Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные дидактические игры и упражнения
в режиме дня для развития словаря детей
старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В последнее время все больший процент занимают дети с общим недоразвитие речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словаря не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.
Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.
Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.
Проанализировав опыт работы, научную и методическую литературу мы написали и реализовали проект «Словесные дидактические игры для развития словаря детей с ОНР» цель которого выяснить, действительно ли словесные дидактические игры и упражнения при систематическом и комплексном использовании будут способствовать развитию словаря детей с ОНР. Хотим поделиться нашим опытом.
В рамках проекта был составлен комплекс специально подобранных словесных игр и упражнений.
В ходе реализации мы столкнулись с некоторыми трудностями. Несмотря на значимость игр и упражнений в развитии ребенка, у многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и их использования в коррекционно-педагогическом процессе. В результате чего применение игр и упражнений ограничено. Поэтому была проведена дополнительная работа с воспитателями в форме семинаров-практикумов по расширению знаний о дидактических играх и их организации, консультаций по теме «Применения словесные дидактические игры и упражнения в коррекционно-педагогическом процессе», мастер-класс по изготовлению.
Существуют большие возможности использования словесных дидактических игр и упражнений как воспитателю, так и логопеду.
Логопед, в основном, проводил со всей группой детей на занятиях. Дидактические игры давались детям с определенным содержанием и правилами. Они в основном были направлены на расширение представлений о предметах, их качествах. В этих играх и упражнениях у детей не только обогащался словарь, но и развивалось внимание, память логическое мышление. Дидактическая игра, таким образом, становилась незаменимым средством преодоления различных трудностей у детей с ОНР.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений и должен владеть приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. В режиме дня ребенка примерно 7 часов занимают бытовые процессы. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, которые создаются при этом, становятся основой для чувственной базы речи. В процессе реализации проекта воспитатели, заранее продумав организацию работе, все ситуации, связанные с выполнением режима дня, использовали как основу для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения.
И еще один момент: работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имел возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь.
Дидактические игры и упражнения, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, поэтому было важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно их проводить. Решая этот вопрос, воспитатели, прежде всего, устанавливали степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. Самый благоприятный период – это после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры и упражнения, а также интересно поиграть в уже знакомые.
Подчеркнем, что не вся словарная работа осуществлялась воспитателем; он, как правило, ограничивается лишь обиходно-бытовой лексикой. Словарная работа проводилась на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Для оценки результативности проекта была проведена диагностическая работа. Выявлено, что у детей, с которыми был реализован проект показатель развития словаря выше, чем у группы, с которой дидактические игры и упражнения не проводились
констатирующий этап
контрольный этап
Таким образом, использование словесных дидактических игр и упражнений способствуют развитию словаря детей и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Данное направление работы актуально и для детей с нормальным речевым развитием, так как и у них отмечаются трудности с овладением словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-603271-1433340205.jpg)
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-923801-1494512603.jpg)
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, с недостаточным словарным з...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-136550-1549142899.jpg)
Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...
Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа на тему "Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста". Содержит теоретическую и практическую части....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/04/picture-1237461-1601821959.jpg)
Статья «Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста». Выполнила
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...
Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-984569-1515409557.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.Материал подготовила Меркулова Елена Анатольевна - воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорож...