Адаптированная образовательная программа для ребёнка с нарушением речи.
методическая разработка (подготовительная группа)

Тарасова Наталья Васильевна

АОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx86.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 52 «Веселый дельфин»

РАССМОТРЕНО

Психолого-медико-педагогическим

консилиумом МБДОУ №52

«____»_________________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ №52 __________________О.В.Справникова

Приказ от «____»_______________20___ г. №____

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

____________(__________________)

«_____»________________20___ г.

Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ

 Ульяна М 16.05.2012г.

              Комбинированная группа старшего дошкольного возраста №8

Разработана:  Н.В.Карякина, учитель-логопед

И.Л. Доронина, музыкальный руководитель

Н.В. Тарасова, воспитатель

Ведущий специалист:  Н.В.Карякина, учитель-логопед

Период реализации: октябрь 2018 – май 2019 г.

Содержание

I   Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

1.1. Цели, задачи реализации Программы

  1. Принципы и подходы к реализации Программы
  1. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
  1. Планируемые результаты освоения Программы

II   Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность

  1. Коррекционная деятельность
  1. Воспитательная деятельность
  1. Взаимодействие с родителями

III  Организационный раздел

3.1. Описание материально- технического обеспечения Программы

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами  обучения

3.3. Режим дня  

3.4. Распределение образовательной нагрузки

3.5. Расписание занятий со специалистами

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

IV  Дополнительный раздел

  1. .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка.
  1. Цели, задачи реализации Программы.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (обшим недоразвитием речи) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций»  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13.
  • Положение о группе комбинированной направленности МБДОУ № 52;
  • Устав МБДОУ № 52;
  • с учетом образовательной программы дошкольного образования «Развитие» (под ред. А.И.Булычевой) и Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.(Н.В.Нищева)

Цель: организация коррекционно-развивающей деятельности, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

  1. Развивать  мелкую  моторику.
  2. Проводить коррекцию компонентов речевой системы (звукопроизносительной стороны, фонематического слуха, грамматического строя, связной речи).
  1. Принципы и подходы к реализации Программы

Программа разработана с учетом следующих принципов:  

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • сотрудничество ДОУ с семьей;
  • приобщение детей к социальным и культурным нормам, традициям общества и государства, семьи с учетом этнокультурной ситуации развития детей;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
  • структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
  • принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
  • принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.

При формировании  Программы учтены следующие подходы:

Культурно-исторический подход  к развитию психики человека.

Личностно-ориентированный подход предусматривает организацию образовательного процесса с учетом задатков, способностей, интересов, склонностей ребенка, признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

Деятельностный подход связан с организацией образовательного процесса с учетом ведущего вида деятельности, внутри которого возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающий семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

  1. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

Общие сведения о ребенке.

Минакова Ульяна Евгеньевна, 16.05.2012г.р. посещает детский сад с 2-х лет. В семье два ребенка, есть старший брат 14 лет .Семья проявляет заинтересованность в развитии ребенка, характер взаимоотношений – сотрудничество .Воспитанием ребёнка занимаются, мама  и папа.

Заключение ПМПК.

Решением повторной городской ПМПК от 21.05.2018 года, протокол №51, Ульяна имеет особенности в психическом и физическом развитии.  Она  является обучающимся с    ограниченными возможностями здоровья  и нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных подходов. Рекомендована   организация воспитания и обучения по адаптированной образовательной программе для детей с  тяжелым нарушением речи.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка.

    Контакт устанавливает легко, общительная. В группе общается со всеми детьми. С желанием откликается на просьбы взрослых. Девочка спокойная, уравновешенная, неконфликтная, самостоятельная, бережливая. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные.

   Познавательный интерес – устойчивый. Старательна. Старается довести начатую работу до конца (рисование, аппликация, лепка). Помощь принимает, иногда сама  обращается за помощью взрослого. Способна контролировать свою деятельность,  доводит дело до конца, работает равномерно. На  неудачи,  замечания, просьбы реагирует спокойно.

   Темп деятельности средний, принимает помощь. Затруднения, возникающие в процессе деятельности,  стремится преодолеть. Занятия посещает охотно, проявляет инициативу. На занятиях внимание устойчивое, инструкцию запоминает и действует  в соответствии с ней.

   Общая моторика развита  соответственно возрасту.  Нарушение координации не наблюдается. Мелкая моторика развита достаточно, кисть и карандаш  держит правильно, нажим достаточен. Ножницами владеет в достаточной мере. Пальчиковые упражнения  выполняет верно.  Движения скоординированы. Ведущая рука правая.

    Интеллектуальные умения  на достаточном  уровне, но работает на занятиях по желанию.  

 В развитие речи наблюдается динамика, но по прежнему испытывает затруднения на занятиях по развитию речи. Понятность речи снижена. Нарушено произношение сонорных  звуков.     Слоговая структура слов сформирована недостаточно. В самостоятельной речи стала пользоваться сложными предложениями, но предлоги иногда путает.  При  составлении  связного рассказа по картинке или на заданную тему требуется организующая и наводящая помощь. При пересказе требуется постоянная помощь в виде наводящих вопросов. Понимание речи на достаточном уровне.

    На музыкальных занятиях проявляет активность, но при выполнении  вокальных упражнений затрудняется. Стихи быстро заучивает, но разборчиво и эмоционально рассказать затрудняется.

   Саморегуляция  на достаточном уровне, соблюдает нормы поведения в группе, в целом послушна, с желанием выполняет поручения взрослых, ответственно относится к поручениям.     Навыки конструктивного взаимодействия сформированы на среднем уровне.

 Дети достаточно дружелюбно относятся к Ульяне, принимают ее в игру. Имеются подруги. Отношение к детскому саду у ребенка  положительное.

Кадровые условия реализации Программы.

Специалист

Должность

Категория

Карякина Наталия Васильевна

Учитель-логопед

высшая

Доронина Ирина Леонидовна

Музыкальный руководитель

соответствие занимаемой должности

Козлова Ольга Федоровна

Воспитатель

первая

Тарасова Наталья Васильевна

Воспитатель

высшая

Срок реализации программы: 8 месяцев. Итоги – май 2018 года.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Образовательная деятельность.

