Здоровье сберегающие технологии
методическая разработка (подготовительная группа)

Велиярова Ирина Станиславовна
Здоровье сберегающие технологии в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Подготовительная группа

Актуальность педагогического опыта:

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитании детей.

Целью применения здоровье сберегающих технологий считаю:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

Задачами  здоровье сберегающих и здоровьеформирующих технологий являются:

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3. Создать оптимальные условия  для  психического и физического развития дошкольников. 

 4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.

Выделяются следующие виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий

l  Физкультурно-оздоровительные;

2  Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду;

3  Медико - профилактические;

4  Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

5 Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов;

6  Валеологического просвещения детей и их родителей.

Этапы  внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

1.Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды.

2.Организация здоровьесберегающего образовательного пространства

3. Освоение педагогами  методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

4. Работа валеологической направленности с  родителями.

Система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

1.Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

2.Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровье»; хождение босиком,  максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

3.Физкультурные занятия всех типов;

4.  Традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

5.  Организация рационального питания;

6.Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

7.Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

1.Физкультурно-оздоровительные технологии:

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа  мной  строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.

Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

В дошкольном учреждении ежедневно мной  предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня уделяю  проведению закаливающих процедурспособствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

 При работе с детьми обязательно соблюдаю  основные принципы закаливания:

Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю.

      Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);

Рациональная, не перегревающая одежда детей;

Соблюдение режима прогулок во все времена года;

Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной  меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время,  которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен  не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений  я  стараюсь  соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую  допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, я широко использую  разнообразные 

упражнения в основных видах движений:

-Бег и ходьба

-Прыжки

-Метание, бросание и ловля мяча

-Упражнения на полосе препятствий

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Мной собрана картотека подвижных игр на прогулках и в помещении.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в дошкольном учреждении придаётся  развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;

 -  в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;

- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

Именно поэтому использую разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

*Занятия по традиционной схеме;

*Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

*Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

*Занятия серии «Здоровье», которые могут быть включены и  в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даю представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаю элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, провожу  двигательную  разминку. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени,       доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, провожу  физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки провожу  по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.

Физкультминутки,  стараюсь проводить  в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног),подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.  Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу  и

 Гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и  выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.

Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).

Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.  Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно мной  проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", в игре "Зов джунглей" и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья".

Мной разработан  и используется  наглядный материал
для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий:

l  Картотеки прогулок.

l  Картотеки физкультминуток.

l  Картотеки  подвижных игр

l  Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группе"

2.Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.

Моя деятельность отражается на системе  образовательных технологий:

Эту систему условно можно разделить на три части:

-      Первая - это чему мы учим детей, или какие знания мы даём им по формированию привычки к здоровому образу жизни. Всю информацию разделим на 7 блоков.

1.       Ребёнок и другие люди

-      Если чужой приходит в дом.

-      Ребёнок и другие дети, в том числе подростки.

-      Насильственное поведение со стороны взрослого.

-      Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

-      Несоблюдение приятной внешности с добрыми намерениями.

 

-      Не открывать дверь чужим людям, даже если ласковый голос.

-      Не экспериментировать с лекарствами, пахучими веществами.

-      Не спускаться в подвал.

-      Не забираться на чердак, крышу.

-      Уметь позвать на помощь.

-      Не ходить с незнакомыми людьми.

2.       Ребёнок в детском саду

-      Знать о предметах, которые требуют осторожного отношения  в детском саду.

-      Ходьба из группы по лестнице на занятия. 

-      Знание дороги к специалистам ДОУ.

-      Умение вести себя со взрослыми и сверстниками.

-      Умение вести себя во время режимных моментов.

 

-      Уметь правильно опускаться по лестнице, держась за перила для детей.

-      Хорошо ориентироваться в здании детского сада.

-      Быть приветливыми, здороваться, прощаться.

-      Пользоваться только своими предметами личной гигиены.

3.       Ребёнок и природа

-      Ухудшение экологической ситуации.

-      Восстановление окружающей среды.

-      Контакты с животными.

-      Бережное отношение к  живой природе.

-      В природе всё взаимосвязано.

 

-      Можно кормить бездомных кошек, собак, но нельзя трогать их руками, гладить, брать на руки.

-      Знать об опасности некоторых растений.

-      Не ломать веток.

-      Кормить зимой птиц.

-      Не загрязнять источники воды, почву.

4.       Эмоциональное благополучие

-      Психическое здоровье.

-      Детские страхи.

-      Конфликты и ссоры между детьми.

 

 

-       Уметь рассказать о своём страхе и преодолеть его.

-       Нужно довериться родителям, воспитателю, потому что от них может последовать помощь.

-       Не доводи дело до силового разрешения.

-       Уступай друг – другу.

-       Не разговаривай грубо.

5.       Ребёнок дома

-      Экстремальные ситуации.

-      Прямые запреты.

-      Открытые окна, балкон – источник опасности.

 

 

-       Знать, что нельзя самим открывать окно, балкон.

-       Знать номера телефонов: пожарные, милиция, скорая помощь, родители (рабочий, сотовый).

-       Должны знать, что следующими предметами пользуются взрослые, либо под присмотром взрослых: спички, газовая плита, электроприборы, иголки, ножницы, розетки, булавки, лекарства, бытовая химия.

 

 

 

6.       Ребёнок на дороге

-      Опасность на улице. Безопасный путь в детский сад.

-      Работа ГИБДД

-      Если ребенок потерялся

-      Правила поведения в транспорте.

-      Зебра, светофор  и дорожные знаки для пешеходов.

-      Правила поведения на улице.

 

 

-       Знать назначение патрульной службы.

-       Знать безопасный путь домой, в детский сад, друзьям.

-       Знать и выполнять правила поведения на улице (ходить только по тротуару, не играть на проезжей части); знать и выполнять правила перехода проезжей части.

-       Знать светофор, назначение перехода, знаки «пешеходный переход», «дети».

-       Заходить в заднюю дверь, а выходить в переднюю, уступать место взрослым, не высовываться в окно.

7.       Твой организм

-      Польза витаминов.

-      Правильное питание.

-      Работа организма.

 

-       Уметь слушать свой организм и выявлять причину дискомфорта.

-       Знать пользу и вред некоторых продуктов для организма человека.

-       Знать, части тела человека и некоторые внутренние органы (сердце, легкие) и для чего они нужны.

Все эти знания даю  детям не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

-      Вторая часть - это чем занимаются дети в детском саду, чтобы быть здоровыми.

-     Ходьба по массажным дорожкам

-   Сон с доступом воздуха

-     Ходьба босиком

-     Обширное умывание

-     Полоскание рта теплой водой после обеда

-     Спортивные игры

-     Физкультурные   праздники

-     Досуги, развлечения

-     Дни здоровья

-     Игры, спортивные упражнения, забавы, хороводы

-     Гимнастики (утренняя, дыхательная, для глаз, для развития мелкой моторики)

-     Прогулки в разное время года.

 

-      Третья часть - это то, что делают взрослые, для того чтобы сохранить жизнь детей и укрепить их здоровье.

-     Организуют различные мероприятия  для детей, для родителей и совместные.

-     Проводят медицинские мероприятия (обеспечение безопасной жизнедеятельности детей, профилактические прививки, прием витаминов, диспансерное наблюдение).

-     После перенесенных заболеваний организуют   «щадящий режим».

-     Проводят  «музыкотерапию».

-     Обследование логопедом детей, которые имеют проблемы в развитии речи и последующая его работа.

-     Проводят профилактические мероприятия (соблюдение режима дня, влажная уборка, сквозное проветривание, кварцевание, своевременная изоляция больного, «натуротерапия» -  употребление в пищу лука и чеснока).

-     Организованы в группах зоны отдыха.

-     Созданы условия для двигательной активности детей (закуплен спортивный инвентарь, площадки, спортивные уголки).

-     Организовано полноценное  питание.

В группе  систематически проводится работа по развитию мелкой моторики по 3-5 минут ежедневно. С этой целью использую  разнообразные игры и упражнения (шнуровка, нанизывание бус и т.д.) Для формирования тонких движений пальцев рук ежедневно провожу  пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихов, которые создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. В группах имеются картотеки пальчиковых гимнастик. Кроме этого для тренировки тонких движений пальцев рук использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения.

В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, провожу  гимнастику для глаз («Самолёт», «Снежинки» и др.)

