Главные вкладки

    «Дидактические игры и упражнения как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
    статья

    Перова Галина Валентиновна

    Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребенок уже умеет делать.

    Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приемов мышления и, в еще большей мере, степенью их оформления в систему.

     Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому их развитие является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Поэтому в этом возрасте необходимо уделять больше времени развитию у детей мыслительных операций, что сейчас наиболее актуально.

    И здесь на первый план выходят дидактические игры, задачи и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Так как игра для детей есть самая свободная, самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.

    Дидактические игры занимают важное место в развитии мышления человека, так как значительно ускоряют процесс мыслительных операций, а также являются важнейшим средством их формирования.

    Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных.

    Для ребят старшего дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

    Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Все вышесказанное предопределило выбор темы самообразования и

    цели исследования

    - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр и упражнений в развитии логического мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

    Для достижения указанной цели были поставлены 

    Задачи:

    1. Изучить особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста, выявить его основные критерии и показатели.

    2. Раскрыть сущность и содержание дидактической игры как вида деятельности и показать её влияние на развитие логического мышления.

    3. Определить уровень сформированности мыслительных операций у детей 5-6 лет;

    4. Подобрать и составить перспективный план совершенствования мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, проверить его результативность.

    В ходе теоретического изучения проблемы развития мышления у дошкольников была выдвинута гипотеза .

     процесс развития логического мышления старших дошкольников будет успешнее если:

    1. на всех этапах педагогического процесса включать дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, использовать творческие задания, организовывать мыслительную деятельность детей;

    2. модернизировать предметно-развивающую среду группы (создать «Центр занимательной математики»);

    3. проводить педагогическое просвещение родителей по теме исследования.

    Для ее подтверждения была организована и проведена исследовательская работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

    На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Диагностика проводилась на основании методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Был определен уровень овладения процессом классификации (по цвету и форме); умение обобщать; овладение операцией сравнения.

    По результатам исследования, мы видим что группа находилась на среднем уровне развития. Результаты констатирующего этапа позволили нам выявить пробелы в знаниях детей, наметить цель, задачи  и план работы, включающий учебную деятельность, совместную деятельность воспитателя с детьми, самостоятельную деятельность детей.

    Работа с детьми строилась в соответствии с уровнем сформированности логического мышления.

    С детьми, были проведены занятия и дидактические игры развивающего и обучающего характера, на закрепление и углубление знаний, а так же индивидуальная работа.

    Специфика предлагаемых игр такова, что в большинстве случаев в одну и ту же игру можно играть много раз и это детям не надоедает, так как меняются (варьируются) исходные данные. Каждое повторение игры включает элементы новизны и решаемая в процессе игры задача меняется. Дидактические игры планировались и проводились во всех трех блоках воспитательно-образовательного процесса (учебная, совместная, самостоятельная деятельность). Используемые игры заинтересовали тех детей, у которых на констатирующем этапе был выявлен низкий уровень. Дети проявляли активность.

    При первом знакомстве с дидактическими играми, играли в том порядке, в каком они расположены, так как порядок их расположения следует принципу - от простого к сложному. 

     

    Для поддержания интереса мною были подобраны игры с художественным словом, красочными иллюстрациями. Для стимулирования коллективных игр использовали магнитные доски, фланелеграф, наборы фигур, схемы, по мере освоения детьми игр, вводили боле сложные.

     

    После овладения детьми процессом классификации, процессом обобщения и процессом сравнения, разработаны игры с комплексными заданиями, в которых требуется ориентировка одновременно на несколько признаков: внимание и наблюдательность, сравнение предметов, классификация – вариант игры «Магазин».

    В течение учебного года я замечала, что используемые дидактические игры очень заинтересовали детей. Наибольшую активность стали проявлять те дети, у которых в начале года был низкий уровень. С огромным удовольствием дети играли в игры на составление фигур-силуэтов  используя все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Игры со счетными палочками  «Монгольскую игру», «Колумбово яйцо». «Сложи квадрат» (по методике Б.П.Никитина) . Детям было нужно передвигать части, чтобы получился квадрат.

