Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Шакирова Гульнара Ягъфаровна

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На  сегодняшний  день – образная,  богатая  синонимами,  дополнениями  и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи  дошкольников – очень  сложное  дело.  Необходимо  научить  детей  связно, последовательно,  грамматически  правильно  излагать  свои  мысли,  рассказывать  о различных событиях из окружающей жизни. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи  детей,  о  ее  чистоте  и  правильности,  предупреждая  и  исправляя  различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

В связи с этим передо мной встал вопрос  создания  оптимальных  педагогических  условий  для  полноценного речевого развития детей, что предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; развитие словаря детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений.

        Результаты проведенного исследования позволили выявить у детей следующие трудности.

Характерные для детей с низким уровнем речевого развития

  1. Недостаточные умения строить словосочетания;
  2. Неумение отбирать слова;
  3. Неумение правильно сочетать слова;
  4. Недостаточные умения точно и полно выражать свои мысли;
  5. Недостаточные умения пользоваться словами, близкими по смыслу (синонимами) и словами, противоположными по смыслу (антонимами);
  6. Недостаточно сформировано внимание к содержательной стороне слова, его семантике.
  7. В малой степени сформирована точность словоупотребления;
  8. Недостаточно сформирован активный словарь.

Характерные для детей со средним уровнем речевого развития

  1. Недостаточное умение правильно сочетать слова;
  2. Недостаточные умения точно и полно выражать свои мысли;
  3. Недостаточные умения пользоваться словами, близкими по смыслу (синонимами) и словами, противоположными по смыслу (антонимами);
  4. В малой степени сформирована точность словоупотребления;
  5. Недостаточно сформирован активный словарь.

Характерные для детей с высоким уровнем речевого развития

Дети умеют правильно сочетать слова, точно и полно выражать свои мысли, пользоваться словами, близкими (синонимами) и противоположными (антонимами) по смыслу; у детей сформировано внимание к содержательной стороне слова, точность словоупотребления.

        Исходя из результатов исследования и выявленных трудностей в словаре детей, были подобраны дидактические игры и лексические упражнения, представленные в рамках направлений работы по развитию и коррекции словаря в соответствии с полученными уровнями речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

        Практический материал позволяет в игровой форме осуществлять работу по следующим направлениям развития словаря:

  1. Расширение объема словаря.
  2. Уточнение значения слова.
  3. Развитие структуры значения слова.
  4. Формирование семантических полей и лексической системности.
  5. Расширение связей между словами в лексиконе.

        Дидактические игры и лексические упражнения для детей с низким уровнем лексического развития, направленные на:

  1. Умение правильно сочетать слова.
  2. Умение пользоваться словами, близкими (синонимами) и противоположными (антонимами) по смыслу.
  3. Формирование точности словоупотребления и расширение активного словаря.

        «Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

 «Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

 «Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

 «Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

 «Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

Игра «Два из трех»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Сделай наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Подбери пару»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

        Дидактические игры и лексические упражнения для детей со средним уровнем лексического развития, направленные на:

  1. Формирование семантических полей.
  2. Умение пользоваться словами, близкими (синонимами) и противоположными (антонимами) по смыслу.
  3. Расширение активного словаря.

        «Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

 «Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

Игра «Закончи предложение»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Сделай наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Сравнение»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Свободные ассоциации»

Цель. Формирование семантических полей.

Игра «Подбери пару»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Пантомима»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

Игра «Придумай словосочетание»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов, развитие связной речи.

        Дидактические игры и лексические упражнения для детей с высоким уровнем лексического развития, направленные на:

  1. Формирование семантических полей.
  2. Расширение словаря синонимов и антонимов.
  3. Развитие связной речи.

        «Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

 «Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Игра «Придумай предложение»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов, развитие связной речи.

Игра «Придумай предложение»

(вариант №2)

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Закончи предложение»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Пантомима»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей.

Игра «Бывает не бывает»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Пара к паре»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Два из трех»

(антонимы)

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Исправь ошибку»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Подбери пару»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она играет важную роль в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное пере...

Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"...

Проект по развитию речи Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря

Проект по развитию речиДидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря...