Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
презентация к уроку по теме
Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
Слайд 1
Визитная карточка участника конкурса «Лесенка успеха 2013»
Бескрайний лес и неба ширь –
Это Кузбасс, это Сибирь.
Здесь родилась студёною зимой.
Сейчас Вам расскажу,
Прошла я путь какой.
Росла, ходила в садик,
Любила рисовать.
Ещё любила с детками
Соседскими играть.
Я им читала книжки,
Учила их писать,
Мечтала воспитателем
Я хорошим стать.
Промчались детства годы,
Уж школа позади,
И я стою пред выбором
Дальнейшего пути.
Сказала мама строго:
«Инженером будешь ты!»
И построишь новый город
На востоке страны.
Промелькнули быстро годы,
У меня уже семья.
С мужем строим новый город
И тогда сказала я:
«Быть инженером хорошо,
Но педагогом – лучше.
В детский сад пойду работать,
Пусть меня научат».
Стать воспитателем не просто
Нужно много знать, уметь,
Отвечать на тысячи вопросов
И любую роль сыграть суметь.
Чтобы деток развивать
Нужно многое мне знать:
Нужно знать методику,
Психологию и педагогику.
Я учёбы не боюсь,
За неё опять берусь.
В колледж ездила не зря –
Диплом красный у меня.
Методический свой опыт я
Я в секрете не держу,
И в журнале «Воспитатель»
Все подробно опишу.
Как же деток развивать,
ФГТ не нарушать?
На вопрос простой ответ –
Лучше игры средства нет!
Подводя итог, скажу,
22 года назад
Я пришла работать в детский сад.
И вот перед Вами стою,
И с гордостью говорю,
Что я – воспитатель,
Я деток люблю
И за собой в Страну Знаний веду!
Слайд 2
Моя задача – помочь воспитанниками стать успешными «жителями» Страны знаний.
Тем более что в настоящее время проблема повышения качества образования является актуальной. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Слайд 3
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с низким уровнем развития всех составляющих речевой деятельности (смысловой, звуковой, грамматической). Причины этой тенденции представлены на экране.
Формирование лексической стороны речи имеет исключительное значение в развитии ребенка. Бедность словаря затрудняет взаимоотношения ребенка с другими детьми и взрослыми, негативно влияет на его психическое развитие, отражается на формировании познавательной деятельности. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка.
Поэтому особую значимость приобретает принцип предупредительного подхода именно к детям дошкольного возраста.
Слайд 4
На современном этапе развития педагогической науки отмечается большой интерес к вопросу развития словаря дошкольников. Словарная работа в дошкольном учреждении направлена на расширение лексического запаса, уточнение значений слов, активное употребление их ребенком в речевой практике. Обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и общении.
Слайд 5
Обобщением опыта работы по лексическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста является материал, представленный в методической разработке «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников», цель которой – выявление и научное обоснование эффективности применения дидактических игр и лексических упражнений для совершенствования лексической стороны речи.
Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели вы видите на экране.
Слайд 6
Диагностика лексического развития младших дошкольников в начале учебного года показала, что 60% детей имеют средний уровень развития словаря. Эти дети допускают неточности при употреблении слов, обозначающих предмет, только с помощью взрослого могут выделять признаки и качества предмета, называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, неточно употребляют в речи обобщающие слова.
У 40% детей уровень развития словаря ниже среднего. Эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Следовательно, проблема формирования словаря детей младшего дошкольного возраста является актуальной.
Слайд 7
С учетом Федеральных государственных требований к содержанию и формам работы с детьми, ведущего вида деятельности дошкольников – игровой, считаю применение дидактических игр и лексических упражнений наиболее эффективным методом формирования словаря младших дошкольников.
Развитие компонентов речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, связной речи) и навыков речевого общения реализуется посредством интеграции образовательной области «Коммуникация» по задачам и содержанию со всеми образовательными областями (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).
Слайд 8
Работа по формированию словаря младших дошкольников строилась с учетом принципа индивидуального и дифференцированного подхода к детям, начального уровня их лексического развития и динамики усвоения предлагаемого материала.
Практический материал подбирался в соответствии с лексическими темами и оформлен в виде примерного календарного плана проведения дидактических игр и лексических упражнений.
Игры по формированию словаря дошкольников проводились в подгрупповой и индивидуальной форме, являлись частью непосредственно образовательной деятельности.
Слайд 9
Важным условием развития малышей является использование разнообразных ярких, увлекательных игр, повышающих интерес ребенка к знаниям, а также сочетание в игре умственной задачи с активными действиями самого ребенка. Однако в условиях большой информационной насыщенности обычные речевые игры часто становятся скучными и непривлекательными.
Поэтому помимо хорошо известных и практикуемых в дошкольных учреждениях игр, в работе применялись авторские игры.
Слайд 10
Я старалась, чтобы разработанные игры способствовали повышению внимания, речевой активности, позволяли предоставлять информацию в привлекательной форме, были многофункциональными.
Например, использование пособия «Дикие животные» позволит закрепить представления детей о внешнем виде диких животных, знание основных цветов, активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные», развивать умение подбирать притяжательные прилагательные.
Слайд 11
Возможность использования интернет-ресурсов, позволила изготавливать яркий, привлекающий внимание детей наглядный материал к дидактическим играм. При этом дошколята принимали активное участие в его изготовлении.
К примеру, нами был реализован краткосрочный проект «Любимый сок», продуктом которого стала изготовленная совместно с воспитанниками игра с аналогичным названием.
Слайд 12
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.
Я считаю, что воспитательно-образовательный процесс может быть более успешным, эффективным, при использовании интерактивных технологий в качестве дидактического средства. Поэтому создала авторские анимированные игры.
Включение элементов загадочности (исчезновение или перемещение предмета) повышает занимательность таких игр. В результате активно пополняется словарный запас, развивается воображение, логическое мышление, мелкая моторика рук.
Слайд 13
Игры с использованием элементов анимации делают процесс развития эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку активизировать познавательно-речевую деятельность.
Слайд 14
«У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С.Макаренко
Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от воспитателя создания в группе соответствующей предметной среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного подхода к ребенку.
Мы с коллегами постарались создать в группе обстановку, наиболее полно удовлетворяющую потребность дошкольников в игре и способствующую их гармоничному развитию.
Слайд 15
Основными компонентами предметно-развивающей среды являются центры развития детей, предоставляющие каждому ребенку возможность сосредоточиться на своем занятии, способствующие закреплению знаний детей, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности, развитию детского творчества и экспериментирования.
Слайд 16
Работа над лексическим развитием дошкольников проводилась в сотрудничестве со специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Для последних оформлялся наглядный материал, проводились индивидуальные консультации, открытые занятия. Я постоянно разъясняла родителям, как на развитие ребенка и формирование его речи влияет семейный микроклимат и речевая среда. Предлагала использовать игру как способ передачи ребенку необходимых знаний, привычек, понятий о жизненных правилах и ценностях.
Слайд 17
Анализ показателей диагностики развития словаря детей младшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод, что применение дидактических игр и лексических упражнений с целью лексического развития дошкольников эффективно и дает положительные результаты.
У воспитанников значительно вырос уровень развития словаря, а именно дети могут самостоятельно или с небольшой помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, признаки и свойства предмета, действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, а также подбирать обобщающие слова.
В течение года систематизированной работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста высокий уровень вырос на 60%, средний снизился на 27%, уровень ниже среднего уменьшился на 33%.
Слайд 18
Таким образом, работа, направленная на лексическое развитие, помогает ребенку расширить свой словарный запас, развивает коммуникативные навыки. Следовательно, деятельность, проводимая в рамках темы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников» эффективна.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации
В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.
Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она играет важную роль в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное пере...
Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"
Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"...
Проект по развитию речи Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря
Проект по развитию речиДидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря...
Проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»
Проект по развитию речи«Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»...