которая охватывает всех участников образовательного процесса.

Организуются различные формы совместной деятельности по соцпартнёрству: посещение  ОУ специалистами

-детской библиотеки  (познавательные беседы, викторины, просмотры презентаций, конкурсы, акции);

-краеведческого музея города и школы (посещение тематических выставок, выездной абонемент);

-священнослужителями Храма в честь Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы;

-преподавателями ДШИ им. А.М. Кузьмина (совместные концерты к праздничным датам);

-специалистами МАУ  «Центр гражданского и патриотического  воспитания им. Е.И. Горбатова» (конкурсы, квест-игры, фестивали);                                                                                                      

а также специалистами ОУ

-инструктором по ФК (прогулки, где проводят подвижные и спортивные игры);

-учителем-логопедом (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, заучивание стихов),

-музыкальным руководителем (подготовка музыкальных номеров совместно с воспитателями),

-воспитателями (участие в проектной деятельности).

          Для привлечения родителей организуются такие формы работы как: мастер - классы, выставки, практикумы по изготовлению атрибутов, плакатов, коллажей, мини-проектов. Они привлекаются к участию в акциях, конкурсах, выставках нравственно-патриотического содержания различного уровня. Информация о проведённых мероприятиях  по нравственно-патриотическому воспитанию освещается на сайте ДОУ, даётся материал в родительские уголки – буклеты, стенгазеты.

          При организации мероприятий учитывается возраст детей. Для мальчиков и девочек даются разные по сложности задания. Особое внимание уделяется привлечению к массовым мероприятиям. Награждение особо отличившихся детей, родителей даёт положительный настрой всем собравшимся, стимулирует желание принимать активное участие в мероприятиях.

Создаётся развивающая предметно-пространственная среда. Мероприятия проходят в торжественной обстановке, в красочно оформленном  музыкальном зале.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационный ресурс 

Методическая  литература; материалы интернет-ресурса; художественная литература.

Кадровый ресурс  -  воспитатель – Дурасова А.А., музыкальный руководитель – Жукова С.М., учитель-логопед – Кожара Ю.С.; дети, родители; специалисты МАУ «Экоцентр», ЦБС «Библиотека семейного чтения», представители Храма Преподобномученицы Великой княгини Елизаветы.

Материально-техническое обеспечение:

Аудио, видео и фото система;

Наличие костюмов;

Цифровое фортепиано, компьютер, мультимедийная система;

Творческая студия.

Учебно-методическое обеспечение проекта:

1.Подбор художественной литературы в  книжном центре.

2.Создание тематических альбомов: «Детство, опалённое войной», «Собаки – герои», «Награды войны, оружие войны, вещи войны» и т.д.

3.Создание мини-музея боевого снаряжения.

4. Создание мини-музея военной техники.

5. Создание мини-музея  «Этих дней не смолкнет Слава!»

6.Создание фонотеки с аудио-записями музыкальных произведений, записями рассказов о войне.

7.Создание Фонда методических, дидактических и наглядных материалов.

8.Создание презентаций: «Великая Россия», «Как это было…», «Блокадный Ленинград».

9.Создание альбомов с репродукциями картин  художников о ВОВ,

10.Разработка календарно-тематического плана.

11.Разработка плана исторического кружка.

12.Разработка Положения об организации волонтёрского Клуба «Волонтёры истории».

13.Разработка консультативно-семинарской  помощи для педагогов ДОУ  и родителей.

1.9.Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный   (ноябрь-декабрь 2022)

1.Выявление первоначальных знаний детей о ВОВ, о блокаде Ленинграда.

2.Информирование родителей о проекте.

3.Подбор литературы, иллюстраций, подготовка презентации, по теме проекта.

4.Подбор музыкальных произведений для прослушивания.

5.Составление плана работы по реализации проекта.

II этап – основной   (с 09.01. по 22.02.2023)

1.Проведение ООД, бесед, презентаций  о Решающих сражениях Великой Отечественной войны, о блокаде Ленинграда.

2.Чтение художественной литературы о войне.

3.Прослушивание музыкальных произведений.

4.Художественно – эстетическое развитие: лепка, рисование.

5.Подвижные игры по теме.

III этап – заключительный (с 24.02.2023 по 28.02.2023)

Презентация продуктов проекта, организация и проведение выставки творческих работ по теме проекта, совместная работа детей, воспитателей и родителей. Анализ проведённой работы, выявление усвоенных знаний детей  по теме.

1.10.Основные показатели достижений детей в рамках проекта

Формирование и развитие интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне;

осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам народа  и героев - воинов в Великой Отечественной войне;

сохранение преемственности поколений;

воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину;

культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство;

знание исторических событий времен Великой Отечественной войны, наполненных героическими свершениями и поступками через песни, инструментальную музыку, сюжетные игры и выступления;

освоение достаточно большого количества исполняемых песен различного содержания и характера – патриотические, лирические песни войны, песни – памятники; 

потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы;

активное участие в праздниках героико-патриотической тематики;

потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни;

участие в поисково-исследовательской, проектной и конкурсной деятельности.

1.11.Календарно-тематическое планирование

Виды совместной деятельности с детьми и формы работы

Сроки

Совместная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Взаимодействие с социальными партнёрами

Беседы, занятия, экскурсии,

мероприятия, игры

Продуктивные виды деятельности

с 05.12. по 09.12.

2022

Диагностирование детей по теме проекта «Что ты знаешь о воне?» (по методикам Е.И. Шаламовой, Ястребцовой А.О.)

Цикл занятий Клуба «Волонтёры истории»:

Беседа в историческом кружке «По следам памяти»

«Битва под Москвой»

Просмотр презентации «Бессмертный подвиг политрука В.Г. Клочкова»

Чтение художественной литературы: Лев Кассиль «Твои защитники»; Сергеев Л. «Солнечная сторона улицы»; Токмакова И. «Сосны шумят».

Музыкальная композиция «Память о героях не уйдёт в забвенье…» ко Дню героев Отечества (9 декабря)

Разучивание с детьми пословиц о героизме, мужестве, воинах и о Родине

Городской конкурс «Дорогами войны», приуроченный к Дню воинской Славы (учредитель – МАУ «Центр гражданского и патриотического воспитания им. Е. Горбатова)

Разучивание песен военно-патриотической направленности

в сводном хоре детей и педагогов  «Россияночка»

Творческая студия «Рисунки жизни»:

Рисование - «Война глазами детей»  

Анкетирование родителей

Рекомендации родителям «Что читать дошкольникам о войне?»

Экскурсия в   библиотеку семейного чтения «Домашняя библиотека – подбор книг об истории Великой Отечественной войны»

с 12.12. по 16.12.

2022

Цикл занятий Клуба «Волонтёры истории»:

Беседа в историческом кружке «По следам памяти»

«Битва под Сталинградом»

Литературно-музыкальная композиция «Солдаты с песней раны забывали!»

Чтение художественной литературы: Алексеев С. «Наташка», «Три приятеля с Волхонки»

Упражнение "Скажи по-другому"

(учимся подбирать синонимы)

Смелый - храбрый, отважный - … , геройский -.

Упражнение "Скажи наоборот"

(учимся подбирать антонимы)

Смелый - трусливый. Враг -…  Мир -…

Подвижные игры: «Доставь донесение», «Перейди болото», «Кто быстрее соберёт посылку», «Кто самый меткий» и др.

Разгадывание загадок о военных профессиях и зарисовка отгадок в альбоме

Прослушивание: «Лирические песни фронтовых дней»

«Семейный архив» - «Письма с фронта»: рассказы, воспоминания о родных и близких, оформление материалов для Книги Памяти  «За правое дело!»

