Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Зинченко Светлана Ивановна

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odezhda_obuv_golovnye_ubory_no1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Задание. Рекомендуется:

   обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

   объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом — панаму, босоножки, шорты?»;

   совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

   закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).

Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? — Моя.

Это чьи перчатки? — Мои.  

Это чей шарф? — Мой.

Это чье пальто? — Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям: моя — шапка ...;

мой — шарф ...;

мои — сапоги ... .

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...

Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 9. Дидактическая игра «Один — много» (употребление множественного числа существительных): перчатка — ...; носок — ....шарф — шарфы; шапка — ...;

Задание 10. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка — шапочка; сапоги — ...; пальто — ...; куртка — ...; кепка — ... .

Задание 11.  Дидактическая игра   «Подбери признак». 

Кофта (какая?) — красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная ... .

Сапоги (какие?) — коричневы, новые, резиновые, красивые ... .

Шарф (какой?) — ....

Пальто (какое?) — .

Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):

сапоги из резины — резиновые сапоги;

шапка из шерсти — шерстяная;

перчатки из кожи — кожаные... .

Задание  13.  Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли.

Задание  14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)

Большой – маленький,

Чистый – грязный,

Детский – взрослый,

Короткий – длинный,

Сухой – мокрый.

Задание 16. Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными): одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки ... пять шапок; одно пальто, два пальто ... пять пальто.

Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

Задание 13.  Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Загадки по теме «Одежда, обувь»

Задание 1. Прочитать и выучить стихотворение.

Дождик, дождик — кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

©Меня часто зовут, ожидаются, А приду — от меня укрываются.

(Дождь)

© Из-под крыши крыша под дождик вышла.

(Зонт)

© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью — под кроватью.                 (Туфли)

© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят         (Перчатки)

© Если дождик, мы не тужим — бойко шлепаем по лужам

Будет солнышко сиять — нам под вешалкой стоять          (Сапоги)

© Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу — соскочу, привечу.   

                                                                             (Шапка)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Четвертый лишний.

3 картинки с изображением одежды, 1 — с обувью.

3 картинки с изображением обуви, 1 — одежды.

3 картинки с верхней одеждой, 1 — с нижним бельем.

3 картинки с нижним бельем, 1 — с верхней одеждой.

3 платья с аппликацией, 1 — без нее.

3 платья гладких, 1 — с вышивкой.

3 платья одноцветных, 1 — в клеточку.

3 платья нарядных, 1 — без отделок.

3 юбки на лямках, 1 — без них.

3 юбки длинные, 1 — короткая.

3 юбки в складку, 1 — прямая.

3 фартука с карманами, 1 — без карманов.

3 платья летних, 1 — зимнее.

3 платья детских, 1 — взрослое.

3 взрослых платья, 1 — детское.

3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое

3 зимних пальто, 1 — плащ.

3 летних пальто, 1 — шуба.

Кофта, куртка, свитер и юбка.

3 детали одежды, 1 — платье.

Панама, шапка, шляпа и платок.

Сапоги, ботинки, валенки и тапочки.

3 вида обуви на каблуке, 1 — без каблука.

3 вида детских туфель, 1 — взрослые.

3вида обуви зимней, 1 — летней.

3детей обутых, 1 — босиком.

3детей без обуви, 1 — обутый.

3детей в головных уборах, 1 — без головного убора.

3детей в меховых шапках, 1 — в панаме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...

«Дидактические игры и упражнения как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым необхо...

Статья «Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста». Выполнила

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...

Домашние задания по лексической теме «Зимующие птицы» для детей старшей логопедической группы

Домашние задания по лексической теме «Зимующие птицы» для детей старшей логопедической группы...