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Игры и упражнения

Физическое развитие

мелкая  моторика

 По программе ДОУ

Пальчиковые упражнения на развитие подвижности, скорости, ловкости.

В соответствии с возрастными требованиями

Линии ровные, нажим достаточный при штриховке и обводке.

По программе ДОУ

Подборка пальчиковых игр (интернет источник).

Рисование и  штриховка с помощью трафаретов: «Геометрические фигуры», «Транспорт», «Насекомые», «Одежда» и др.

«Рисование по точкам».

Художественно- эстетическое

развитие

Развитие навыка выразительного и чистого пения с аккомпанементом.

Развитие навыка в определении звучания разных муз. инструментов (фортепиано, скрипка).

Развития умения выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.

Развитие навыка передачи несложного музыкального ритмического рисунка.

Развитие навыка выразительного чтения стихов.

Развития навыка инсценировки песни, сказки, сценок, игр- драмматизаций и этюдов.

Различает жанры музыкальных произведений, различает звучание муз.. инструментов, различает высокие и низкие звуки.

Поет без напряжения, плавно, произносит отчетливо слова, поет в сопровождении музыкального инструмента.

Ритмично двигается в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

Самостоятельно меняет движение в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения.

Правильно воспроизводит музыкальный  ритм несложного рисунка на шумовых инструментах.

Умеет самостоятельно придумать варианты танцевальных движений

 и воспроизводит  движения (переменный шаг, боковой галоп, подскоки, приставной шаг, шаг польки).

Активно участвует в инсценировках песен, сказок, сценок, игр- драмматизаций и этюдов.

М/д игры: «Угадай на чем играю», «Узнай песню по ритму», «Поздоровайся песенкой», «Угадай песню по мелодии», «Сочини мелодию», «Придумай песенку», «Спой свое имя».

Игры на металлофоне: «Кап-кап», «В школу», «Вальс – шутка», «Я иду с цветами».

Игра м/д «Высокие-низкие звуки», «Допой песенку», «Танцевальная угадай-ка», «Музыкальное эхо».

Упражнения на развитие танцевальных ритмических движений.

Игры на муз. инструментах (металлофон, треугольник, маракасы, колокольчики, ложки.

М/д игра на различение высоты звуков «Узнай высоту звука».

М/д игра на развитие ритма «Игра с бубном».

Игры-импровизации под музыку «Шелест листьев», «Звон ручья»,  «Шум ветра», «Волнение моря» и др.

Социально-коммуникативное развитие:

-коммуникация

-игровая деятельность

-учебная деятельность

Развивать эмоциональные проявления через мимику, речь и двигательную активность.

Исполнение ролей в инсценировке, эмоционально передаёт характер персонажей

Стихи с движениями, пересказ сказок с заместителями на фланелеграфе.

Перчаточный и пальчиковый театр.

Игры драматизации Л.А. Венгера.

Игра «Твистер».

Игровые физминутки на занятиях.

Игры на развитие произвольности и самоконтроля А.Л. Сиротюк» Что исчезло?», «Запаздывающие движения», «Счет с помехой» и др.

Речевое развитие

Расширение словаря глаголов, прилагательных, наречий, причастий и деепричастий  по лексическим темам.

Закрепление произношения  звуков  Р, Рь, Л,.

Закрепление грамматических категорий  (падежные окончания существительных  в ед.  и   мн. числе).

Развитие связной речи (пересказ, описательный рассказ по схеме, рассказ по серии сюжетных картин, на заданную тему).

Расширение предложений (работа со схемой предложения).

Обучение звуко-буквенному анализу слов.

Обучение грамоте.

Самостоятельный подбор прилагательных при описании предмета (не менее 6-7 слов).

Правильно образует относительные и притяжательные прилагательные (березовый, волчий, медвежья и т.п.).

Использует правильно в речи наречия и деепричастия (светло, дождливо, бегущий, режущий и т.п.).

Правильно использует  в самостоятельной речи сонорные звуки.

Правильно использует в речи простые предлоги  (С, ЗА) и сложные (ОКОЛО, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД).

Освоила окончания сущ-х в род-ом и  предож падежах в ед. и мн. числе.  

Составляет распространенные простые и сложные предложения с помощью схемы и без них по сюжетной картинке.

Самостоятельно пересказывает рассказы из

10-12 предложений.

Владеет навыком  описательного рассказа без опоры на схему.

Составляет  развернутый связный рассказ по серии картин (5-7 картин).

Владеет элементарным звуко-буквенным анализом слов (определяет место звука, последовательность и количество звуков в слове и слов в предложении).

Делит слова на слоги.

Читает по слогам небольшие слова.

Дифференцирует понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

Речевые игры на обогащение словаря:

«Опиши предмет», «Чей хвост? Чье ухо?», «Чьи лапы?», «Назови листок», «Из чего предмет?»

«Чей дом?», «Скажи наоборот», «Найди и подбери родное слово», «Скажи как» и др.

Речевые игры на развитие грамматического строя речи: «Чей? Чья? Чьи?», «Назови ласково», «Чего не хватает?»,

 «Сосчитай до 10», «Один-много», «Жадина», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Подбери предлог» и др.

Игры и упражнения по отработке звукопроизносительных навыков:

«Договори словечко», «Назови картинку», «Повтори за мной», «Цепочки слогов», «Улитки на звуки Р, Рь, Л», «Кто быстрей?», «Придумай и назови предложение по картинке», «Разложи картинки по домикам», проговаривание скороговорок со звуками Р, Рь, Л.

Упражнения и игры на звуковой анализ и синтез слов:

«Раздели слово на слоги», «Найди гласные звуки в слове», «Назови гласные буквы в слове», «Подбери картинку к схеме», «Сосчитай звуки в слове», «Где звук, а где буква?», «Узнай слово по звукам», «Карточки на дифференциацию  сонорных звуков      Р-Л».

Упражнения на развитие связной речи:

Пересказ текстов по   по плану, по схемам; составление описательных рассказов по схеме и без неё; составление рассказов по сюжетным картинкам (5-6 картинок) «Истории в картинках», на заданную тему.