с 09.01. по 13.01. 2023

Цикл занятий Клуба «Волонтёры истории»:

Занятие «У войны суровое лицо…»

Задачи:  Расширить знания детей  об истории Великой Отечественной войны, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Воспитывать в детях нравственные качества.

Сюжетно – ролевая игра «Пограничники»

Дидактическая игра «Скажи иначе», подобрать синоним (Большая необъятная, бескрайняя, безграничная …)

Подвижная игра «Попади в цель»

 Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.

Чтение художественной литературы: А. Митяев «Землянка»

Разучивание песен военно-патриотической направленности

в сводном хоре детей и педагогов  «Россияночка»

Практические упражнения:

«Оказание первой медицинской помощи»

Помощь при создании мини-музея «Этих дней не смолкнет Слава…»

Разучивание с детьми пословиц о героизме, мужестве, воинах и о Родине

Акция «Свеча памяти»

Экскурсия в школьный музей «Дороги боевой славы»

Расширить знания детей  об истории Великой Отечественной войны, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

с 16.01. по 20.01. 2023

Цикл занятий Клуба «Волонтёры истории»:

Занятие «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цели:  Создание условий для развития у дошкольников патриотических чувств.  Закрепить представления детей о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества. Развивать поисковую деятельность детей в рамках исторического прошлого семьи и Родины. Развивать познавательный интерес, внимание, память, речь. Продолжать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Сюжетно – ролевая игра «Мы - военные»

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?» (Танкисту – танк, лётчику – самолёт, разведчику – автомат, ракетчику – радар…и т.д.)

Подвижная игра «Меткий стрелок». Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров.  

 Чтение художественной литературы: Нижний Л. «Золотые руки» (О ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам); Орлов О. «Юнга Лялин» (в книге «Глобус адмирала»).                              

Творческая студия «Рисунки жизни»:

Лепка -  «Танки рвутся в бой»

Аппликация -   «Ленинград. Блокада. Подвиг.»

(техника обрывания)

Слушание  песен о защитниках Отечества: Бориса Ласкина «Три танкиста»

Беседа с использованием  иллюстраций «Дети в годы ВОВ»

Вечер воспоминаний «Никто не забыт, ничто не забыто…» (создание семейных «Альбомов памяти», семейных рассказов о воевавших родственниках «Я помню и горжусь!»)

Экскурсия в ЦБС «Библиотека семейного чтения», посещение выставки «Поклонимся великим тем годам…»

с 23.01. по 27.01. 2023

Цикл занятий Клуба «Волонтёры истории»:

 «900 дней блокады Ленинграда»

Цели: укрепление патриотического сознания детей, увековечения памяти, воинской доблести, бессмертного подвига неизвестных Солдат, погибших во время войны.

Задачи: продолжать обобщать и конкретизировать знания о Российской армии, о солдатах – неизвестных героях; знакомить с новыми понятиями: неизвестный солдат, могила Неизвестному солдату, вечный огонь, расширять представление детей об армии, о подвигах; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Развивать сообразительность, логическое мышление, память, внимание, стимулировать речевую активность детей, развивать творческий потенциал; закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.

Беседа: «Треугольник фронтовой»

Цель: Закреплять знания детей о великой Отечественной войне. Расширять знания о том, как матери, жёны, дети ждали письма с фронта. Воспитывать уважение, чувство сопереживания  к людям, пережившим Великую Отечественную войну.

Сюжетно – ролевая игра «Лётчики».

