Главные вкладки

    Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
    материал (старшая группа)

    Галимова Эльмира Гаусетдиновна

    Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Уважаемые родители! Приглашаю Вас  на мастер-класс  «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».  

                                  Семинар – практикум для родителей

     «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

                                                                          Педагог психолог  Галимова Э.Г.

    Пояснительная записка.

    Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математического образования в РФ.

    В своем Послании Федеральному собранию президент Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что математическая компетентность является элементом общей культуры, функциональной грамотности человека. Математическая компетентность станет одним из основных показателей интеллектуального уровня человека, неотъемлемым элементом культуры и воспитанности.

    Цель Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности. Понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из словаря воспитателей, учителей, родителей, школьников и общества в целом.

    Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом.

         На протяжении посещения ребёнком последних лет детского сада, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной. Учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении детского сада к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в проведении семинаров-практикумов с родителями. Семинар-практикум содержит материал, который интересует родителей и предоставляет им информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в мир знаний. С одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично  участвовать в этом процессе из-за того, что не знают как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

         Действительно и, к большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе?   Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется  творческий потенциал.

    Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в семье, и сделать их активными участниками образовательного процесса; чтобы выполнить социальный заказ родителей, как организовывать математические игры  с детьми в семье, и было разработано  данное  мероприятие с родителями - семинар – практикум «развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье». Эта форма была выбрана не случайно. Семинар - практикум позволяет не только сформировать у родителей представления о логическом мышлении детей, но и выработать единую стратегию с родителями  по развитию логического мышления  детей, познакомить их с некоторыми методами и приемами организации досуговой деятельности в семье, помочь освоить некоторые способы ее организации, предоставить возможность применить полученные знания в практической деятельности.

          В ДОУ некоторые дети испытывают затруднения в освоении ООП по разделу «Познавательное развитие. ФЭМП». Поэтому для просвещения родителей этих воспитанников по вопросам организации игровой деятельности математического содержания с детьми в семье и организовали    данный семинар, который  разработан с учетом требований ФГОС ДО, в соответствии с Положением учреждения о взаимодействии с родителями (законными представителями).

       При определении содержания семинара я учитывала требования ООП к организации познавательной  деятельности с детьми в старшей и подготовительной группы, руководствовалась концепциями развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, методическими рекомендациями Колесниковой Е.В. по организации математического обучения детей, изучила опыт коллег в профессиональных педагогических сообществах в сети интернет: http://kladraz.ru/podgotovka-k-shkole/igry-na-razvitie-logicheskogo-myshlenija-dlja-detei-6-7-let-v-detskom-sadu.html; http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/podgotovka-reb-nka-k-shkole/matematicheskie-igry-dlja-detei-6-7-let-v-detskom-sadu.html

    Что такое логическое мышление? Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов.

    Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

    Что же такое логическое мышление? Логическое мышление – это прежде всего способность рассуждать. Мы иногда удивляемся, почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? Как правило, такие задатки определяются генетически. Но даже если это ребенку не дано от родителей в полной мере, мышление можно развить. Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

    - Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

         Логические игры для детей, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Логические игры незаменимы для развития детей школьного и дошкольного возрастов. Все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, это математика, геометрия.

            Развивать своё логическое мышление  ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. И вот здесь невозможно переоценить участие родителей в образовательном процессе. Вы даже не представляете какими интересными и полезными могут быть совместные вечера с детьми в семье, если вы предложите своему ребенку:  

    - помочь маме по рецепту подготовить тесто для пирога, когда необходимо взвешивать муку и сахар, отсчитать определенное количество яиц и т.д.

     - по дороге в детский сад или домой рассматривать деревья и сравнивать их по толщине, высоте;

    - когда он готовится порисовать, сравнить карандаши по длине, толщине  и рассказать о результатах, употребляя такие слова как длинный – короче-короткий, толстый- тоньше- тонкий;  

    -  рассказать о том, что находится слева от него и справа, впереди  и  сзади;

    - попросите ребенка отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра;

    - показать ту цифру, которая обозначает количество предметов, выложенных на столе или количество пуговиц на кофточке и т.п.;

    - беседуйте с ребенком о том, что происходило в прошлом, о том, что планируете делать в будущем, побуждайте его употреблять слова: вчера, сегодня, завтра, называть дни недели, месяцы.

    -  ежедневно называйте день недели, текущий месяц.

           Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживать и развивать интерес к математике. Приобщение детей дошкольного возраста к математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач.

    Чтобы познакомить вас с тем, как можно организовать игровую деятельность с ребенком в семье

    Предлагаю вам провести с детьми «Разминка для ума». (в семейном кругу)

     Кто быстрее ответит на «загадки - шутки»,  тот получает флажок.(любую киндер игрушку, кто больше соберет) Будьте внимательны. (Ведущий задаёт вопросы, а участники отвечают, тот кто первый и правильно ответит получает флажок).

    1.Из-за забора видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев за забором? (два)

    2.На берёзе созрели три яблока, а на дубе два. Сколько яблок созрело? (нисколько, потому, что ни на берёзе, ни на дубе яблоки не растут)

    3.Огурец разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (два)

    4.Шли поросята. Один впереди двух, один между двух, один позади двух. Сколько шло поросят? (три)

    5.Какое число задумал зайчик, если оно на один больше, и на один меньше 8. (7).