Познавательное развитие

Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

Развитие творческого воображения.

Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать  самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений

Установление взаимно однозначных соответствий с помощью модели количественных отношений. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20, составом чисел в пределах 10.Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка

 

Имеет представления о сезонных изменениях в природе, проявляет любознательность, , интересуется причинно-следственными связями, склонна  наблюдать, экспериментировать. Знает признаки времен года и их последовательность.

В продуктивной деятельности проявляются самостоятельные творческие замыслы.

Видит  конструкцию объекта и анализирует  ее. Определяет , какие детали более всего подходят для постройки.

Умеет устанавливать  взаимно -однозначных соответствий с помощью модели количественных отношений.. Владеет счётом в пределах 20.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы.

Игры на формирование представлений о явлениях природы и временных года: пазлы «Времена года», «Мир животных».

Обучающее пособия: «Мой календарь», «Режим дня». Заполнение «Календаря природы».

Игры на воображение: «Дорисуй картинку», «Преврати фигуру в предмет».

Условия реализации инклюзивного образования на групповых занятиях:

  • адаптация содержания по  типу упрощения
  • активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
  • чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
  • при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
  • планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ
  • повторение материала
  • смена видов деятельности
  • предъявление инструкций – четко, кратко, с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта.

Основные методы

  • использование методов моторной коррекции
  • сравнение речевых и неречевых звуков
  • привлечение всех анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный)
  • автоматизация речевых навыков через многократное повторение
  • стимулирование речевой активности
  • использование методов моделирования
  • работа по схеме и образцу
  • использование метода «От простого к сложному»

Формы образовательной деятельности с детьми по реализации программы

Компоненты развития речи

Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Формы организации образовательного процесса

Воспитание звуковой культуры речи

Словарная работа

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

- Составление предложений по «живой модели» (рассказ по картине – пейзажу)

- Рассказ по плану

- Сюжетный рассказ

- Рассказ из личного опыта

- Составление графической схемы предложений

- Поисковая деятельность в области грамматики

- Обрядовые праздники

- Обрядовые песни

- Праздники русской культуры

- Проектная деятельность с детьми

- Театрализованные постановки

- Создание книги «Мои рассказы»

- Самостоятельное сочинение

- Конкурсы чтецов

Групповые;

Подгрупповые;

Индивидуальные.

  1. Коррекционная деятельность.

Сопровождение узких специалистов:

  • Логопеда (в ДОУ).
  • Психолога (в ДОУ).
  • Индивидуальный маршрут по музыкальному развитию.

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме.

Задачи узких специалистов и  распределение полномочий

Специалист

Задача

Игры и упражнения

Логопед

Коррекция речевых нарушений:

  • развитие подвижности арт. аппарата;
  • развитие силы и направленности воздушной струи;
  • постановка и автоматизация  свистящих, шипящих и сонорных звуков ( Р, Рь, Л);
  • обучение элементарному звуковому анализу слов;
  • развитие фонематического слуха (дифференциация свистящих-шипящих звуков, соноров Р-Л);
  • расширение активного и пассивного словаря по лексическим темам;
  • развитие грамматического строя речи;
  • обучение звуко-буквенному анализу слов;
  • развитие связной речи (пересказ, описательный рассказ);
  • обучение элементам грамоты.

Совместная работа с воспитателями и родителями по закреплению сформированных навыков.

Речевые игры на коррекцию звукопроизношения: «Повтори за мной», «Цепочки слогов», «Говори и делай»,  «Назови картинку», «Улитка», «Кто быстрей?», «Придумай предложение по картинке».

Проговаривание скороговорок со звуками Р, Рь, Л. Пересказы текстов с отрабатываемыми  звуками (Н.В. Нищева).

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Поймай слог», «Подбери картинки», «Четвертый лишний», «Придумай слово с заданным звуком», «Разложи картинки по домикам звуков (Р-Л), (Ц-С), проговаривание цепочек слогов с оппозиционными звуками, проговаривание слов с оппозиционными звуками Р-Л, «Подбери слова в рифму», «Нелепицы».

Расширение и активизация словаря по темам «Овощи. Фрукты», «Грибы и ягоды», «Домашние животные и их детеныши», «Осень. Поздняя осень. Осенние месяцы», «Наша Родина – Россия!», «Обувь и одежда», «Мебель», «Посуда», «Зима. Зимующие птицы. Зимние месяцы», «Домашние животные зимой», «Дикие животные зимой», «Новый год», «Транспорт. Профессии на транспорте», «Орудия труда. Инструменты», «Животные жарких стран», «Комнатные растения», «Животный мир морей и океанов», «ранняя весна. Весенние месяцы. Мамин праздник», «Растения и животные весной», «Школьные принадлежности», «Космос. Покорители космоса», «Первые весенние цветы».

Игры на развитие словаря: «Скажи наоборот», «Назови листочек», «Из чего сделан предмет?», «Найди и подбери родное слово», «Чей дом?», «Скажи как?».

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи: «Чей? Чья? Чьи?», «Назови ласково», «Чего не хватает?», «Составь предложение по картинкам» ( предлоги С, ЗА, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА,  ОКОЛО, МЕЖДУ), «Жадина», «Один-много», «Сосчитай до 10», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Откуда возьмем предмет?», «Подбери предлог», «Придумай предложение по схеме», работа с графическими схемами предлогов.

Упражнения на развитие связной речи: пересказ по плану, пересказ с опорой на схему, составление описательного рассказа по схеме и без, составление рассказа по серии картин, составление рассказа по сюжетной картинке.

Игры на обучение элементарному звуковому анализу и синтезу: «Где живет звук?», «Ловись рыбка и большая и маленькая», «Карточки на дифференциацию звуков в словах», «Раздели слово на слоги», «Отшагай слово по слогам», «карточки на дифференциацию звуков в словах», «Подбери картинку к схеме», «Сосчитай звуки в слове», «Сколько слов в предложении», составление схем слов и  предложений, «Узнай слово по звукам».

Упражнения и игры по обучению элементам грамоты:  «Письмо букв в воздухе», «Узнай букву», «Допиши букву»,  «Где спряталась буква?», «Составь и прочитай слог, слово», «Допиши слово», «Отгадай ребус», печатание и чтение слов на доске и на листе бумаги в клетку.

Музыкальный руководитель

  • Развитие умения верно передавать общее настроение песни при пении.
  • Работать над дикцией, вовремя начинать и заканчивать пение.
  • Мотивировать на участие в коллективных сценках, постановках.
  • Учить двигаться в соответствии с ритмическим рисунком.
  • Развитие музыкального ритма, музыкального слуха.
  • Развитие умения воплощать движения под характер произведения.
  • Развитие умения играть на шумовых инструментах.

Совместная работа с воспитателями и родителями по закреплению сформированных навыков

М/д игры: «Угадай на чем играю», «Узнай песню по ритму», «Поздоровайся песенкой», «Угадай песню по мелодии»

Игры на металлофоне: «Небо синее», «Андрей-воробей».

Распевки: «В лесу», «Птица и птенчики», «Эхо».

Игра м/д «Громче-тише», «Узнай по голосу», «Трубы и барабан».

Упражнения на развитие танцевальных ритмических движений.

Игры на ложках и кубиках «Повтори», «Угадай-ка», «Музыкальное лото».

М/д игра на различение тембра звуков «Узнай по голосу».

М/д игра на развитие ритма «Игра с бубном».

Игры-перевоплощения под музыку «Изобрази шум леса», «Превратись в снежинку», «Море и ручеек», «Быстрый-медленный».

Музыкальный руководитель

  • Развитие навыка выразительного и чистого пения с аккомпанементом.
  • Развитие навыка в определении звучания разных муз. инструментов (фортепиано, скрипка).
  • Развития умения выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.
  • Развитие навыка передачи несложного музыкального ритмического рисунка.
  • Развитие навыка выразительного чтения стихов.
  • Развития навыка инсценировки песни, сказки, сценок, игр- драмматизаций и этюдов.

М/д игры: «Угадай на чем играю», «Узнай песню по ритму», «Поздоровайся песенкой», «Угадай песню по мелодии», «Сочини мелодию», «Придумай песенку», «Спой свое имя».

Игры на металлофоне: «Кап-кап», «В школу», «Вальс – шутка», «Я иду с цветами».

Игра м/д «Высокие-низкие звуки», «Допой песенку», «Танцевальная угадай-ка», «Музыкальное эхо».

Упражнения на развитие танцевальных ритмических движений.

Игры на муз. инструментах (металлофон, треугольник, маракасы, колокольчики, ложки).

М/д игра на различение высоты звуков «Узнай высоту звука».

М/д игра на развитие ритма «Игра с бубном».

Игры-импровизации под музыку «Шелест листьев», «Звон ручья»,  «Шум ветра», «Волнение моря» и др.

Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребенка с ОВЗ

Невролог

Наблюдение 1 раз в год.

Определение образовательного маршрута

ПМПК (май 2019г.)

Система мониторинга:

Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов.

Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику, на основе которой с учетом рекомендаций ПМПК проектируется АОП. Промежуточный мониторинг проводится через 3 месяца. На основании полученных данных воспитателями и специалистами в рамках ПМПк проводится корректировка АОП,  происходит оптимизация процесса. Итоговый мониторинг осуществляется в мае, на его основе делается вывод о реализации АОП, ставятся новые задачи.  

Специалист

Диагностический инструментарий

Педагог - психолог

Диагностика социально - нравственного развития детей (мл. - ср. гр). Афонькина Ю. А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа «Успех». Вторая младшая группа. Волгоград: Учитель, 2012.

Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Вторая младшая группа / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2011.

Данилина Т. А., Зедгенид-зе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2006

Музыкальный руководитель

Тарасова  К.В.Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед

Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

Воспитатель

Педагогическая диагностика по программе «Развитие».  Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст.

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста. О.С.Ушакова

Диагностика проводится через:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анализ продуктов деятельности
  • Анализ карт развития
  • Использование специализированных диагностических комплексов
  • Деятельностные пробы
  • Элементы портфолио
  • Анализ видеоматериалов

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития.  Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.

Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдения.

  1. Воспитательная деятельность:

Специалист

Задачи

Воспитатель

-формировать у детей адекватных способов  общения с ребенка с ОВЗ;

-формировать умение видеть ситуации, где ребенку с ОВЗ нужна помощь и оказывать ее;

-объяснять детям тех или иных особенностей поведения ребенка и причин их вызывающих.

Педагог-психолог

  • обучать положительному взаимоотношению и принятию других
  • создавать благоприятной атмосферы и максимального взаимодействия в группе

Музыкальный руководитель

  • становление эстетического отношения к окружающему миру
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

  1. Взаимодействие с родителями.

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями ребенка с ОВЗ

Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях

Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ (по развитию речи)

Индивидуальное консультирование

Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях

Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ

Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения  в отношении ребенка с ОВЗ

Групповое и индивидуальное консультирование

Развитие инклюзивной культуры родителей в целом осуществляется следующим образом:

  • личный пример педагогов и всей команды ДОУ в выстраивании равных, принимающих отношений с  детей с ОВЗ
  • трансляция родителям идеи, что от инклюзия нужна каждому ребенку без исключения: дети становятся милосерднее, учатся видеть, когда кому-то нужна помощь и оказывать ее, они начинают мыслить, не разделяя «на таких и сяких»
  • Дети учат родителей: дети рассказывают дома о том, как здорово они играли с детьми с ОВЗ в детском саду, что также формирует адекватное отношение родителей, происходит развенчивание мифов
  • Активное и равное  участие детей с ОВЗ в жизни ДОУ дает возможность для родителей получить инклюзивный опыт и сформировать адекватное отношение к детям с ОВЗ
  • Обучение родителей и детей способам эффективной коммуникации с тем, кто чем-то отличается, обучение умению видеть, когда нужна помощь, и оказывать ее.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы.

Материально-технические  условия,  обеспечивающие  реализацию  Программы, соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Оснащенность  помещений  учреждения  обеспечивает  оптимальную  реализацию  образовательного  потенциала  пространства  учреждения, пространства  группы,  пространства  территории  детского  сада,  материалов,  оборудования  и инвентаря  для  развития  детей  дошкольного  возраста  в  соответствии  с  возрастными и индивидуальными особенностями  детей,  охраны и укрепления их здоровья.

