Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.
Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений
Первые реформы русского языка связаны с именем М. В. Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры людей, «которые красоту языка знают и наблюдают». Можно назвать много отечественных просветителей, которые боролись за чистоту родного языка. Это и Д.И. Фонвизин и автор учебников по риторике А.Ф. Мерзляков и профессор Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский. И, наконец, XIX век – период величайшего расцвета русской литературы и русского языка.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детям относятся народные игры: «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. в них много веселых шуток, юмора и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Система дидактических игр для детских садов впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко оценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Современную систему дидактических игр создала Е.И. Тихеева, разработала ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.
Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина и другие.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Речевое развитие должно проводиться с учётом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребёнка является игра. Всё, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребёнком.
Дидактическая игра и лексические упражнения развивают словарь детей: обогащают его новыми словами, закрепляют, уточняют и активизируют словарь, помогают устранить из речи детей нелитературных слов.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни.
К старшему дошкольному возрасту дети, овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.
Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников разняться между собой. По словам Д.Б.Эльконина различия в словаре " более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития".
Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря.
В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением ( сильный - слабый, стоять - бежать), со сходным значением ( прыгать - скакать) ; использовать слова, обозначающие материалы ( дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.
Усиливается работа над смысловой стороной слова, усвоение детьми выразительных средств языка.
Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.
В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий (облака плывут медленно).
Проводится непосредственно образовательная деятельность по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов.
Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем - с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:
- подбор антонима к заданному слову;
- отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;
- договаривание предложения с антонимами;
- составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов.
Большие возможности открываются в старшем дошкольном возрасте для работы над синонимами. Знаток русского слова Л.В.Успенский советовал родителям и педагогам с "малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова : вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. Он подберет, а вы с ним разберите: что удачно, что - нет и почему именно".
Сегодня принято выделять четыре основные задачи по развитию словаря:
1) обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;
2) закрепление и уточнение словаря;
3) активизация словаря;
4) устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Для этого необходимо научить детей различать предметы по их существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением человека, животных, игрушек и т. д.
Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Более ощутимых результатов можно добиться, при использовании в работе дидактических игр и лексических упражнений.
Развивая лексический запас, воспитатель знакомит детей с анонимами и синонимами, формирует понимание и умение употреблять обобщающие понятия, развивает умение сравнивать предметы, соотносить целое и части.
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми. Но эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей педагог ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Кроме того, она предложила систему словарных упражнений для детей дошкольного возраста. Целью этих упражнений она считала расширение лексикона и речевых навыков: подбор эпитетов к слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, набор слов с оттенками значений, подбор пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных предложений, определение составных частей целого, а также упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, составление предложения с несколькими заданными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов. Нетрудно заметить даже по этому перечислению влияние названных выше упражнений на характер и содержание работы со словом.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Работа над развитием словаря детей с помощью дидактических игр и лексических упражнений, является одной из ведущих задач в развитии речи дошкольников.
Игра издавна используется для воспитания и обучения. Народная педагогика применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В играх различной направленности лучше видны возможности ребенка, его непосредственность и быстрота реакции.
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию
Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми.
В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Развитию словаря способствуют разнообразные словесные игры. В методике развития речи повсеместно используются дидактические игры, направленные на решение основных задач развития речи детей: обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие навыков монологической и диалогической речи. Значит, дидактическая игра является одним из средств развития речи детей дошкольного возраста.
Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.
В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. Роль водящего обычно выполняет воспитатель, детям это трудно.
Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали.
Руководство дидактическими играми: в старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.
Во многих дидактических играх для старших дошкольников, как и в подвижных играх, имеются элементы соревнования: кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Иногда это вызывает у детей излишнее возбуждение, азарт. Не следует допускать этого. Нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры, вызывать желание хорошо выполнить задание и ни в коем случае не допускать насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы, дать ему возможность исправить ошибку, в другой раз отгадать загадку. Надо научить детей радоваться успехам товарища, приучить их справедливо разрешать споры, которые нередко возникают в игре.
В старшей группе необходимо расширять запас слов за счёт:
-названий предметов, качеств, действий: упражнения: «Кто как голос подаёт?», «Скажи какой», «Кто что делает?»;
- активизации словаря;
- употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов; «Скажи какой»;
- формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный - слабый, быстрый - медленный, стоять - бежать), например, упражнение «Скажи наоборот»;
- формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый - радостный, прыгать - скакать и др.): упражнение «Скажи по-другому»;
- использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.): игра «Из чего сделано»;
- осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.
В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляют глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой).
Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, даётся их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц - скачет, мчится, несётся; лошадь - бежит, скачет; лиса - крадётся, гонится.
Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Наоборот» и др.
Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Хотелось бы предложить вашему вниманию несколько видов игр:
Игры на расширение словаря
Дидактическая игра "Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
друг - враг
день - ночь
Игры на развитие активной речи
Дидактическая игра «Закончи фразу»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. 1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники...
3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).Лес густой, а иногда... (редкий).
