Проект «Волонтерское движение в ДОО»
проект (подготовительная группа)

Шульженко Наталья Васильевна

 

 

Проект «Волонтерское движение в ДОО»

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том,

как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»…..  А.С.Макаренко

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «.. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Ещё летом дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может, у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

Поэтому среди образовательных практик  меня заинтересовал опыт работы волонтерского движения  – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка навязанной извне.

На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volontyorskoe_dvizhenie.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

 

 

 

 

Проект

«Волонтерское движение в ДОУ»

 

                             ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА  №7  (1).         

 

         МДОАУ ДС «Тополёк»

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта:  Шульженко Н. В

  Продолжительность проекта:  …январь – май 2023 год….

 

 

 

 

 

         г.Ясный

 

 

Проект «Волонтерское движение в ДОО»

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том,

как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»…..  А.С.Макаренко

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «.. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Ещё летом дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может, у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

Поэтому среди образовательных практик  меня заинтересовал опыт работы волонтерского движения  – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка навязанной извне.

На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике   состояния здоровья детей дошкольного возраста. А ведь здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.

В ходе работы возникают противоречия:

- необходимость формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни;

- необходимость подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.

При этом важно перейти к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников, общественности. В этом смысле волонтерство выступает способом формирования субъектной (деятельностной) позиции детей.

Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь.

Совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, идеями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника, через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Интерес ребенка к труду неустойчив.

Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.

Задачи:

- Развитие ценностного отношения к труду.

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

- Привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;

- Создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;

- Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).

Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:

развитие коммуникативных способностей;

опыт ответственного взаимодействия;

лидерские навыки;

исполнительская дисциплина;

инициативность.

Основные направления:

пропаганда здорового образа жизни;

привитие культурно — гигиенических навыков;

игровая деятельность;

трудовая деятельность;

театрализованная деятельность.

Основные принципы:

• принцип создания ситуации успеха;

• принцип творчества и сотворчества;

• принцип добровольности;

• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;

• принцип толерантности;

• интеграция проекта в разных видах деятельности

• развитие и самореализация;

• принцип партнерства и сотрудничества.

Распространение информации о работе волонтеров.

1. Оформление материала о волонтерском движении на ВК .

2. Создание фотоальбома

Этапы реализации проекта:

Первый этап (подготовительный)

- изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;

- установить партнерские отношения с родителями, привлечь к совместному сотрудничеству;

- постановка целей, задач;

- разработка проекта волонтерского движения « Солнышко»;

- создание развивающей среды;

- создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).

Второй этап (основной)

- интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста;

- поиск ответов на поставленные вопросы.

Третий этап (заключительный)

- подготовка и вручение благодарственных писем партнерам по реализации проекта, семьям, активно участвующим в проекте, педагогам;

- обобщение результатов работы.

Предполагаемый результат: развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Правила деятельности волонтера:

1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

2. Будь ответственным!

3. Обещаешь – сделай!

4. Не умеешь – научись!

5. Уважай других людей!

6. Будь терпимым!

7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров:

1. Каждый становится волонтером добровольно

2. Мы готовы доказать на деле:

Здоровый дух – в здоровом теле!

3. Знаем сами и малышей научим,

Как сделать свое здоровье лучше!

4. Акции – нужное дело и важное.

Мы донести это хотим до каждого!

5. Кто тренируется и обучается,

У того всегда и все получается.

6. День волонтера имел успех.

Желающих много – берем не всех!

7. Ситуаций опасных подальше держись.

С нами веди интересную жизнь!

Думай, когда отвечаешь “нет” и “да”

И помни, что выбор есть всегда!

  

РАБОТА С  РОДИТЕЛЯМИ Мероприятия волонтерского движения « Солнышко» на 2023 учебный год

РАБОТА С ДЕТЬМИ

 

сроки

мероприятия 

январь

 

«День радостной встречи со сказкой». Театрализованное представление сказки «Теремок» деткам ясельной группы 1.

Организация тематического правового занятия: «Я – Гражданин. Я и мои права, права других.»

Помощь в умывании детям младшей группы.

февраль

 

 Помощь детям ясельной группы 1.Подарим книги  малышам.                     Участие в неделе, посвященной защитникам Отечества.

Спортивное  развлечение  « Хочу стать .как папа».!» - воспитывать потребность здорового образа жизни.

Изготовление плаката : « Папой я горжусь! «

март

 

 «Неделя добрых дел» - помогать малышам -  одеться  на прогулку,            убрать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице.

Чтение сказок: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы»

Театрализованное представление «Заюшкина избушка»

апрель

 

 Изготовление плакатов: «Мы здоровье бережем»

Акция: «Мы за здоровый образ жизни». Видео физминутки.

Благоустройство участка. Помощь в субботнике.

«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия

Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.

Театрализованное представление «Сказка  про паучка» 

май

Организация и проведение акции «Георгиевская ленточка»

Акция: «Подарок ветерану»

Изготовление с детьми подарков: к празднику 9 мая

Социальная акция «Неделя Добра»

Театрализованное представление «Мы за солнышком идем»

СРОКИ

МЕРОПРИЯТИЯ

 Январь - февраль

Помощь детскому саду книгами, игрушками, поделками по ОБЖ.

Участие в акции:

 «Марафон добрых дел»- помощь малышам.

  Изготовление плаката « Папой я горжусь!».

март

 

Фото - выставка «День здоровья в моей семье»

 

апрель

 

Конкурс  рисунков  “Мы и наше здоровье”

 

 

    Январь.

-  Помощь в умывании детям ясельной группы

-  Чтение стихов к празднику

-  Показ сказки « Теремок»

Февраль – Март.

       -   Помощь детям ясельной группы 1.Подарим книги  малышам.                                                  -       Участие в неделе, посвященной защитникам Отечества.

-     Спортивное  развлечение  « Хочу стать .как папа».!» 

-      Изготовление плаката : « Папой я горжусь!                                                                                                                                                                                                                             -     Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей средней

   группы

Апрель - Май

-  Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказки для малышей

-  Неделя «Космос» – рассказать детям средней группы о космосе

Следующий этап - практический.  На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.

Волонтерские акции проходили в нашем образовательном учреждении регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием. Первая акция "Книжки  для малышей", где дети подготовительной группы передали книжки, из которых они "выросли" малышам. Вторая акция прошла в неделю "Зимние забавы" и волонтеры подготовительной группы вместе с детьми второй младшей группы проводили подвижные игры на прогулках.  В неделю "В здоровом теле здоровый дух" провели  зарядку для детей средней группы.  В неделю "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры  рассказали во второй младшей группе русские народные сказки. В неделю "Космос" показали презентацию  и рассказал о космосе для детей средней группы. Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними, рисовали.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской  деятельности в группе после посещения малышей. Из всех детей подготовительной группы, в которой организована команда волонтеров, 50% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.

Получены положительные эффект от волонтерства:

 - Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

- Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.

- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.

Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".

 Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта  от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект волонтерское движение в ДОУ "Дорогою добра"

Волонтерское движение «Дорогою добра»  предполагается в  условиях детского сада, путем  объединения активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей ...

Педагогический проект "Волонтерское движение "Добрые сердца"

Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важ...

Сценарий праздника 8марта . Проект «Волонтерское движение 3+»

                                 Сценарий праздника 8марта ....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Волонтерское движение «Детское содружество»

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отра...

Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»

Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» •Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для части...

Проект волонтерского движения "Дорогою добра"

Формирования функциональной грамотности дошкольников в сфере социальных отношений через создания волонтерского движения "Дорогаю добра"...