Для эффективной реализации Программы в детском саду созданы следующие материально-технические условия:

Групповые ячейки;

Совмещенный спортивный и музыкальный зал;

Медицинский блок;

Пищеблок;

Прачечная;

Кабинет педагога-психолога;

Кабинет учителя-логопеда.        

В составе каждой групповой ячейки находится:

1.   Приемная    -  предназначена  для  приема  детей  и  хранения  верхней  одежды.  Приемные оборудованы  шкафами  для  верхней  одежды  детей  и  персонала.  Шкафы  для  одежды  и  обуви оборудованы  индивидуальными  ячейками  -  полками  для  головных  уборов  и  крючками  для верхней  одежды.  Каждая  индивидуальная  ячейка  маркируется.  В  приемных  предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. Также  в  приемной  расположены  информационные  уголки  для  родителей.

2.   Групповая  -  предназначена  для  проведения  игр,  занятий  и  приема  пищи.  В  групповых установлены  столы  и  стулья  по  числу  детей  в группах.  Стулья  и  столы  одной  группы  мебели  и промаркированы.  Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена  мебелью  для  размещения  игрового  развивающего  материала  и  для  организации различных видов деятельности детей. Также в групповых находятся магнитные доски. Игрушки отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции. В группах оборудовано место с зеркалом для выполнения логопедических упражнений (стол, стул, зеркало, полки для методических и наглядных пособий).

3.   Спальня  -  предназначена  для  организации  дневного  сна  детей.  В  спальнях  расставлены кровати.  Дети  обеспечены  индивидуальными  постельными  принадлежностями, предметами  личной  гигиены.  Постельное  белье  маркируется  индивидуально  для каждого ребенка.

4.   Буфетная  -  предназначена  для  подготовки  готовых  блюд  к  раздаче  и  мытья  столовой посуды.

5.   В  умывальной  комнате установлены   раковины  с  подводкой горячей и холодной воды для детей. В умывальной установлен душевой поддон, раковина для персонала, шкаф для уборочного инвентаря. В туалетных кабинках для детей 3-7 лет установлены детские унитазы.

Детская мебель и оборудование для помещений  изготовлены  из  материалов,  безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Оснащение музыкального зала.

Музыкальный зал занимает отдельное помещение и предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей. В музыкальном зале в достаточном  количестве  имеются  качественные  музыкальные  игрушки,  инструменты, дидактические  пособия.  Представленное  наличие  театральных  костюмов  и  атрибутов  позволяет организовывать  различные  виды  музыкально-художественной  деятельности.  Техническое оборудование  музыкального  зала  соответствует  современным  требованиям:  музыкальный  зал оснащен  электронным  пианино,  музыкальным  центром,  проектором.  

Оснащение спортивного зала.

Спортивный  зал  детского  сада  совмещен с музыкальным залом и  предназначен  для проведения  утренней  гимнастики,  физкультурных  занятий,  праздников,  физкультурных  досугов, соревнований.  Оборудование  спортивного  зала  включает  -  комплекс  детских  тренажеров,  в наличии имеются батуты, а также разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей.

Отделка  всех  помещений  детского  сада  соответствует  санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Оснащение кабинета учителя-логопеда.

 В МБДОУ №52 г.Канска  имеется кабинет учителя-логопеда. Кабинет предназначен для организации работы специалиста по коррекции речевых нарушений у воспитанников. Кабинет оснащен всем необходимым: детские столы и стулья; настенная доска; зеркало; шкаф и полки для хранения методической литературы и дидактического материала. В кабинете в достаточном количестве имеются дидактический раздаточный и демонстрационный материал, игры и пособия для осуществления коррекционной помощи воспитанникам.

Оснащение кабинета педагога-психолога.

Кабинет предназначен для осуществления психологической консультативной и коррекционной помощи всем участникам образовательных отношений. В кабинете в достаточном количестве имеются дидактический раздаточный и демонстрационный материал, игры и пособия для осуществления коррекционной помощи воспитанникам.

Оснащение медицинского блока.

В  состав  медицинского  блока  входят  -  медицинский  кабинет,  процедурная,    изолятор, туалетная комната. Кабинет на высоком уровне оснащен необходимым оборудованием.

Оснащение пищеблока.

Пищеблок  детского  сада  представляет  собой  набор  производственных  и  складских помещений,  оборудован  необходимым  технологическим,  холодильным  и  моечным оборудованием.  Технологическое  оборудование,  инвентарь,  посуда,  тара  изготовлены  из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь  имеет маркировку,  что  позволяет  исключит  возможность  контакта  пищевого  сырья  и  готовых  к употреблению продуктов.

Оснащение прачечной.

Прачечная  включает  в  себя  помещения  для  стирки  и  глажения  белья.  Техническое обеспечение прачечной находится на высоком уровне. Прачечная имеет два раздельных входа для сдачи грязного и получения чистого белья.

Территория детского сада включает 12 прогулочных участков для детей. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой  прогулочной  площадки  установлены  крытые  веранды.  Прогулочные  площадки оборудованы  малыми  игровыми  формами  в  соответствии  с  возрастом:  песочницами,  горками, лесенками, домиками, и др., оснащены  спортивными  сооружениями  для  лазания,  метания, прыжков и др.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.

Оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как  совместной  деятельности  взрослого  и  воспитанников,  так  и  самостоятельной  деятельности  воспитанников  не  только  в  рамках организованной  образовательной  деятельности  по  освоению  Программы,  но  и  при  проведении  режимных  моментов.  

Методическое обеспечение образовательного процесса обеспечивает достижение  целей  и  планируемых  результатов  освоения  адаптированной образовательной  программы.  Методическое обеспечение включает в себя:

- методические пособия для педагогов по направлениям развития детей в возрасте от 3 до 7 лет (по образовательным областям),

- методические рекомендации для педагогов по планированию образовательного процесса на разных ступенях обучения;

- методические рекомендации для педагогов по организации жизни детей на разных ступенях обучения;

- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям развития и по ступеням обучения;

- комплекты дидактических и демонстрационных материалов,

- электронные образовательные ресурсы,

- детскую художественную литературу.