    Обучая воспитанников в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Работа с детьми проводилась в системе. На основе практических действий воспитанники осваивали процессы классификации, сравнения, обобщения, овладевали логическими операциями мышления.

    Используя разные формы организации обучения воспитанников, способствовали реализации принципа дифференцированного обучения т.есть предлагали задания разного уровня сложности.

    Сообщая на каждом занятии новые знания, я опиралась на раннее усвоенные знания, поддерживая интерес воспитанников к процессу обучения.

    Используя в своей деятельности личностно-ориентированную модель воспитания, я руководствовалась в работе с воспитанниками принципом сотрудничества и партнерства.

    Согласно перспективному плану на протяжении года в группе проводили занятия, направленные на формирование логических операций мышления посредством дидактических игр и упражнений, применяла игры как часть занятия. Продолжительность игровой части занятий – от 4 до 10 минут.

    Как итог проделанной работы был проведен «Конкурс интеллектуалов») и итоговое занятие «Полет на Неизведанную планету»

    С целью привития интереса к дидактической игре, в группе была создана и оснащена зона «Занимательной математики»

    В этом центре самим детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру и играть индивидуально, с другими детьми, небольшой подгруппой, с воспитателем. Игры, возникшие по инициативе детей, способствуют развитию интереса к игре, качеств и свойств личности ребенка, необходимых для развития логических структур мышления. У детей воспитывается потребность занимать свое свободное время математическими играми, требующими интеллектуального усилия.

    Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликались на предложение поиграть в математические игры, самостоятельно выбирали их в уголке математики.

    Руководство деятельностью со стороны воспитателя направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

    Для успешной работы была проделана работа с родителями. Родителям, во время индивидуальных бесед, консультаций было предложено организовывать совместные математические игры с детьми, приведены примеры логических задач и упражнений, способствующих развитию логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста. Так же родители приглашались на занятия по формированию элементарных математических представлений, на которых знакомились с занимательным математическим материалом, помогающим развитию логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных, поисковых и практических действий, развитию самостоятельности.

    Для родителей были предложены консультации «Давайте поиграем», «Формирование логического мышления в обучении детейматематике», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», где описаны некоторые игры, головоломки и логические упражнения, даются конкретные рекомендации по руководству ими, описаны способы их изготовления.

    Во время индивидуальных бесед с родителями напоминала о необходимости последовательного усложнения требований с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Через такие консультации я стремилась вызвать у родителей желание самим изготовить игры, для организации досуга детей дома.

    В мае контрольном был выявлен результат проведенной работы.

    Он показал, что благодаря систематическому использованию дидактических игр и упражнений на занятиях, в режиме дня, самостоятельной деятельности я добилась достаточно высоких показателей развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

    По сравнению с началом года, процент детей с высоким уровнем формирования операции «Классификация», увеличился на 17%, процент детей со средним уровнем остался прежним, с низким уменьшился на 12%.

    Уровнем сформированности операции «Обобщение» увеличилось на 15 % - это дети, которые перешли со среднего уровня, 10% детей с низкого уровня перешли на средний уровень.

    В разделе «Сравнение», количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%, со средним уровнем – на 5%, с низким уровнем уменьшилось на 15%.

     Данные мониторинга приводят к выводу, что необходимо и в дальнейшем совершенствовать развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.

    (представлены в виде диаграммы 

    Итоговый мониторинг показал, что использование дидактических игр и упражнений на занятиях, в самостоятельной и совместной с детьми деятельности благоприятно повлияло на умственное развитие детей. У детей группы в целом повысился уровень формирования логических операций мышления. Однако не все дети достигли высокого уровня развития.

    Игровая форма обучения оказала большое влияние на развитие жизненной активности, организаторских, коммуникативных и других не менее важных качеств личности, а самое главное повысили уровень развития логического мышления.

    Необходимо, чтобы дидактические игры применялись в работе с детьми систематически и целенаправленно. А формирование мыслительных операций должно продолжаться под руководством педагога. Если будут выполняться эти условия, то дидактическая игра будет эффективно влиять не только на развитие логического мышления детей, но и мышление в целом.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Дидактические игры и упражнения как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

    Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребенок уже умеет делать.

    Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приемов мышления и, в еще большей мере, степенью их оформления в систему.

     Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому их развитие является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Поэтому в этом возрасте необходимо уделять больше времени развитию у детей мыслительных операций, что сейчас наиболее актуально.

    И здесь на первый план выходят дидактические игры, задачи и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Так как игра для детей есть самая свободная, самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.

    Дидактические игры занимают важное место в развитии мышления человека, так как значительно ускоряют процесс мыслительных операций, а также являются важнейшим средством их формирования.

    Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных.

    Для ребят старшего дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

    Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Все вышесказанное предопределило выбор темы самообразования и

    цели исследования

    - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр и упражнений в развитии логического мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

    Для достижения указанной цели были поставлены 

    Задачи:

    1. Изучить особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста, выявить его основные критерии и показатели.

    2. Раскрыть сущность и содержание дидактической игры как вида деятельности и показать её влияние на развитие логического мышления.

    3. Определить уровень сформированности мыслительных операций у детей 5-6 лет;

    4. Подобрать и составить перспективный план совершенствования мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, проверить его результативность.

    В ходе теоретического изучения проблемы развития мышления у дошкольников была выдвинута гипотеза .

     процесс развития логического мышления старших дошкольников будет успешнее если:

    1. на всех этапах педагогического процесса включать дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, использовать творческие задания, организовывать мыслительную деятельность детей;

    2. модернизировать предметно-развивающую среду группы (создать «Центр занимательной математики»);

    3. проводить педагогическое просвещение родителей по теме исследования.

    Для ее подтверждения была организована и проведена исследовательская работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

    На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Диагностика проводилась на основании методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Был определен уровень овладения процессом классификации (по цвету и форме); умение обобщать; овладение операцией сравнения.

    По результатам исследования, мы видим что группа находилась на среднем уровне развития. Результаты констатирующего этапа позволили нам выявить пробелы в знаниях детей, наметить цель, задачи  и план работы, включающий учебную деятельность, совместную деятельность воспитателя с детьми, самостоятельную деятельность детей.

    Работа с детьми строилась в соответствии с уровнем сформированности логического мышления.

    С детьми, были проведены занятия и дидактические игры развивающего и обучающего характера, на закрепление и углубление знаний, а так же индивидуальная работа.

    Специфика предлагаемых игр такова, что в большинстве случаев в одну и ту же игру можно играть много раз и это детям не надоедает, так как меняются (варьируются) исходные данные. Каждое повторение игры включает элементы новизны и решаемая в процессе игры задача меняется. Дидактические игры планировались и проводились во всех трех блоках воспитательно-образовательного процесса (учебная, совместная, самостоятельная деятельность). Используемые игры заинтересовали тех детей, у которых на констатирующем этапе был выявлен низкий уровень. Дети проявляли активность.

    При первом знакомстве с дидактическими играми, играли в том порядке, в каком они расположены, так как порядок их расположения следует принципу - от простого к сложному. 

    Для поддержания интереса мною были подобраны игры с художественным словом, красочными иллюстрациями. Для стимулирования коллективных игр использовали магнитные доски, фланелеграф, наборы фигур, схемы, по мере освоения детьми игр, вводили боле сложные.

    После овладения детьми процессом классификации, процессом обобщения и процессом сравнения, разработаны игры с комплексными заданиями, в которых требуется ориентировка одновременно на несколько признаков: внимание и наблюдательность, сравнение предметов, классификация – вариант игры «Магазин».

    В течение учебного года я замечала, что используемые дидактические игры очень заинтересовали детей. Наибольшую активность стали проявлять те дети, у которых в начале года был низкий уровень. С огромным удовольствием дети играли в игры на составление фигур-силуэтов  используя все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Игры со счетными палочками  «Монгольскую игру», «Колумбово яйцо». «Сложи квадрат» (по методике Б.П.Никитина) . Детям было нужно передвигать части, чтобы получился квадрат.

    Обучая воспитанников в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Работа с детьми проводилась в системе. На основе практических действий воспитанники осваивали процессы классификации, сравнения, обобщения, овладевали логическими операциями мышления.