4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
Дидактическая игра:
- Объясни, как ты понимаешь эти выражения:
Дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
— Как сказать по-другому:
Злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
— Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель: употребление сложноподчиненных предложений.
Ход игры: воспитатель предлагает детям закончить предложение:
Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.
Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.
Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.
Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.
Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.
Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес.. Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собак.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Ночью темно, а днем....
Ты ешь ртом, а слушаешь...
Утром мы завтракаем, а днем...
Птица летает, а змея...
Дидактическая игра «Все наоборот»
Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Игры на развитие грамматического строя речи
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Дидактическая игра «Назови какие»
Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.
Ход игры:
Логопед предлагает сапоги из резины — резиновые сапоги; шапка из шерсти — шерстяная; перчатки из кожи — кожаные.
Дидактическая игра «Большой- маленький» с мячом
Воспитатель называет предмет кидает мяч ребенку. В ответ, ребенок называет предмет в уменьшительно-ласкательной форме и возвращает мяч.
Дом- домик
Слон- слоник
Стол- столик
Дидактическая игра «Чей детеныш?» с мячом
Воспитатель называет детеныша, ребенок кидает мяч и говорит его маму.
Волчонок- волчица
Жеребенок- лошадь
Лексические упражнения для обогащения словаря старших дошкольников
Лексическое упражнение «Отгадки-загадки»
Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Серый, маленький, колючий…
Лексическое упражнение «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко.
Собака грызет кость.
Корова жует сено.
Курица клюет зерно. И т.д.
Лексическое упражнение «Слова-неприятели»
Упражнять в подборе слов-антонимов.
День – ночь
Утро -…
Друг — …
Добро — …
Смеяться — …
4.Лексическое упражнение «Новые слова»
У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги — длинноногий
У сороки белый бок – белобокая….
Лексическое упражнение «Закончи предложение»
Миша пошел гулять (когда?)…
Мише стало грустно (отчего?)…
Миша обрадовался (когда?)…
Лексическое упражнение «На что похоже?»
Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Лексическое упражнение «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар — варит, печет, жарит; врач — лечит, ставит градусник, осматривает и т. д.
Лексическое упражнение «Кто это делает?» (подбор существительных):
водит машину — шофер; водит поезда — машинист; метет улицу — дворник.
Лексическое упражнение «Чем это делают?» (подбор существительных): пишут— ручкой, карандашом; рисуют — углем, кисточкой, карандашом.
Лексическое упражнение «Подбери определение»
яблоко — спелое, сочное, румяное; полотенце — белое, длинное, чистое, махровое.
Лексическое упражнение «Дай общее название»
Диван, стол, шкаф – это мебель;
Тарелка, супница, чашка – это…
Кроссовки, кеды, валенки -….
Лексическое упражнение «Назови целое».
Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей).
Колеса, кабина, кузов….. – машина (грузовик);
Воротничок, рукова, пуговицы…. – рубашка;
Крышка, носик, ручка…. – чайник
По такому же принципу можно организовать и игру «Назови части»
Лексическое упражнение «Кто подберет больше слов» на звук….. (М, П, Р)
Лексическое упражнение « Я знаю 5 имен, птиц, растений, овощей….»
Лексическое упражнение «Кто где живет»
Волк живет в логове;
Медведь – в берлоге;
Лисица – в норе….
Лексическое упражнение «Кто что ест»
Медведь ест малину, мед, рыбу…
Курица клюет зерно, щиплет траву…
Лексическое упражнение «Придумай рифму»
Палка – галка:
Стол – котел;
Кошка – матрешка…
Лексическое упражнение «Кто как передвигается»
Лошадь скачет…;
Птица летает….;
Заяц бегает, прыгает..
Лексическое упражнение «Назови детеныша»
У курицы – цыпленок;
У львицы львенок и т. д.
Богатый словарь – признак высокого развития речи, а, значит, дает возможность ребенку легко и полноценно общаться, развиваться, грамотно строить свою речь. Хотелось бы порекомендовать всем педагогам детского сада обратить пристальное внимание на эту проблему, используя в работе дидактические игры и лексические упражнения, помогая тем самым детям расширить словарь. Закрепить полученные в детском саду знания и еще более улучшить словарь своего ребенка могут и родители, играя в словесные игры во время прогулок, привлекая ребенка к выполнению посильной домашней работы или интересно проводя семейный досуг. Совместные усилия родителей и педагогов обязательно принесут желанный успех.
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития словаря у детей ещё и потому, что их можно рекомендовать родителям для использования в домашних условиях, так как они легки в организации и часто не требуют специальных условий для проведения, они очень интересны, занимательны и придумать их можно вместе с детьми великое множество.
Желаем творчества и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»
Работая с детьми старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации
В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.
Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она играет важную роль в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное пере...
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера и при таком быстром ритме жизни, мы, взрослые, педагоги должны уделять пристальное внимание речев...
Статья "Загадки как одно из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста"
Одним из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются загадки. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно с...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В пособии представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов, цель которых – развит...