Направления

развития детей

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия и оборудование

Социально-коммуникативное развитие.

Дополнительно по индивидуальной программе (психолог, воспитатели)

Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в  деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс/Под ред.   О.Л. Зверевой. М., 2004.

Губанова Н.Ф  Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика-Синтез,  2015.-128с..

Данилина Т. В мире детских эмоций // Пособие для практических  работников ДОУ.М. Айрис – пресс, 2004.

Дружные ребята / РС. Буре и др. М.: Просвещение, 2002.

Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой  деятельности. М.: Айрис-пресс, 2004

О.Н.Саранская Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» Москва 2013

Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» занятия, игры. Москва «АРКТИ», 2001.

Ганичева И.В.Телесно-ориентированные подходы в работе с детьми к психокоррекционной и развивающей работе. ООО Национальный книжный центр. 2014.

Иванова Е.В. Мищенко Г.В.Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ. ООО Национальный книжный центр

Москва.2017.

Широкова Г.А. «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.

Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» характер, коммуникабельность. Ярославль  «Академия развития», 1997.

Л.А.Мартыненко Коммуникативная компетентность дошкольников

Сборник игр и упражнений. ООО Национальный книжный центр

Москва. 2016.

С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Аркти. Москва. 2006.

Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с  детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.  Стеркина, М.Д. Маханева. М.: 000 «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего возраста: Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. М.: Просвещение, 2005.

Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шорыгина ТА. Картины на правила пожарной безопасности детей 5—8 лет. М.: Сфера, 2005.

Н.Д.Денисова Комплект по диагностике эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. Волгоград  2011.

Схематические карточки  эмоций.

Фото эмоциональных состояний.

Семаго М.М. «Эмоциональные лица».

Комплект сюжетных картинок  по развитию эмоциональной отзывчивости (самоизготовление).

  • Комплект сюжетных картинок «Объясни почему» на регуляцию поведенческих проявлений.

Игры на коррекцию эмоциональной сферы: «Волшебный лес», «За что меня любит папа, мама, сестра…», рисование на тему: «Волшебный лес», «Неопределенные фигуры», «Тропинка», «Угадай кто Я»,

«Мое имя», «Как меня зовут», «Рисование самого себя», «Что я люблю», «Комплименты», «Я дарю тебе», «Похвалилки», «Подари карточку», «Как можно пожалеть», «Как можно поздороваться», сказка «Что это за птица», «Разыгрывание ситуаций»,

Речевое развитие и мелкая моторика.

Дополнительно по индивидуальной программе (логопед, воспитатели).

Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. М: Сфера, 2013.

Развитие речи детей 5 – 7 лет. -3-е изд.,дополн./ Под ред. О..Ушаковой. М.:ТЦ Сфера, 2017.- 272с.- (Развиваем речь)

Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. Творческий центр. «Сфера». М. 2010

Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений/ О. С. Ушакова., Е.М.Струнина. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС,2013.-287С.- (Пособие для педагогов дошкольных учреждений)

Агранович З. Е.  Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Гридчина Н. Речевые пятиминутки. Издательство: Каро,  2007

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Максаков А.И.  Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Носенко Н. П. Развитие речи детей в ДОУ.  М.: Центр педагогического образования,.2009.

Филимонова О. Развитие словаря дошкольника в игре. Издательство: Детство-Пресс, 2007.

Парамонова Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. СПб.: КАРО, 2008.

Чистякова И. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольника. СПб.: КАРО, 2005.

Шербакова Ю.В., Зубанова С.Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Глобус, 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.  М.: ТЦ Сфера, 2009.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. СПб.: >ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей. М.: «Гном-Пресс», 2007.

Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Н.А. Федосова Рабочая тетрадь №2 «Я готовлюсь к письму» (Мои первые буквы), М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.

Подборка пальчиковых игр (интернет источник).

Рисование и  штриховка с помощью трафаретов: «Геометрические фигуры», «Транспорт», «Насекомые», «Одежда» и др.

«Рисование по точкам».

Прописи Н.А. Федосова «Готовлюсь к письму», графические диктанты. «Дорисуй вторую половину», «Раскраски с значками-подсказками» и др. Е.А. Юрченко.

Графические упражнения С.И. Карповой, В.В. Мамаевой.

«Зеркальное рисование» Т.П. Трясорукова.

Лепка с использованием формочек и набора для лепки.

Металлический конструктор, конструктор «Лего».

Вырезание по контуру и из геометрических фигур.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 18. Одежда. Обувь. Головные уборы. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 16. Мебель. Посуда. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 13.Профессии. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 17. Игрушки. Школьные принадлежности. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 45. Формирование представлений о себе и своем теле.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 11. Защитники отечества. Покорители космоса. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов. Домашние животные., их детеныши. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов. Домашние животные., их детеныши. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 13.Первоцветы, полевые, луговые, садовые цветы. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

 Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 1. (5-7 лет) СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 2. (5-7 лет) СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Сатеева Е.В. Читаем слоги. Перекидные странички. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

 Логопедические зонды, шпатели.  Тренажеры для развития воздушной струи.

 Звуковые дорожки на автоматизацию изолированного произношения звуков  Р, Рь, Л.

 Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков Р, Рь, Л.. (Н.В.Нищева «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.)

Звуковые улитки, лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков Р, Рь, Л.

И.Л.Лебедева. Большая логопедическая игротека. Звук Р. Выпуск 47. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Н.В. Нищева Тетрадь – тренажер для автоматизации и дифференциации звуков Р, Рь. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2016.

Н.В. Нищева Тетрадь – тренажер для автоматизации и дифференциации звуков Л, Ль, Й СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2016.

 Игры по развитию фонематического слуха и обучению звуко- буквенному анализу (см. индивид. маршрут).

Н.В. Нищева Тетрадь – тренажер для автоматизации и дифференциации звуков Р, Рь. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2016.

Н.В. Нищева Тетрадь – тренажер для автоматизации и дифференциации звуков Л, Ль, Й СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2016.

Н.В. Нищева Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2012.

 Пособия по обучению грамоте: касса букв, набор  символов звуков, схемы слов и предложений.

Схемы для составления описательных рассказов.

 Мнемотаблицы для запоминания текстов (самоизготовление).

Схемы предлогов. Сюжетные картинки для отработки предлогов в предложениях (самоизготовление).

Магнитная доска.

ИКТ: презентации по коррекции лексико-грамматических категорий, аудиозаписи.

Познавательное

развитие.

Дополнительно по индивидуальной программе  (психолог).

По общеобразовательной программе ДОУ.

Жукова. О.Г Логика. Математика. М.: АРКТИ, 2008

Конструирование: Сборник практических материалов для ДОУ к  программе «Развитие». М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (Вместе с детьми).

Кайе В.А. Занятие по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2008.        

Николаева С.Н. «Юный эколог». Система  работы в  подготовительной к школе группе. М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (Вместе с детьми).

Серия «Мир животных» 1996г. «Белфаксиздат групп».

Т.Г.Богданова,О.И.Варламова Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. Москва. 2016 г.

А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова Практический психолог в детском саду Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012.

Н.В. Нижегородцева, В. Д.Шадриков Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Владос, 2001.

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Экспресс-диагностика в детском саду. Генезис 2008.

Т.Г.Богданова, О.И.Варламова Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. Москва 2016

С.Е. Гаврина Рабочая тетрадь «30 занятий для успешной подготовке к школе» Часть 1. Киров «ВЯТКА», 2013.

Подборка игр на формирование представлений о явлениях природы и временных года: пазлы «Времена года», «Мир животных».

Обучающее пособия: «Мой календарь», «Режим дня». Заполнение «Календаря природы».

Игры на воображение: «Дорисуй картинку», «Преврати фигуру в предмет».

С. М. Забрамная Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию».

Графические диктанты (самоизготовление), игры «Образец и правило», «Рисунок по клеточкам: яблоко, слива, зонтик».

Кинезиологические упражнения Сиротюк А.Л.:

«Обзывалки», «Доброе животное», «Передай мяч» (Кряжева Н.Л.), «Тух – тиби - дух»,«Рубка дров»(Фопель К.), «Кричалки-шепталки-молчалки», «Разговор с руками» (Шевцова И.В.), «Слепой танец».

Рисунок «Школа».

Правила школьной жизни.

 Для чего ходят в школу?

(самоизгогтовление).

Физическое развитие

Борисова  М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3—7 лет. ФГОС. М. Мозаика- Синтез, 2015.  

Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Пензулаева Л. И. Мозаика-Синтез,  2014 . Галицына Н. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ. М.: Скрепторий,2004.

Глушкова Г. «Физическое воспитание в семье и дома». М.: Школьная пресса. – 2005.

Кириллова. Ю. «Физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе». Спб. Детство-Пресс, 2006.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка.М. АРКТИ. 2000.

Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. М: ТЦ СФЕРА, 2009.

Рунова М. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-синтез,2004.

Буницкая П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.Просвещение. 1990.

Галицына Н. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ. М.: Скрепторий,2004.

Глушкова Г. «Физическое воспитание в семье и дома». М.: Школьная пресса. – 2005.

Кириллова. Ю. «Физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе». Спб. Детство-Пресс, 2006.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка.М. АРКТИ. 2000.

Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. М: ТЦ СФЕРА, 2009.

Рунова М. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-синтез,2004.

Буницкая П.П. , Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.М. Просвещение. 1990.

Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Методическое пособие. Береги  здоровье.  Демонстрационный материал. Изд. Карапуз-Дидактика, 2012.

Мир в картинках. Спортивный инвентарь. М: Мозаика-Синтез, 2011.

Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС. Э. Я. Степаненкова. Мозаика-Синтез, 2015 г.

Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. ФГОС. Пензулаева Л. И. Мозаика-Синтез,  2015 г.

Спортивный инвентарь: мячи, разного размера,  обручи, мешочки с песком, скакалки, кегли, шведская стенка, гимнастические скамейки, гимнастические палки, конусы,  набивные мячи, мешочки с песком, плетеные веревки, мягкие модули, деревянные кольца, инвентарь и игрушки для эстафет, аудиозаписи мелодий для утренней зарядки и эстафет.

Художественно-эстетическое развитие

Дополнительно по индивидуальной программе  (музыкальный руководитель).

По программе ДОУ:

Рисование с детьми 6-7 лет. Колдина Д.Н., М: Мозаика-синтез, 2011.

Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Колдина Д.Н., М: Мозаика-синтез, 2011.

Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В., М: Сфера, 2013.

Знакомим дошкольников с народной культурой. Чебан А.Я., М: Сфера, 2013.

Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М: Сфера, 2011.

Пластилиновая живопись. Яковлева Т.Н., М: Сфера, 2010.

Лето красное – прекрасное! Методические рекомендации. Чусовская А.Н., М: Сфера, 2013.

Изобразительная  деятельность  в  детском  саду.  Подготовительная к школе  группа.  ФГОС.  Т.  Комарова.  Мозаика- Синтез, 2015 г.  

Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. ФГОС. Куцакова Л.В. Мозаика- Синтез, 2015 г.  

Тарасова  К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста. М.: Центр Гармония, 2002.

К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко Программа развития музыкальности у детей седьмого года жизни «Гармония» М.: Центр Гармония, 2004.

Н.В. Нищева Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2014.

Наглядно- дидактичекое пособие «Силуэтная аппликация для детей 6-7 лет», Изд. Скрипторий, 2012.

Наглядно-дидактичекое пособие «Аппликация в детском саду. Овощи, фрукты, грибы», Изд. Скрипторий, 2012.

Наглядно-дидактичекое пособие «Аппликация в детском саду. Животные, птицы, насекомые», Изд. Скрипторий, 2012.

Наглядно-дидактичекое пособие «Аппликация в детском саду. Цветы», Изд. Скрипторий, 2012.

Картины русских художников. Репродукции и описание. М: Айрис-Пресс, 2011.

Деткие писатели. Комплект портретов.

Композиторы. Комплект портретов.