В занятия по познавательному развитию включаю  занятия из серии «Здоровье» – «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Витамины из корзины» и др. На данных занятиях учу  детей бережному отношению к своему здоровью. Интересный материал представлен в книге Т.А. Шорыгиной «Беседы о здоровье».

3.Медико – профилактические технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла теплой кипячёной водой, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Листок здоровья», чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

4.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Цель, создание в дошкольном учреждении  целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

В настоящее время многие дети переходят из  состояния физиологического напряжения в  состояние повышенной раздражительности и утомляемости, а значит нарушением сна, питания, сниженной работоспособностью. Я стараюсь  обеспечить условия для преобладания  положительных эмоций в ежедневном распорядке дня.

* создание  благоприятного психологического климата в группе в течении всего дня.

*организация уголка психологической разгрузки «уголок уединения», где дети смотрят альбомы с фотографиями развлечений, о природе, и т.д.

*использую беседы с детьми

*музыкотерапию

*проведение тематических досугов

*снижение утомляемости на занятиях достигаю за счёт  физ. минуток и  смены видов деятельности.

*появлению положительных эмоций  способствуют игры- драматизации, театрализованная деятельность.

*использую элементы  психогимнастики.

5.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое  внимание в дошкольном учреждении уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

6.Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мной  разработана система мероприятий, к которым относятся:

- родительские собрания,

-консультации,

-конкурсы,

- спортивные праздники,

-праздники здоровья,

-папки-передвижки,

-беседы,

-личный пример педагога,

-нетрадиционные формы работы с родителями,

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.

Для успешной работы с родителями я  провожу  исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми, посещение на дому и др. Наряду с коллективными формами организации широко использую  индивидуальные и подгрупповые беседы.

Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так называемые «копилки здоровья», в которых собран материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни.

Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты. Родители приглашаются на дни и недели здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Вместе с мамою вдвоем все препятствия пройдем», «Папы могут все на свете», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Межпланетные олимпийские семейные игры», «Дружная семейка».

Воспитатели вместе с родителями оформляют стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др. Конечно, не все семьи активны, но многих удается заимствовать, некоторые родители пересматривают свои взгляды на) питание детей. Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и лечебно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе: приобретено  новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.

Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила буклеты: «Если хочешь быть здоров», «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», «Движение, правильное питание и режим дня - основа жизни» и другие,  в которых  можно найти много полезной информации, рекомендации и по использованию новых здоровьесберегающих технологий.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

 

Месяцы

Неделя

Виды оздоровительно – профилактической работы

Комплекс упражнений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

I

Дыхательные упражнения

Вырастим большими.

 На счет раз, два подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, оттянуться – глубокий вдох через нос; на сет три, четыре – руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед – усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

Дровосек.

 И.п. – широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. Раз – поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос. Два – наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) – усиленный выдох через рот. Три – и.п. повторить 7-8 раз в медленном темпе.

Гуси шипят.

 Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки, на пояс. Раз, два, три, четыре – наклониться вперед, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: Ш-Ш-Ш-Ш. повторить 4-5 раз в медленном темпе.

 Косарь.

 Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произнести: Ж-У-Х! Ж-У-Х! повторить 7-8 раз в среднем темпе.

Игра – путешествие «Почему у Буратино «испортился» его прекрасный нос». Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 8

II

Упражнения для глаз

  1. Глаза крепко зажмурить на 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз.
  2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза.
  3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.

Игра – путешествие «Глазки - подсказки». Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 11

III

Самомассаж

 

  1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
  2. «Наденем шапочку». И. п. рук тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
  3. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
  4. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.  «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движения направлено несколько по диагонали.

Дидактическая игра «Зачем человеку руки?»

(Живая экология). М.: 2010.- № 5стр. 59

IV

Упражнения для формирования осанки

Упражнения с мешочками на голове (100г).

  1. И.п.: стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот.
  2. И.п.: руки вверх, присесть, руки вперед, вернуться в и.п.
  3. И.п.: быстрые махи руками вверх, вниз, в стороны.
  4. И.п.: подтянуть ногу, согнутую в колене к животу, проделать то же с другой ногой.

Дидактическая игра «Что лучше: руки или ноги?»

