Адаптированная образовательная программа на ребёнка ОВЗ ТНР 4-5 лет
учебно-методический материал (средняя группа)

Шкляева Светлана Сергеевна

Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования конечного результата. Мониторинг проводится три раза в год: начало – сентябрь, середина – декабрь, конец - май. В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОНР. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО:  

Председатель ППк МБДОУ «Д/с№56»                                                                                                        Заведующий МБДОУ «Д/с №56»                                                                  

________________/____________/                                                                                                                               ___________  Овчинникова И.В.

Протокол №______ от «__»_________20__                                                                                                              от    «___»_____________ 2022 г.                                                            

Адаптированная образовательная программа ребёнка с ОВЗ  ТНР

______________                     _ ___________________________

(Фамилия, имя ребенка, дата рождения)

Воспитанника(цы)         Средней группы комбинированной направленности_________                                                        

(Группа в которой обучается ребенок)

на 2022 - 2023 учебный год.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Сведения о семье:

Полная/неполная

Благополучная/неблагополучная

Мать (ФИО, образование, место работы)

Отец  (ФИО, образование, место работы)

Воспитатели (ФИО):

Шкляева Светлана Сергеевна

Боцман Татьяна Викторовна

Заключения специалистов:

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

 

Группа здоровья

Заключения врачей – специалистов:

Режим пребывания ребёнка в ДОО

Заключение ПМПК

Является обучающимся с ОВЗ. Рекомендовано обучение и воспитание по АООП ДО для детей с ТНР ,

Заключение ППк ДОО

Организовать обучение и воспитание по АООП ДО для детей с ТНР в соответствии с содержанием и циклограммой индивидуальной АОП ребенка.

Рекомендации ППК

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОО. Занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом:  

индивидуальные, групповые.

Цель индивидуальной образовательной программы:

Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования ребёнка в соответствии с его возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями,  психолого-педагогической и коррекционно-развивающей поддержки,  позитивной абилитации и социализации.

Задачи индивидуальной образовательной программы:

Осуществлять индивидуальную психолого-педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком адаптированной основной образовательной программы для детей с ОНР; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям ребёнка.

Формы реализации АОП:

-Индивидуальный подход.

-Чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами.

-Использование интересного, красочного материала и средств наглядности дидактического материала.

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность.

Формы работы с родителями:

  1. Индивидуальные консультации узких специалистов МБДОУ «Д/с № 56» (учителя – логопеда, педагога – психолога) – по плану и по запросу родителей (законных представителей).
  2. Посещение коррекционно – развивающих занятий по плану и по запросу родителей (законных представителей)
  3. Посещение открытых мероприятий группы - по плану и по запросу родителей (законных представителей).
  4. Участие в групповых тематических консультациях, проводимых  узких специалистов МБДОУ «Д/с № 56» (учителя – логопеда, педагога – психолога) и воспитателями группы– по плану и по запросу родителей (законных представителей).
  5. Участие в родительских собраниях (групповых и общесадовых) – по плану.

Диагностика развития ребенка

Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования конечного результата. Мониторинг проводится три раза в год: начало – сентябрь, середина – декабрь, конец - май. В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОНР. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.

Познавательное развитие:

 активная девочка.  Хорошо контактирует со сверстниками и с взрослыми, положительно принимает похвалу.  Навыки самообслуживания не сформированы: не может одеваться и раздеваться без помощи взрослого, правильно держать ложку, культурно-гигиенические навыки выполняет при небольшой помощи взрослого. Может выполнять коллективные поручения по необходимости.  Соблюдает правила безопасности в группе и на участке дошкольного учреждения. Делиться со сверстниками во время игры игрушками, предпочитает играть совместно с мальчиками в любые предложенные ему игры. В сюжетно-ролевые игры участие принимает. Проявляет доброжелательное отношение к окружающим.   Преобладающее настроение спокойное. Эмоциональные реакции адекватные, уравновешенные, неадекватных проявлений нет, упрямства нет, агрессивности нет. Способность к волевому усилию, саморегуляция и контроль собственной деятельности достаточный, помощь взрослого эффективна.

Концентрация внимания устойчива, продуктивная деятельность (рисование красками, аппликации) соответствует возрасту ребёнка. 

Активность восприятия и скорость выполнения операций умеренная, слабо сформировано аналитическое восприятие.

Объем кратковременной и долговременной памяти умеренный.  В структуре кратковременной памяти доминирует зрительный тип памяти; показатель образной и ассоциативной памяти умеренный;

Объем кратковременного механического слухоречевого и зрительного запоминания соответствует возрастной норме.