Микляева Н.В Комментированное рисование в детском саду. Методическое пособие. М: Сфера, 2011.

Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. М: Сфера, 2010.

К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан   «Система музыкального репертуара» М.: Центр Гармония, 2005.

К.В. Тарасова, Т.В. Раздел «Музыкальная игра - драматизация» М.: Центр Гармония, 2004.

К.В. Тарасова Раздел «Пение» М.: Центр Гармония 2005.

Н.В. Нестеренко Раздел «Музыкальное движение» М.: Центр  Гармония, 2004.

Т.Г. Рубан, К.В. Тарасова Раздел «Слушание музыки» М.: Центр  Гармония, 2004.

К.В. Тарасова, М.А. Трубникова Программа развития музыкальности у детей седьмого года жизни. Раздел  «Игра на музыкальных инструментах» М.: Центр Гармония, 2003.

С. Мерзлякова «Театрализованные игры» М.: Обруч, 2012.

Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева Логопедические распевки (на автоматизацию сонорных звуков). СПб. «ДЕТСТВО_ПРЕСС» 2007.

Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» + СD диск. Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013.

Подборка музыкально-методических игр по развитию музыкального слуха и ритма (самоизготовление)

Подборка  игр по развитию фонематического восприятия (самоизготовление).

Подборка упражнений на развитие танцевально- ритмических движений.

Подборка игр-перевоплощений под музыку.

«Музыкальное лото».

Музыкальные инструменты: синтезатор, бубны, ксилофон, маракасы, бубны, барабаны, металлофон, трещотки, флейта.

Костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности.

Магнитофон, микрофон.

3.3. Режим  дня

Режим работы групп комбинированной направленности для детей с нарушением речи: пятидневная рабочая неделя; 12-часовое пребывание детей (с 7.00 до 19.00); выходные  дни  -  суббота,  воскресенье  и  праздничные  дни,  установленные законодательством Российской Федерации. В каникулярное время планируется совместная и самостоятельная детская деятельность.

6 лет

Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями, осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.00-8.40

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды, завтрак

8.30-8.50

Самостоятельная деятельность детей

8.50-9.00

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми, коррекционные занятия со специалистами

9.00-11.10

2-й завтрак

10.00

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

11.10-12.20

Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания

12.20-12.30

Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; сон

13.00-15.00

Постепенный подъём: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные процедуры

15.00-15.10

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение к общепринятым нормам коммуникации, дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность; индивидуальная работа по рекомендациям специалистов

15.15-16.25

Подготовка к полднику: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный полдник

16.30-16.50

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование.

Игры, самостоятельная деятельность, уход домой: индивидуальный контакт с родителями

17.40-19.00

3.4. Распределение образовательной нагрузки

Раздел

Кол-во занятий

Ответственный

Познавательное развитие

РЭМП

1

Воспитатели

Подготовка к обучению грамоте

2

Воспитатели

Речевое развитие

Развитие речи

2

Воспитатели

Физическое развитие

Физкультура

3

Инструктор по физической культуре

Художественно-эстетическое

Развитие музыкальности

2

Музыкальный руководитель

Изо-деятельность

(рисование, лепка/аппликация)

2

Воспитатели

Вариативная часть

Индивидуальная работа

Коррекционные занятия по развитию речи

3

Учитель-логопед

Коррекционные занятия с педагогом психологом

2

Педагог- психолог

всего

17

3.5. Расписание индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий со специалистами.

Специалист

Занятия

Логопед

Среда 9.00 – 9.30 (подгрупповое)

Пятница 9.00 – 9.30 (подгрупповое)

Музыкальный руководитель

Вторник 10.10 – 10.40 (групповое)

Четверг 15.10 – 15.40 (групповое)

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы комбинированной направленности направлена на:

  • реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;
  • реализацию адаптированной образовательной программы  сопровождения детей с ОНР;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, для этого в каждой возрастной группе созданы физкультурно-оздоровительные центры и уголки релаксации, уединения.

Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (песок, вода, бумага, камни, природный материал, глина и т.д.);
  • двигательную активность (развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах);
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей (творческие мастерские).

Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям ребенку не требуется.

Для всех воспитанников ДОУ (в том числе для детей с ОВЗ) доступны все помещения ДОУ, где осуществляется образовательный процесс (кабинет логопеда, кабинет психолога,  музыкально - спортивный зал). Предметно-пространственная среда ДОУ и ее составляющие элементы соответствуют требованиям безопасности. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная.

IV Дополнительный раздел

Адаптированная образовательная программа разработана для Минакова Ульяна Евгеньевна, 16.05. 2012 г.р. Решением территориальной ПМПК от 21.05.2018 года, протокол №51 подтвержден статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендовано  организация воспитания и обучения по адаптированной образовательной программе с учетом психофизических особенностей ребенка с ОНР III уровня.

Адаптированная образовательная программа разработана  в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию и с учетом рекомендаций специалистов ПМПК. При разработке АОП использовались образовательная программа дошкольного образования «Развитие» (под ред. А.И.Булычевой) и Примерная адаптированная основная образовательная программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (Н.В.Нищева)

Программой предусматривается разностороннее развитие ребенка с ОВЗ, коррекция недостатков в его речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности в условиях группы комбинированной направленности.

Программа  включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие), а также содержание коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога, расписание индивидуальных и групповых занятий.

Взаимодействие с семьями воспитанников направлено на решение следующих задач:

1.Оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную психолого -педагогическую помощь в семейном воспитании детей, в том числе, по вопросам инклюзивного образования.

2.Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей через организацию индивидуального консультирования,  совместной работы по выстраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушением речи старшей группы компенсирующего вида

Пояснительная записка Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отриц...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением речи https://32troick.tvoysadik.ru/sveden/education

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением  речи https://32troick.tvoysadik.ru/sveden/educatio...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушениями речи) ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТ (2-3 ГОДА)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станда...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями речи на 2019- 2020 год

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями речи на 2019- 2020 год...

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Адаптированной Образовательной Программы для детей с нарушением речи в ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Адаптированной Образовательной Программы для детей нарушением речи в ДОУ....