(Живая экология). М.: 2010.- № 5стр. 59

                                                      ОКТЯБРЬ

I

Дыхательные упражнения

Пилим дрова. (Выполнять парами)

 Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая, и разгибая руки в локтях, имитировать движения рук пилку дров, при этом произносить: Ж-Ж-Ж-Ж.  повторять в течение 35- 40 секунд в медленном темпе.

Подуй на свечку.

 Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет раз, два, сделать глубокий вдох через нос и рот; три, четыре – продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3-4 раза.

Паровоз.

 Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука, отходящего или останавливающего поезда: Ч-у-х! Ч-у-х! повторять в течение 35-40 секунд.

Надуй шар.

 Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет раз, два - сделать глубокий вдох через рот. На счет три, четыре – усиленный выдох через рот, имитируя движения рук увеличивающийся шар. Повторять 3-4 раза в медленном темпе.

 Игра – путешествие «Дружим с водой». Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 14

II

Упражнения для глаз

 

  1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5-6 раз.
  2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

Сюжетно – ролевая игра «Как правильно сделать перевязку»

(Живая экология). М.: 2010.- № 12 стр.80

III

Самомассаж

 

  1. «Рисуем брови».   Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
  2. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3-5 секунд.
  3. «Нарисуем усы». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
  4. «Веселый клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

Игра – путешествие «У доктора Айболита хорошее настроение». Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 18

IV

Упражнения для формирования осанки

 

(повторить комплекс)  

Упражнения с мешочками на голове (100г).

  1. И.п.: стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот.
  2. И.п.: руки вверх, присесть, руки вперед, вернуться в и.п.
  3. И.п.: быстрые махи руками вверх, вниз, в стороны.
  4. И.п.: подтянуть ногу, согнутую в колене к животу, проделать то же с другой ногой.

Дидактическая игра «Как сохранить свою кожу здоровой?»

(Живая экология). М.: 2010.- № 11 стр. 77

                                                                                                                                                     НОЯБРЬ

                                                                                                                    НОЯБРЬ

I

Дыхательные упражнения

«Греем наши ручки».

  Соединить ладони и потереть ими до нагрева.

«Проверяем носик». 

 Нажимая указательным пальцем точку под носом.

«Лепим ушки». 

 Указательным и большим пальцем «лепим» ушки.

«Правая ноздря, левая ноздря».

  Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем.

«Сдуваем листок». 

 Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.

Дидактическая игра «Какими способами можно очистить свою кожу?»

(Живая экология). М.: 2010.- № 13 стр. 83

II

Упражнения для глаз

 

  1.  Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.
  2. Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.
  3. Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.

Дидактическая игра «Познакомимся с нашими зубами»

(Живая экология). М.: 2010.- № 14 стр.84

III

Самомассаж

 

  1. «Грустный клоун». Движение указательным и средним пальцами от середины верхней губы к уголкам рта, а затем к уголкам нижней челюсти.
  2. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
  3. «Погладим подбородок».  Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
  4. «Расческа».  Поглаживание губ зубами.

Дидактическая игра «Пальцы рук»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 5 стр.7

 

IV

Упражнения для формирования осанки

 

Упражнения с мешочками на голове (100г).

  1. И.п.: подтянуть ногу, согнутую в колене к животу, проделать то же с другой ногой.
  2. И.п.: присесть из положения стоя на коленях, руки при этом отвести назад, 2 – и.п.
  3. И.п.: перешагивание через мяч.

Дидактическая игра «Глаза и настроение»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 10 стр.16

                                                                                                                                         ДЕКАБРЬ

I

Дыхательные упражнения

 

Навыки носового дыхания

  1. Погладить боковые части носа от кончика до переносицы (вдох). На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.
  2. На вдохе оказывать сопротивление носу, легко постукивать по крыльям. Повторить 5 раз.
  3. При вдохе поглаживать нос и его придаточные пазухи, выдох носом свободный. Повторить 5 раз.
  4. Сделать «курносый» нос, потряхивая кончик носа указательным пальцем – вдох. Выдох носом свободный. Повторить 5 раз.

Игра - соревнование «Как работает дыхательная система»

(Живая экология). М.: 2010.- № 22 стр105

II

Упражнения для глаз

 

  1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
  2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
  3. Прикрепите на оконном стекле, на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.