    Используя разные формы организации обучения воспитанников, способствовали реализации принципа дифференцированного обучения т.есть предлагали задания разного уровня сложности.

    Сообщая на каждом занятии новые знания, я опиралась на раннее усвоенные знания, поддерживая интерес воспитанников к процессу обучения.

    Используя в своей деятельности личностно-ориентированную модель воспитания, я руководствовалась в работе с воспитанниками принципом сотрудничества и партнерства.

    Согласно перспективному плану на протяжении года в группе проводили занятия, направленные на формирование логических операций мышления посредством дидактических игр и упражнений, применяла игры как часть занятия. Продолжительность игровой части занятий – от 4 до 10 минут.

    Как итог проделанной работы был проведен «Конкурс интеллектуалов») и итоговое занятие «Полет на Неизведанную планету»

    С целью привития интереса к дидактической игре, в группе была создана и оснащена зона «Занимательной математики»

    В этом центре самим детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру и играть индивидуально, с другими детьми, небольшой подгруппой, с воспитателем. Игры, возникшие по инициативе детей, способствуют развитию интереса к игре, качеств и свойств личности ребенка, необходимых для развития логических структур мышления. У детей воспитывается потребность занимать свое свободное время математическими играми, требующими интеллектуального усилия.

    Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликались на предложение поиграть в математические игры, самостоятельно выбирали их в уголке математики.

    Руководство деятельностью со стороны воспитателя направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

    Для успешной работы была проделана работа с родителями. Родителям, во время индивидуальных бесед, консультаций было предложено организовывать совместные математические игры с детьми, приведены примеры логических задач и упражнений, способствующих развитию логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста. Так же родители приглашались на занятия по формированию элементарных математических представлений, на которых знакомились с занимательным математическим материалом, помогающим развитию логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных, поисковых и практических действий, развитию самостоятельности.

    Для родителей были предложены консультации «Давайте поиграем», «Формирование логического мышления в обучении детейматематике», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», где описаны некоторые игры, головоломки и логические упражнения, даются конкретные рекомендации по руководству ими, описаны способы их изготовления.

    Во время индивидуальных бесед с родителями напоминала о необходимости последовательного усложнения требований с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Через такие консультации я стремилась вызвать у родителей желание самим изготовить игры, для организации досуга детей дома.

    В мае контрольном был выявлен результат проведенной работы.

    Он показал, что благодаря систематическому использованию дидактических игр и упражнений на занятиях, в режиме дня, самостоятельной деятельности я добилась достаточно высоких показателей развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

    По сравнению с началом года, процент детей с высоким уровнем формирования операции «Классификация», увеличился на 17%, процент детей со средним уровнем остался прежним, с низким уменьшился на 12%.

    Уровнем сформированности операции «Обобщение» увеличилось на 15 % - это дети, которые перешли со среднего уровня, 10% детей с низкого уровня перешли на средний уровень.

    В разделе «Сравнение», количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%, со средним уровнем – на 5%, с низким уровнем уменьшилось на 15%.

     Данные мониторинга приводят к выводу, что необходимо и в дальнейшем совершенствовать развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.

    (представлены в виде диаграммы 

    Итоговый мониторинг показал, что использование дидактических игр и упражнений на занятиях, в самостоятельной и совместной с детьми деятельности благоприятно повлияло на умственное развитие детей. У детей группы в целом повысился уровень формирования логических операций мышления. Однако не все дети достигли высокого уровня развития.

    Игровая форма обучения оказала большое влияние на развитие жизненной активности, организаторских, коммуникативных и других не менее важных качеств личности, а самое главное повысили уровень развития логического мышления.

    Необходимо, чтобы дидактические игры применялись в работе с детьми систематически и целенаправленно. А формирование мыслительных операций должно продолжаться под руководством педагога. Если будут выполняться эти условия, то дидактическая игра будет эффективно влиять не только на развитие логического мышления детей, но и мышление в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дид...

    Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

    стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

    Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

    Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

    ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

    Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

    Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

    "Развивающие игры, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

    В статье рассмотрена тема развивающих игр как средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Авторы отмечают, что развитие логического мышления ребёнка дошкольного возрас...

    Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

    Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...