Подвижная игра «Попади в цель» Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.                                                                                           Разучивание с детьми пословиц о героизме, мужестве, воинах и о Родине

Беседа с использованием  иллюстраций «Солдат – победитель»

Чтение художественной литературы: Ходза Н. «Надо спасать детей! Детей увозят в тыл» (в книге «Дорога жизни»); Юрий Герман «Как это было»; Жариков А. «Юнбат Иванов»; Лободин М. «Кусочек блокадного хлеба» (рассказы о Блокаде Ленинграда)

27.01.2023 – участие сводного хора детей и педагогов  «Россияночка» во Всероссийском конкурсе «Дорогой жизни названа» г. Санкт-Петербург с песней «Баллада о блокадном Ленинграде» (23 участника)

Творческая студия «Рисунки жизни»:

Рисование  «Непокорённый Ленинград»

Лепка -  «Медали наших прадедов»

Аппликация - «Цветок жизни»   (мемориал в Ленинграде, посвящённый   погибшим детям блокадного Ленинграда) 

Слушание музыки (военный марш)

Репетиции

в сводном хоре детей и педагогов  «Россияночка»

Слушание песни «Наша Армия самая сильная»

Музыка и слова Э. Ханок, И. Резник,

Чтение художественной литературы: Л. Кассиль из книги «Твои защитники».

Участие детей во Всероссийском  конкурсе «Мы за Великую Державу!» «Блокадный Ленинград»

Родительская почта «Мы Вам писали…» (рекомендации, советы, буклеты, памятки, газеты)

Помощь в создании фотоальбома «Страницы истории»

  • Взаимодействие с МАУ «Экоцентр» Экспозиция «Символы Победы – ордена, медали, знамёна»

 Цель: Знакомство детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом.

Задачи: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом,  воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Расширить знания детей  об истории Великой Отечественной войны, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Воспитывать в детях нравственные качества.

с 30.01. по 03.02. 2023

Цикл занятий Клуба «Волонтёры истории»:

Занятие «Города - герои» (Ленинград)

Цель: Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.

Беседа с использованием  иллюстраций «Что такое героизм?»

Сюжетно – ролевая игра «Моряки»

Дидактическая игра «Чья форма»

Подвижная игра «Встречные перебежки» Цель: закрепить умение детей бегать наперегонки.

Квест-игра «Мы - военные»

Чтение художественной литературы: Аркадий Гайдар «Поход»; С. Георгиевская «Галина мама»; Сергей Баруздин «Из книги «Шёл по улице солдат»; Богданов Н. «Иван Тигров», «Солдатская каша» (в книге «О смелых и умелых»); (О жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу).

Творческая студия «Рисунки жизни»:

Аппликация «Ленинградская ласточка»

Рисование -  «У обелиска»

Прослушивание музыкальных произведений

патриотической направленности:

- Свиридов Г. «Военный марш»;

- Брамс И. «Вальс».

Рассматривание фотографий о войне.

Чтение художественной литературы: А. Митяев «Почему Армия родная?» 

Видео - просмотр документальных кадров войны

Акция «Письмо солдату»

Встреча со священнослужителями Храма Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы по темам «Милосердие и сострадание», «Доброе слово»

с 06.02. по 10.02. 2023

Цикл занятий Клуба «Волонтёры истории»:

«Как четвероногие друзья приближали Победу»

Акция «Посылка солдату» в рамках  Всероссийской патриотической акции, организованная в преддверии Дня Защитника Отечества в поддержку военнослужащих, выполняющих задачи Специальной Военной Операции.

Презентация «Великая Россия»

Чтение художественной литературы: Митяев А. «Носов и Назе» (в книге «Письмо с фронта»); Лавренёв Б. «Разведчик Вихров»

Просмотр мультфильма – «Сильные духом крепче стены»

Рисование по литературным произведениям о войне.

Оформление стенгазеты «Сталинградская  битва» (фотоколлаж, рисунки детей, интервьюирование детей и родителей)

с 13.02. по 17.02. 2023

Цикл занятий Клуба «Волонтёры истории»:

«Детство, опалённое войной»

Городской конкурс «Лучшие», приуроченный Дню Защитника Отечества (учредитель - «Центр гражданского и патриотического воспитания им. Е. Горбатова) 

Чтение художественной литературы: Яковлев Ю. «Как Серёжа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Подкидыш».

Подвижные игры: «Доставь донесение», «Флажки», «Перейди болото», «Кто быстрее соберёт посылку», «Кто самый меткий», «Зажги факел мира» и др.

Разучивание песен военно-патриотической направленности

в сводном хоре детей и педагогов  «Россияночка»

«Семейный архив» - материалы о членах семей – ветеранах Великой Отечественной войны, детях войны, малолетних узниках, тружениках тыла

с 20.02. по 22.02. 2023

Цикл занятий Клуба «Волонтёры истории»:

«Город-герой Минск», «Крепость-герой – Брест»;

«История образования военно-морского флота. Андреевский флаг»

«История возникновения праздника – День Защитника Отечества»

Спортивно-музыкальная программа к Дню Защитников Отечества «Военная тайна»

Чтение художественной литературы: Кассиль Л. «Твои защитники», «Рассказ об отсутствующем», «У классной доски», «Обыкновенные ребята»; Жариков А. «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов»;  Иванов А. «Как Андрейка на фронт бегал».

Городской конкурс «Планета мира», приуроченный Дню Защитника Отечества (учредитель – МАУ «Дворец искусств»)

Изготовление открыток для пап и дедушек

Акция «Поздравь ветерана»

Анализ проведённой работы, выявление усвоенных знаний по теме проекта.

Разучивание песен военно-патриотической направленности

в сводном хоре детей и педагогов  «Россияночка»

     Книга памяти

Глава «Правнуки Победы» - рассказы воспитанников по семейным воспоминаниям

Маршрут выходного дня - Экскурсия к памятнику воину-освободителю

1.12.Факторы риска и пути преодоления рисков

        Риск 1.Родители (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно — нравственно ориентировать детей.

Выход: Просветительская работа (консультации, буклеты, статьи, сайт ДОУ, открытая интерактивная студия «Приходите - всё расскажем и покажем!»). Участие в совместной деятельности.

Риск 2.Дети, не заинтересованные в изучении темы.

Выход: Совместная деятельность педагогов с детьми, поддерживающая мотивацию. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и построены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей. Интерактивные методы взаимодействия.

Риск 3.Недостаточная материальная база.

Выход: Взаимодействие с администрацией и семьями для изготовления необходимых материалов и атрибутов.

Риск 4.Педагоги (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей.

Выход: Обучение, просвещение, профилактика эмоционального выгорания (тренинги, психологические акции).

2.Результаты реализации проекта:

          Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование духовно-нравственных качеств  ребёнка - дошкольника, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.                

          Благодаря созданию Клуба «Волонтёры истории» (зарегистрированы на Всероссийском сайте «Волонтёры.ру»), мы увидели глубокую сопричастность и интерес детей великим историческим событиям и современным достижениям России. Считаем, что мы растим  и готовим духовно подготовленных российских граждан, формируя у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к нашей истории.

           В рамках работы Клуба «Волонтёры истории» был организован исторический кружок «По следам памяти». Дети – волонтёры посетили занятия: «Битва под Москвой», «Битва под Сталинградом»,  «У войны суровое лицо…», «900 дней блокады Ленинграда», «Детство, опалённое войной», «Как четвероногие друзья приближали Победу», «Города - герои», «История образования военно-морского флота. Андреевский флаг»,

«История возникновения праздника – День Защитника Отечества».  Затем были проведены встречи с детьми старшего дошкольного  возраста, на которых волонтёры рассказали о том, что узнали на занятиях. Таким образом, решалась задача преемственности между детьми  разного возраста. Кроме того, волонтёрским движением были инициированы и проведены патриотические акции к Дню Защитника Отечества «Посылка солдату», «Поздравь ветерана», участие в которых с большим энтузиазмом приняли  родители и сотрудники учреждения. За время проведения акции собрано огромное количество продуктов длительного хранения, средств личной   гигиены, тёплой одежды; а  также в посылки для солдат были вложены письма, рисунки и открытки, изготовленные руками детей, со  словами благодарности, искреннего  участия и пожеланиями скорейшего возвращения и победы на всех фронтах! Сводный хор «Россияночка» под руководством Жуковой Светланы Михайловны, записал  видео-письмо мобилизованному солдату Роману Куриневскому,  мама которого работает у нас, в детском саду. Пожелали  стабильного, крепкого здоровья и выразили свою глубокую признательность ему и его сослуживцам - настоящим героям,  достойным самых высоких наград, званий и почёта.

           

Анализ проведённых мероприятий показал -  дети учатся ориентироваться в истории нашей страны,  сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, блокада Ленинграда, захватчики, фашисты, фашистская Германия;  чувство гордости за боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.  В акциях, выставках  приняли участие 100% воспитанников.  Развивались и закреплялись навыки коммуникации, обогащался словарь, развивалась связная, монологическая и диалогическая речь при проведении бесед, образовательной деятельности;  умения действовать коллективно, развивались физические навыки в сюжетно - ролевых и подвижных играх.

На протяжении всего проекта у детей формировались и воспитывались чувство патриотизма, уважения, гордости своим героическим народом, любовь к своей Родине, желание защищать Родину и сохранять мир на всей планете, формировались понятия детей о том,  как о подвиге народа, героев войны помнят ныне живущие люди (83%). Реализация задач нравственно-патриотического воспитания через различные формы детской активности позволила детям самореализоваться в рамках данного проекта, что говорит о повышении уровня социальной успешности участников проекта (80%).

         Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы отметили положительную динамику воспитания чувства патриотизма и национальной гордости. Разучивание музыкальных произведений вызывает у детей определённое отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети  ознакомились с жизнью и трудом своего народа, персонажами отечественной истории, понятием Родина. Большая часть детей научилась сопереживать чувствам, выраженным в музыке, и эмоционально откликаться на них. В процессе восприятия музыки у дошкольников вырос познавательный интерес, эстетический вкус, расширился кругозор (83%). Музыкальное развитие оказало воздействие на формирование эмоциональной сферы,  мышление, воспитание чуткости к красоте в искусстве и жизни (89%).

              Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно  продолжим, ведь от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

           За время реализации проекта приняли участие в творческих конкурсах муниципального и Всероссийского уровня:

1. Два диплома 3 степени в городском непрофессиональном творческом конкурсе военно-патриотической песни «Дорогами войны» (учредитель - МАУ «Центр гражданского и патриотического воспитания им. Е.И. Горбатова») 14.11.2022;

2. Дипломы с призовыми местами - городской конкурс чтецов (учредитель – МБУ «ДШИ имени А.М. Кузьмина);

3.Дипломанты 1 степени в ежегодном Всероссийском открытом дистанционном (online) конкурсе, посвящённом Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, «Дорогой жизни названа!», проводимого в рамках Всероссийского музыкального проекта  «Мы за Великую Державу» (г. Санкт-Петербург)  27 января 2023 года;

4.Диплом участников в городском Фестивале военно-патриотической песни  «ПЛАНЕТА МИРА» (учредитель – МАУ «Дворец искусств» города Мегиона) 16.02.2023 г.

5.Два диплома 3 степени в муниципальном  VIII открытом молодёжном фестивале «Лучшие» (учредитель - МАУ «Центр гражданского и патриотического воспитания им. Е.И. Горбатова») 21.02.2023.

Данный проект нашёл  отклик среди родителей воспитанников. Активно участвовали в создании тематической предметно-пространственной развивающей среды (оформление мини-музеев военной техники, боевого снаряжения и музея «Этих дней не смолкнет Слава!», подбор художественной литературы о войне, изготовление поделок для тематических выставок; создание «Книги памяти» с архивными семейными материалами). Совместно с родителями были созданы фильмы об итогах мероприятий и  проделанной работе, отражающий основной этап реализации проекта. По наблюдениям воспитателей, специалистов и родителей на детей мероприятия производили неизгладимое впечатление.                