Дидактическая игра «Правила хорошего зрения»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 11 стр.17

 

III

Самомассаж

 

  1. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
  2. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
  3. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
  4. «Нарисуем кружочки». Круговые движения ладонями по щекам в разных направлениях.

Дидактическая игра «Слух человека»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 12 стр.18

 

IV

Упражнения для формирования осанки

 

  1. И.п.: сидя на полу, упор руками сзади. Поднятыми ногами выполнять упражнение «ножницы».
  2. И.п.: лежа на спине. Зажать ногами листок бумаги и поднять его вверх, затем опустить. Дышать ровно.
  3. И.п.: лежа на полу, закрепить ноги, подсунуть их под пору. Ритмично поднимать и опускать туловище, руки за головой.
  4. И.п.: лежа на животе, согнутыми руками опереться об пол. Поочередно поднимать то правую, то левую ногу, не сгибая в коленях.

Дидактическая игра «Как беречь уши»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 14 стр.21

ЯНВАРЬ

I

Дыхательные упражнения

     

Смешанное дыхание.

«Трубач». 

  Стоя, сжать кисти рук в трубочку, поднять руки вверх – на медленном выдохе произнести «п – ф –ф –ф», по окончании – вдох. Повторить 3 раз.

«Каланча». 

  Стоя, руки раздвинуты – вдох, опуская руки, произносить звук (с-с-с). Повторить 3 раза.

«Дровосек». 

  Стоя, руки над головой сложены в «замке» - вдох. На выдохе наклон вперед со звуками (ух – х - х), как бы имитируется удар топором. Повторить 3 раза.

«Свисток». 

  Сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох, выдыхать со звуком (у – у – у). Повторить 3 раза.

 Дидактическая игра «Правила здорового носа»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 17 стр.25

 II  

Упражнения для глаз

  1. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
  3. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

Дидактическая игра «Правила здоровых зубов»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 19 стр.27

III

Самомассаж

 

  1. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
  2. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
  3. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
  4. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба по щекам к подбородку.  

Дидактическая игра «Язык и губы»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 20 стр.28

IV

Упражнения для формирования осанки

 

Упражнения с гимнастической палкой.

  1. И.п.: палка внизу, 1 – палка вверху; 2 – опустить за голову, на плечи; 3 – палку поднять вверх; и.п. повторить 6-8 раз.
  2. И.п.: ноги врозь. Палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – наклон вперед, руки вперед; 3 – выпрямиться, палку вверх; 4 – вернуться в и.п. повторить 5-6 раз.
  3. И.п.: палка внизу. 1-2 – присесть, палку вынести вперед; 3-4 – вернуться в и.п. повторить 6-7 раз.
  4. И.п.: ноги врозь, палка на лопатках. 1 – поворот туловища вправо (влево); 2- вернуться в и.п. повторить 6-8 раз.

Дидактическая игра «Как ухаживать за полостью рта»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 21 стр.30

                                                                                                                    ФЕВРАЛЬ

I

Дыхательные упражнения

       

 «Часики». 

  И.п. – о.с.: ноги в узкой стойке, руки опущены. Делая махи прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так».

«Шар лопнул». 

  И.п. – о.с : ноги в узкой стойке, руки опущены. Развести руки в стороны (вдох). Хлопок перед собой – выдох на звуке (ш – ш – ш).

«Петух».

  И.п. – о.с.: ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произносить «ку – ка – ре – ку».

«Вырасти большой». 

  И.п. – о.с.: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю ступню – выдох на звуках (ух – х – х).

Сюжетно – ролевая игра «Научим своих детей вести себя правильно»

(Живая экология). М.: 2010.- № 17 стр94

II

Упражнения для глаз

 

      Горизонтальные движения глаз: направо - налево.

  1. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  2. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  3. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  4. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

Дидактическая игра «Зачем человеку кожа?»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 22 стр.30

III

Самомассаж

 

Самомассаж мышц языка.

  1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались уголков рта. Постепенно убирать язык  в полость рта.
  2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя – пя – пя», точно так же убирать язык внутрь рта.
  3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались уголков рта. Постепенно убирать язык  в полость рта.
  4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Дидактическая игра «Правила здоровой кожи»

(Программа «Я - человек). М.: 2010.- № 23 стр.32 - 33

IV

Упражнения для формирования осанки

 

Упражнение с мешочком.

