Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Космос"
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Применение и использование речевых и дидактических игр по теме космос с детьми дошкольного возраста в детском саду и дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения

по лексической теме: «Космические дали!»

Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет.

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.

Р/игра «Скажи наоборот»

Задачи: учить детей подбирать антонимы, слова с противоположным значением: далёкий — близкий

тесный - ..., большой - ..., улетать - ..., высокий - ..., взлетать - ..., известный, включать, тёмный, подниматься, яркий и т.д.

Р/игра «Сосчитай-ка»

Задачи: развивать грамматический строй речи, согласование существительн. с числительным

Один большой метеорит, два больших метеорита, пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, одна быстрая ракета, один опытный космонавт, одна далёкая планета и т.д.

Р/игра «Составь предложение»

Задачи: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание

Ход: предложить детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами и построить правильное предложение

 

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с, комета, неба, хвостатая.

Д/игра «Собери слово»

Задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления

Д/игра «Портрет пришельца»

    1вариант: рисуем портрет пришельцев, которые живут на другой планете. Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем, что получилось, может пришелец с другой планеты? Дорисуем детали, вот и портрет пришельца!

2вариант: возьмём лист бумаги и поставим на нём несколько клякс, возьмём трубочку и раздуем кляксы в разные стороны. Дорисуем элементы, у кого кто получился.

Д/игра «Космические пазлы»

    Нарисуйте несколько космических рисунков с планетами, космическими кораблями, космонавтами, или используйте готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники и разрезаем. Кто быстрее соберет?

Р/игра «Что лишнее»

Солнце, Луна, лампа. Звезда, планета, ракета.

Прилуниться, припозднится, приземлиться.

Р/игра «Собери предложение»

Луна, это, Земля, спутник.        

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.        

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

Р/игра «Скажи наоборот»

Далеко- близко, высоко – низко.

Улететь, взлететь, темно, ярко, тесно - …

Где какой? На Земле – земной. На Луне – лунный. На солнце - солнечный.

Р/игра «Один – много» 

Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (космонавт – космонавты – космонавтов) и т.д.

Р/игра «Сосчитай» с мячом

Согласование числительных с существительными

Задачи: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с числительными, вырабатывать речевое дыхание

1 вариант: дети сидят кружком (если их двое, трое и т.д.),

2 вариант: ребёнок сидит напротив педагога, взрослый придумывает космическое слово, например, ракета и кидает мяч ребёнку.

В 1-м варианте: первый ребёнок говорит: одна ракета, второй – две ракеты, третий – три ракеты, следующий – пять ракет и т.д.

Во 2-м варианте: 

педагог кидает мяч ребёнку, называя слово (ракета одна, а две?) ребёнок ловит мяч, а затем передаёт, откидывая мяч обратно, называя, две ракеты. Далее: три? Ребёнок: …ракеты, педагог: пять?.. Ребёнок: … ракет и т.п.

Слова: ракета, космонавт, звезда, планета, (млечный) путь, скафандр, любое название планеты Луна, Меркурий, Марс, Венера, Солнце и т.д.

Р/игра «Ракета и космонавт»

Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.

Для этой игры можно нарисовать или распечатать картинки ракеты, звезды, космонавта, привязанного к ракете.

Задачи: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов на, с, в, из

Оборудование: взрослый размещает на фланелеграфе планеты, звёзды и ракету, к которой привязан космонавт.

Ход: объяснить детям, что ракета будет совершать разные действия, а они будут рассказывать, где находится ракета. Сначала педагог выполняет различные действия с ракетой, а дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги, затем сами совершают действия и комментируя их, выделяя предлоги.

Вариант: когда ребёнок совершает действия с ракетой и космонавтом, взрослый может назвать неправильно предлоги, а ребёнок должен исправить. Получается шуточная игра.

Р/игра «Исправь ошибки»        

Задачи: развитие слухового внимания, памяти, мышления

Ход:

Космонавт продает мебель.

Шофер приготовился к полёту на Марс.

Почтальон продаёт газеты в киоске.

В парикмахерской подстригает людей медсестра.

Портниха покрасила окна.

Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.

С детьми проводит занятие кассир.

Р/игра «Чего не стало?»

Задачи: развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением планет и ракет.

Ход: расположить на магнитной доске 5-6 картинок, предложить внимательно посмотреть, назвать и запомнить предметы, закрыть глаза. Убрать одну из картинок. Дети открывают глаза и должны назвать, чего не стало.

Р/игра «Подбери признак»

Задачи: формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Согласование существительного с прилагательным.

Ход: предложить внимательно посмотреть на картинку и ответь на вопрос:

космонавт (какой?), ракета (какая?), небо (какое?), звезды (какие?)

Р/игра «Передай мяч»

Задачи: учить образовывать однокоренные слов от заданного слова

Ход: дети сидят в кружочке, ведущий называет слово и передаёт мяч другому, тот называет однокоренное слово и передаёт следующему. Кто не может подобрать слово, выбывает из круга.

Слова: воздух, взлёт, звёзды, луна и т.п.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Презентация к дидактическим играм и упражнениям по лексической теме «Продукты питания»

1. Д/и «Какой, какая, какие».2. Д/и «Назови по образцу».3. Д/и «Один – много»....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам "Овощи.Фрукты"

Дидактические игры и упражнения, проведенные в рамках лексической темы "Овощи и фрукты", которая проводилась  летом в качестве повторения,  представлены в виде небольшого фотоотчет...

Интересные дидактические игры и упражнения по лексическим темам (4-7 лет).

Дидактические игры и упражнения  ориентируют педагога  в объеме информации, которую должен усвоить ребенок в ходе изучаемой лексической темы (4-7 лет)....