 События последних дней обсуждались в коллективе родителей и детей, из чего делаем вывод о том, что проект популярен, востребован и получил широкую огласку. Опираясь на отзывы и  мнение родителей, решили  продолжить работу по данному проекту по  другим значимым датам истории.

         Анализ результатов реализованного проекта показал, что все участники проекта пополнили свои знания об истории Великой Отечественной войны, о ветеранах и их вкладе в Победу. Дошкольники стали активно применять полученные знания в игровой и двигательной деятельности, а также отражают тематику в продуктивных видах деятельности (87%). При этом наблюдался эмоционально положительный настрой родителей, что является с большой долей вероятности составляющей успеха и реализации желания воспитывать патриотические чувства детей и взаимодействовать с дошкольной организацией. Родители и дети стали больше времени уделять совместному времяпрепровождению, а также получили положительный опыт публичных выступлений.

И самое главная ценность проекта, это осознание того, что воспитание ребёнка – очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Всё, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование его личности. Но самой большой силой и мощью обладает историческая память! 

                                                                                           

3.Литература:

1.Амирова Р. И. Волонтёрство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Международной научно-практической конференции – Самара, 2017. –С. 80-81.

2.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград «Учитель» 2007г – 203 с.

3.Антонов Ю.Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя);

4.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.

5.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008г.

6.Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7.Буре Р.С. Социально-нравственное образование дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез 2014  6.Вохринцев С. Армия России. Военно-воздушные силы. Методическое пособие с наглядно-дидактическим материалом.

8.Вохринцев С. Армия России. Военно-морской флот. Методическое пособие с наглядно-дидактическим материалом.

 9.Вохринцев С. Армия России. Надёжный щит Родины. Методическое пособие с наглядно-дидактическим материалом.                                  

10.Вохринцев С. Армия России. Сухопутные войска. Методическое пособие с наглядно-дидактическим материалом.

11.Гражданское воспитание в ДОУ: планирование, разработки занятий и мероприятий /автор – составитель Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

12.День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. – № 5. – С. 3.

13.Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому    воспитанию/под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

14.Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: для работы с детьми 5-7 лет» Мозаика-Синтез 2010г

15.Казаков А.П. «Детям о Великой Победе. Беседы о второй мировой войне/ А.П. Казаков,

16.Ковалёва Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.

17.Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду.  – 2003. – № 5.

18.Конкевич С.В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационный материал. Детство-Пресс, 2012 г.

19.Моё Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и

гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И.В. и до. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

20.Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей ДОУ. Патриотическое воспитание - Москва, Айрис-пресс 2007г

21.Соболева Г. Священная война. – В кн.: О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.

22.Степанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – с. 4.

23.Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/ автор-составитель Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

24.Фрагменты музыкальных произведений в грамзаписи и живом исполнении: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия); В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Ц. Солодарь, Д. Покрасс «Казаки в Берлине»

25.Фотографии орденов и медалей России

26.Федоренко П. «Почему ты шинель бережёшь?» //Дошкольное воспитание.  2000. –№ 5. С. 6.

27.Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание.  2005.  № 1.  С.

28.Шорыгина Т.А. М.: Издательство Гном 2011г

29.Шорыгина Т.А. Беседы о детях героях  Великой Отечественной Войны М.: ТЦ Сфера 2011г

30.Шорыгина Т.А. День Победы: Сценарии праздников в детском саду, посвященных 9 Мая  М.: Издательство «Гном и Д», 2010г

31.Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е.И. Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.

32.Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И. 28.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с. 26–32.

33.Ястребцова А.О. Мониторинг уровней развития нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.//Вопросы дошкольной педагогики.-  2016 -№1 С.64-68

МАДОУ «ДС №2 «Рябинка» Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней подвига!» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности Клуба «Волонтёры истории» (в рамках музыкального проекта «Мы за Великую Державу!»)Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  все...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...