  1. И.п.: мешочек на голове. Ходьба на месте, с продвижением вперед, высоко поднимая колени. Ногу ставить с носка. Выполнять 60 -7 шагов.
  2. И.п.: ноги врозь, мешочек внизу. 1 -2 руки вверху, подняться на носки, потянуться, посмотреть на мешочек (вдох);  3-4 –и.п. (выдох); повторить 6-8 раз в медленном темпе.
  3. И.п.: руки на поясе, мешочек на голове. 1-2 – присесть на носках (выдох); 3-4 –и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
  4. И.п.: упор , сидя сзади, мешочек на ногах возле ступней. 1-2 – сгибать слегка ноги, поднять их над головой; 3-4- и.п. повторить 6-8 раз в медленном темпе.

Беседа «Доктор свежий воздух» Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 57

                       МАРТ

I

Дыхательные упражнения

       

«Маятник». 

  И. п. – о.с.: ноги в широкой стойке, руки за спиной. Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться – вдох.

«Гуси». 

  И. п. – о.с.: ноги в широкой стойке, руки опущены. Наклон вперед, отвести руку назад – выдох на звуке (ш – ш – ш – ш). Выпрямиться (вдох).

«Регулировщик». 

  И.п. – о.с.: ноги в широкой стойке, одна рука поднята верх, другая – в сторону. Поменять положение рук резким движениям (вдох). Снова поменять положение рук (выдох).

«Семафор». 

  И.п.: сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить, выдох на звуке (с – с – с – с).  

Беседа «Доктор Солнце» Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 57

II

Упражнения для глаз

 

  1. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  2. Частое моргание глазами.
  3. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Беседа «Доктор Любовь» Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 57

III

Самомассаж

 

Самомассаж ушных раковин.

  1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
  2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.
  3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 секунды.

Беседа «Доктор отдых» Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 57

IV

Упражнения для формирования осанки

 

 Упражнение с мешочком.

  1. И.п.: сидя на полу, руки в стороны, мешочек на голове. 1 –взмах ногой (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3-4 то же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой в среднем темпе.
  2. И.п.: лежа на полу, на спине, руки за головой, мешочек на коленях возле ступней. 1-2 – согнуть ноги вперед (выдох); 3-4 – и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
  3. И.п.: мешочек внизу. 1-2 – шаг левой ногой вперед, наклониться и положить мешочек на пол (выдох); 3-4 –приставляя левую ногу, возвратиться в и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в среднем темпе.
  4. И.п.: ноги врозь, правая нога впереди, левая сзади, руки на пояс, мешочек на полу между ногами. Прыжки со сменой положения ног. Выполнят до 30 прыжков.

Беседа «Доктор Здоровая пища» Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 57

АПРЕЛЬ

I

Дыхательные упражнения

       

   

«Ежик».

   И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги на звуке (ф - ф – ф – ф).

«Цветок распускается». 

  И.п. – о.с.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).  Медленно поднимаясь на носки, потянуть руки вверх и в стороны -  вдох (цветок раскрывается), вернуться в и.п. (выдох). Медленно. Повторить 4-6 раз.

«Лес шумит». 

  И.п. – о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо (вдох), вернуться в и.п. (выдох), то же влево. Повторить 5-6 раз. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.

«Поднимем выше груз». 

  И.п. – о.с.: руки опущены, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки (вдох), вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз.

Дидактическая игра «Бабушкина аптека» Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 88

II

Упражнения для глаз

   

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
  2.  Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
  4. В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.
  5. Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  6. Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

(Такую гимнастику для глаз можно представить малышу в виде игры уже в два года).

Дидактическая игра «В ванной» Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 61

III

Самомассаж

 

Массаж  головы.

  1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
  4.  «Догонялки» - сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает», по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то догоняют друг друга.
  5. «Конкурс причесок» - с любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы.

Дидактическая игра «На кухне» Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр.63

IV

Упражнения для формирования осанки

Упражнение с мешочком.