Речевое развитие:

 Речь мало понятна для окружающих, неторопливая, темп спокойный. Голос тихий.  Дыхание смешанное. Активный словарь находится в стадии развития.  Понимает значение слов, выполняет инструкции. Называет некоторые обобщающие понятия..Не пересказывает самостоятельно даже хорошо знакомую сказку. Рассказ по серии сюжетных картинок не составляет, картинки раскладывает в неправильной последовательности. На вопросы о своих действиях не отвечает.  Грамматический и лексический строй речи: требует дальнейшего развития. Допускает ошибки в образовании существительных именительного и родительного падежа, множественного числа, в согласовании существительных с числительными и прилагательными. Образовывает некоторые существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Не образовывает глаголы при помощи приставок, относительные прилагательные. Понимает простые предлоги, старается использовать их в речи. Понимание сложных предлогов вызывает затруднение. Нарушено звукопроизношение  свистящих, шиящих звуков. Отсутствует звук Р, Р*, Л , Л*.

Особенности личностного развития:

Частично контактен, настроение спокойное, чаще всего прибывает в хорошем расположении.

Целевые ориентиры дошкольного образования для ребёнка  с ТНР 4 – 5 года

НАПРАВЛЕНИЯ

Коммуникативно – речевое

Познавательное

  1. Ребенок понимает обращенную  к нему речь с начало с опорой на наглядность, а постепенно и без нее.
  2. Реагирует на обращение, используя доступные речевые средства, отвечает на вопросы.
  3. Знает и называет имена и отчества работников детского сада. Здоровается с педагогами и детьми, прощается с ними.
  4. Отражает полученные впечатления в речи.
  5. Владеет формами объяснительной речи.
  6. 6.Имеет представления о предметах ближайшего окружения и называет их.

1.Формировать представления у детей о геометрической форме, длине.

2.Умение собирать картинку в одно целое из 4-6 частей

3.Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь, утро – вечер)

4.Расширять кругозор ребёнка по теме «Весна, Лето»: овощи, фрукты.

5.Развивать умение определять их цвет, форму, величину.

6.Развивать умение сравнивать предметы по этим признакам.

7.Расширять представления о профессиях.

8.Знакомить с дикими, домашними животными.

Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая специалистами консилиума:

Специалисты

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений)

Рекомендации для родителей

Воспитатели

.

Не имеет представления о членах своей семьи.

 Углублять представления о семье, ее членах (дочь, папа, мама, ….).

  «Высоко-низко, далеко-близко», «Магазин игрушек», «Полезно- не полезно», «Как зовут членов семьи ?», «С кем я живу»,

«Кто главный?», «Назови ласково»,

«Маленькие помощники»

Закреплять дома понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».

Не знает геометрические фигуры

.

Не умеет собирать картинку из 2-4частей в одно целое.

Не умеет ориентироваться в контрастных частях суток.

Не умеет различать понятия Весна,Лето,овощи,

фрукты.

Не имеет представление об общественном транспорте.

Не имеет представления о профессиях.

Не знает домашних животных.

Формировать представления о геометрических фигурах. 

Формировать умение собирать картинку в одно целое из 2-4 частей

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь, утро – вечер)

Расширять кругозор ребёнка по теме

«Весна,Лето»: овощи, фрукты

Расширять представление  детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет).

.Расширять представления о профессиях.

 Знакомить с домашними животными

«Назови фигуру», «Какая форма»  «Строитель» «Покажи геометрическую фигуру» ,«Покажи геометрическую фигуру», «Найди фигуру», «Что пропало», «Залатай коврик», «Подбери по величине»

Разрезные картинки «Профессии», «Домашние, дикие животные», «Зимняя одежда»

Разрезные картинки по сказкам ,«Насекомые», «Домашние птицы», «Земноводные-пресмыкающиеся»

разрезные картинки «Игрушка»,Утро, день, вечер, ночь» Вкладыши «Домашние животные»

Утро, день, вечер, ночь» Вкладыши .

«Когда это бывает», «Что ты сейчас делаешь», «Что за чем», «Разложи по порядку»

«Угадай время года», «Четвёртый лишний»(картинки по временам года),

«Когда деревья надевают этот наряд?», «Вершки-корешки», «Что лишнее?», «»Юный поварёнок», «В борщ или в компот?»

«Домашние животные», «Дикие животные», «Назови семью»(домашние животные ,дикие животные  и их детёныши), «Помоги найти мама», «Угадайка», «Четвёртый лишний»(дикие животные), «Кто, где живёт?»

Закреплять представление  о геометрических фигурах.

Закреплять представления о домашних и диких животных, овощах, фруктах.

Закреплять умения собирать картинку в одно целое из 4-6 частей.

Не умеет сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.

Не умеет классифицировать предметы по одному признаку.

Формировать умение сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие.

Формировать умение классифицировать предметы.

 «Сравни предметы»(с разными предметами)

 «На что похоже», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Геометрические фигуры», «Цвета».

Закреплять умение сравнивать предметы.

Закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку.

Недостаточный уровень  владения  элементарными приёмами лепки и  рисование  кистью и красками.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.Формировать умение рисовать кистью и красками.

«Трафареты», «Раскраски».

«Фрукты», «Овощи»

«Морковь», «Мишка», «Козлёнок».

«Закрась платочек», «Морские волны», «Цветок», «Ветка рябины».

Закреплять умение рисовать кистью и красками.

Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.

 Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.

  «Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», « Одень куклу на прогулку».

Закреплять навыки самообслуживания.

Педагог-психолог

Развитие сенсомоторных навыков

-Учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине;

-Учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат),  

 -Учить раскладывать по порядку 2-3 предмета.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.  

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия.

Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

 

Закреплять навык при помощи игр и упражнений, которые рекомендует педагог-психолог на индивидуальных консультациях

Развитие вербального компонента деятельности

-Учить находить отличия предметов, сравнивая зрительно эти предметы (2-3 отличия);

-Учить находить место предмета в ряду других (из 2-3);

-Учить раскладывать по порядку 2-3 предмета, отличающихся друг от друга (по нарастанию) новыми элементами;

-Развивать коммуникативные умения, необходимых для успешного развития процесса общения.

«Посмотри и запомни»;

 «Послушай и запомни»

 «Отгадай предмет по описанию»;

 «Да, нет»;

 «Чей домик?»

Релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арт - терапии, сказко - терапии.

Закреплять навык при помощи игр и упражнений, которые рекомендует педагог-психолог на индивидуальных консультациях

Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком

Учитель-логопед

Обогащение и активизация словаря

Развитие слухового внимания ,фонематического восприятия

Развитие лексико- грамматических средств и навыков связанной речи.

Развитие  артикуляционного праксиса и формирование правильного звукопроизношения.

Развитие слова, формирование простой фразы.

Развитие подражательной функции речи во всех ее проявлениях.

Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Формировать представление о частях суток.

Называть домашних животных, их детенышей, овощи, фрукты.

Формировать умение различать на слух и называть различные музыкальные инструменты.

Формировать умение менять высоту и силу голоса.

Формировать умение повторять за взрослым ритмический рисунок.

Развивать умение употреблять в речи

слова в точном соответствии со смыслом.

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

Развивать умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.

Формировать умение составлять небольшие

короткие рассказы.

Развивать артикуляционный аппарат.

Автоматизировать уже имеющиеся звуки:

Формировать правильное произношение звуков:

Учить отчётливо произносить короткие слова.

Обогащать речь существительными, обозначающими предметы ближайшего окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов,

Развивать умение подражать голосам животных, повторять за взрослыми.

   «Подбери слово»

«День и ночь»

«Покажи и назови»

«Какой, какая, какие»

«О чем мы говорим»

скажи наоборот»

«Что звучало»

«Животные играют на музыкальных инструментах»

«Повтори за мной»

«Похлопаем, потопаем»

        

«Назови правильно»

«Подбери предмет»

«Сколько яблок»

Работа с наглядным материалом.

Работа с иллюстрациями к сказкам.

«Один-много»

«Опиши предмет»

«О чем я говорю»

«Волшебный мешочек»

«чей хвост»

«О чем мечтаем»

«Измени слово»

«Чего не хватает?»

Работа с мнемосхемами.

Работа по опорным картинкам.

Работа с иллюстрациями в книгах.

«Качели», «Чашечка», «Чистим

 верхние зубки», «Блинчики» «Болтушка», «Катушка», «Грибок», «Маляр», «Лошадка» «Моторчик»

Альбомы и пособия для постановки и автоматизации звукопроизношения.

«Подбери слово»

Покажи «и назови»

«Назови что видишь»

«Как кто голос подает»

«Повтори за мной»

«Скажи правильно»

«Что видешь»

Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала;

совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза

Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала;

грамматического строя речи

Выполнение артикуляционной гимнастики.

 

Чтение художественной литературы.

Выполнение артикуляционной гимнастики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа по развитию речи ребёнка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) составлена в соответствии с современной нормативно правовой базой в области образования....

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (глубокое нарушение физического и психического развития)

laquo;Программа» обеспечивает деятельность по развитию ребёнка на дому, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений разв...

Адаптированная образовательная программа на ребёнка с ОВЗ

Адаптированная программа определяет индивидуальный маршрут коррекционной образовательной деятельности с воспитанником с ОВЗ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...