    6.У стены стояли кадушки, в каждой было по лягушке, если было 7 кадушек, сколько было в ней лягушек? (7)

    7.Сколько в пустом стаканчике земляничек? (0)

    8.Назовите часть суток, которую я не назову. Слушайте внимательно:

    Утро, день, ночь (вечер)

    9.Назовите время года, которое я не назову:

    Осень, зима, лето (весна)

    10.Назовите день недели, который я пропустила:

    Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье (четверг)

    11.Назовите лишнее слово в ряду:

    Один, два, круг, три, четыре, пять (круг)

    12.Назовите лишнее слово в ряду:

    Плюс, минус, пятница, равно, не равно (пятница)

      Игра  Никитина "Сложи квадрат".( из листа подготовить квадраты и разрезать по рисунку)Цель: способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления детей дошкольного возраста, конверты с игрой «Сложи квадрат». Собираем квадраты Никитина. Делаем игру сами! МК

     Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата.

    Детям нужно из карточек  «Сложи квадрат» собрать квадрат второго уровня сложности. (Конверт с квадратом-образцом отдаём с  первой степени сложности для детей с низким уровнем развития) – нужно  из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат  (конверт с третьим вариантом сложности для детей с высоким уровнем развития, а остальным средний уровень сложности)

    Родителям все детали необходимо вырезать, перевернуть на лицевую сторону, а детям  сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Для детей с низким уровнем предлагаю конверт с квадратами первым  уровня (1 -3 детали), а для высокого уровня усложнённый третий уровень (4-7 деталей.)

    Игра-конструктор «Колумбово яйцо».Цель: способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/29/i.jpg

    Во время игры   части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу и  в составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора. Игра имеет четыре уровня сложности.

    Первый уровень «Бабочка» «Ракета» (для детей с низким уровнем развития),

     https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/29/i1.jpg

    второй уровень  «Заяц» «Рыбка» (для детей в двух командах)

    http://razvitiedetei.info/wp-content/uploads/2016/08/tangram-11.jpg

    Третий уровень «Сова»,   «Ёлка»ааа

    http://razvitiedetei.info/wp-content/uploads/2016/08/tangram-2.jpg

    А для родителей четвёртый уровень сложности.

    Уважаемые родители! Интересно ли Вам было играть с вашими детьми? Что нового о своем ребенке вы узнали? Будете ли Вы использовать полученные сегодня знания при организации семейного досуга?

    И мы надеемся, что данный практический материал вы будете использовать во время организации досуга с детьми

                                                   Памятка для родителей

    Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок был хорошо подготовлен к школе, играйте с ним в логические игры.

    В какие игры нужно играть с детьми, чтобы развивать логику ребенка?

    Важная роль в развитии логического мышления отводится математическим играм.

    Математика в повседневной домашней жизни вторгается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют.

    Их можно включать в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

    Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются игры в форме загадок и загадок-шуток, занимательных заданий.

    В такие игры вы можете играть с ребенком в любое время: утром по дороге в детский сад, в автобусе, дома перед сном, гуляя в парке и в лесу и т.д.

    Примеры игр:

    Посмотри вокруг

    Что бывает прямоугольной формы?

    Что бывает круглое?

    Что бывает треугольное?

    Игры дома:

    Можно между делами вовлекать ребенка в следующие игровые упражнения.

    Который по счету?

    На полке стоят игрушки. Кто стоит первым? Третьим?

    Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй справа? Кто самый высокий?

    Кто самый низкий? Если мы их повернем так, чтобы они смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым?

    Занимательные вопросы

    •        У какой фигуры нет ни начала, ни конца? ( у круга)

    •        Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (нельзя, улетит)

    •        Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.(одна девочка должна взять яблоко вместе с корзиной)

    •        . Какой год продолжается всего один день? (Новый год)

    Игра «Сходства и различия». Игра развивает воображение, логическое и ассоциативное мышление, речь. Необходимо найти не меньше пяти сходств и различий разных понятий, например: молоко – вода (), самолет – поезд, стул – стол, и т.д.

    Из всего многообразия головоломок наиболее применимы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками (можно использовать спички без серы, зубочистки).

    1)        Выложи фигуру, как у меня «Переложи две палочки так, чтобы образовалось 5 равных квадратов» Выложи такую фигуру.

    2)        Убери две палочки, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата.

    3)        Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки так, чтобы получился флажок

    4)         Из 10 палочек выложи 2 квадрата

    Задания, которые вы даете детям, необходимо усложнять.

    В ходе выполнения заданий дети овладевают умением на основе обдумывания предполагать решение, проверять его практически, искать новые пути, обосновывать их.

    Для развития логического мышления очень полезно иметь дома головоломки, например, игры «Танграм», «Монгольская игра», «Квадраты Никитина», «Блоки Дьенеша, «Математический планшет», Палочки Кьюзенера.

    Помните! Что все совместные игры, упражнения, задания не только стимулируют умственные способности вашего ребенка, но и способствуют установлению положительного взаимодействия взрослых и детей друг с другом.

    Играйте с детьми в математические игры, которые развивают логическое мышление!     Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дид...

    Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

    стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

    Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

    Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

    ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

    «Дидактические игры и упражнения как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

    Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым необхо...

    Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

    Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

    "Развивающие игры, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

    В статье рассмотрена тема развивающих игр как средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Авторы отмечают, что развитие логического мышления ребёнка дошкольного возрас...