  1. И.п.: руки на пояс, мешочек на голове. 1-2 – поднимаясь на носки, отвести локти назад, прогнуться (вдох); 2- и.п.(выдох). Повторить в медленном темпе 6-8 раз
  2. И.п.: руки в стороны, мешочек в правой руке. 1-2 – согнуть правую ногу в колене, руки вниз, касаясь мешочком пятки правой ноги, переложить мешочек в левую руку (выдох); 3-4 – и.п. (вдох). То же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой поочередно в медленном темпе.
  3. И.п.: ноги врозь, руки внизу, мешочек на голове. 1- поворот туловища вправо (выдох); 2- и.п. (вдох); 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 4-5 раз в каждую сторону в среднем темпе.
  4. И.п.: руки в стороны, мешочек в правой руке. 1 – глубокое приседание, колени вместе, руки вниз, переложить мешочек в левую руку возле носков (выдох); 2- и.п. (вдох); 3-4 – то же, перекладывая мешочек в правую руку. Повторить 4-5 раз каждой рукой поочередно в среднем темпе.

Сюжетно – ролевая игра «Как правильно ухаживать за малышом»

(Живая экология). М.: 2010.- № 10 стр. 204

МАЙ

I

Дыхательные упражнения

       

   

«Травушка колышется». 

  И.п. – о.с.: руки опущены. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями (вдох), опустить руки вниз (выдох). Повторить 4-5 раз.

«Травушка растет». 

  И.п.: стоя на коленях, пуки к плечам.  Поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево (вдох),  опустить руки на плечи (выдох). Повторить 3-5 раз.

«Грибок». 

  И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).  Медленно выпрямиться,

 разводя руки в стороны и немного отводя голову назад, - вдох (грибок вырос). Повторить 6- 8 раз.

«Насос». 

  И.п. – о.с.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На выдохе вернуться в и.п., то же влево. Повторить 4-5 раз в каждую сторону.

Игра – путешествие «Волшебный лес». Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 41

II

Упражнения для глаз

   

  1.  Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Не поворачивая головы: посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 -4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
  3.  Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

Дидактическая игра «Лес нужно беречь». Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 42

III

Самомассаж

 

Самомассаж «Маленькие волшебники».

  1. Потягивание  «Лепим человечка».
  2. Сидя по-турецки: поглаживание груди со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».
  3. «Заводим машину». Вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой и против часовой стрелки со звуком «ж- ж- ж».
  4. «Машина завелась». Нажимает пальчиком на область сердца со звуком «пи – и – и».
  5. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку – «Жираф».
  6. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.

Беседа «Хочу быть здоровым» Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 50

IV

Упражнения для формирования осанки

 

(Повторить комплекс за март)

Упражнение с мешочком.

  1. И.п.: сидя на полу, руки в стороны, мешочек на голове. 1 –взмах ногой (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3-4 то же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой в среднем темпе.
  2. И.п.: лежа на полу, на спине, руки за головой, мешочек на коленях возле ступней. 1-2 – согнуть ноги вперед (выдох); 3-4 – и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
  3. И.п.: мешочек внизу. 1-2 – шаг левой ногой вперед, наклониться и положить мешочек на пол (выдох); 3-4 –приставляя левую ногу, возвратиться в и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в среднем темпе.
  4. И.п.: ноги врозь, правая нога впереди, левая сзади, руки на пояс, мешочек на полу между ногами. Прыжки со сменой положения ног. Выполнят до 30 прыжков.

Беседа «Моя семья». Валеология. СПб.: Н.О. Сизова, 2008. – стр. 64

Список литературы:

 

Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

 Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.

 Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.

 Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

 Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.

 Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

 Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

 Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.29 – 34. Фомина Н.А.

Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

 Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.

Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.

Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.

«Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

«Формы оздоровления детей 4 – 7 лет». Автор – составитель Е. И. Подольская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

«Оздоровление детей в условиях детского сада».  Под редакцией Л. В. Кочетковой. Москва.  Издательство «ТЦ – Сфера» 2005

«Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Автор – составитель М. Н. Кузнецова. Москва. Издательство «Айрис – пресс» 2007

«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». Авторы – составители Н. С. Голицына, И. М. Шумова. Москва. Издательство «Скрипторий 2003» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.

Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Проект по здоровье сберегающим технологиям «Здоровье – это здорово»

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны....