Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
презентация к уроку по теме

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Слайд 1

Визитная карточка участника конкурса «Лесенка успеха 2013»

Бескрайний лес и неба ширь –

Это Кузбасс, это Сибирь.

Здесь родилась студёною зимой.

Сейчас Вам расскажу,

Прошла я путь какой.

Росла, ходила в садик,

Любила рисовать.

Ещё любила с детками

Соседскими играть.

Я им читала книжки,

Учила их писать,

Мечтала воспитателем

Я хорошим стать.

Промчались детства годы,

Уж школа позади,

И я стою пред выбором

Дальнейшего пути.

Сказала мама строго:

«Инженером будешь ты!»

И построишь новый город

На востоке страны.

Промелькнули быстро годы,

У меня уже семья.

С мужем строим новый город

И тогда сказала я:

«Быть инженером хорошо,

Но педагогом – лучше.

В детский сад пойду работать,

Пусть меня научат».

Стать воспитателем не просто

Нужно много знать, уметь,

Отвечать на тысячи вопросов

И любую роль сыграть суметь.

Чтобы деток развивать

Нужно многое мне знать:

Нужно знать методику,

Психологию и педагогику.

Я учёбы не боюсь,

За неё опять берусь.

В колледж ездила не зря –

Диплом красный у меня.

Методический свой опыт я

Я в секрете не держу,

И в журнале «Воспитатель»

Все подробно опишу.

Как же деток развивать,

ФГТ не нарушать?

На вопрос простой ответ –

Лучше игры средства нет!

Подводя итог, скажу,

22 года назад

Я пришла работать в детский сад.

И вот перед Вами стою,

И с гордостью говорю,

Что я – воспитатель,

Я деток люблю

И за собой в Страну Знаний веду!

Слайд 2

Моя задача – помочь воспитанниками стать успешными «жителями» Страны знаний.

Тем более что в настоящее время проблема повышения качества образования является актуальной. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

Слайд 3

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с низким уровнем развития всех составляющих речевой деятельности (смысловой, звуковой, грамматической). Причины этой тенденции представлены на экране.

Формирование лексической стороны речи имеет исключительное значение в развитии ребенка. Бедность словаря затрудняет взаимоотношения ребенка с другими детьми и взрослыми, негативно влияет на его психическое развитие, отражается на формировании познавательной деятельности. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка.

Поэтому особую значимость приобретает принцип предупредительного подхода именно к детям дошкольного возраста.

Слайд 4

На современном этапе развития педагогической науки отмечается большой интерес к вопросу развития словаря дошкольников. Словарная работа в дошкольном учреждении направлена на расширение лексического запаса, уточнение значений слов, активное употребление их ребенком в речевой практике. Обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и общении.

Слайд 5

Обобщением опыта работы по лексическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста является материал, представленный в методической разработке «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников», цель которой – выявление и научное обоснование эффективности применения дидактических игр и лексических упражнений для совершенствования лексической стороны речи.

Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели вы видите на экране.

Слайд 6

        Диагностика лексического развития младших дошкольников в начале учебного года показала, что 60% детей имеют средний уровень развития словаря. Эти дети допускают неточности при употреблении слов, обозначающих предмет, только с помощью взрослого могут выделять признаки и качества предмета, называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, неточно употребляют в речи обобщающие слова.

        У 40% детей уровень развития словаря ниже среднего. Эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

 Следовательно, проблема формирования словаря детей младшего дошкольного возраста является актуальной.

Слайд 7

С учетом Федеральных государственных требований к содержанию и формам работы с детьми, ведущего вида деятельности дошкольников – игровой, считаю применение дидактических игр и лексических упражнений наиболее эффективным методом формирования словаря младших дошкольников.

Развитие компонентов речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, связной речи) и навыков речевого общения  реализуется посредством интеграции образовательной области «Коммуникация» по задачам и содержанию со всеми образовательными областями (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).

Слайд 8

Работа по формированию словаря младших дошкольников строилась с учетом принципа индивидуального и дифференцированного подхода к детям, начального уровня их лексического развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Практический материал подбирался в соответствии с лексическими темами и оформлен в виде примерного календарного плана проведения дидактических игр и лексических упражнений.

Игры по формированию словаря дошкольников проводились в подгрупповой и индивидуальной форме, являлись частью непосредственно образовательной деятельности.

Слайд 9

Важным условием развития малышей является использование разнообразных ярких, увлекательных игр, повышающих интерес ребенка к знаниям, а также сочетание в игре умственной задачи с активными действиями самого ребенка. Однако в условиях большой информационной насыщенности обычные речевые игры часто становятся скучными и непривлекательными.

Поэтому помимо хорошо известных и практикуемых в дошкольных учреждениях игр, в работе применялись авторские игры.

Слайд 10

Я старалась, чтобы разработанные игры способствовали повышению внимания, речевой активности, позволяли предоставлять информацию в привлекательной форме, были многофункциональными.

Например, использование пособия «Дикие животные» позволит  закрепить представления детей о внешнем виде диких животных, знание основных цветов, активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные», развивать умение подбирать притяжательные прилагательные.

Слайд 11

Возможность использования интернет-ресурсов, позволила изготавливать яркий, привлекающий внимание детей наглядный материал к дидактическим играм. При этом дошколята принимали активное участие в его изготовлении.

К примеру, нами был реализован краткосрочный проект «Любимый сок», продуктом которого стала изготовленная совместно с воспитанниками игра с аналогичным названием.

Слайд 12

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.

Я считаю, что воспитательно-образовательный процесс может быть более успешным, эффективным, при использовании интерактивных технологий в качестве дидактического средства. Поэтому создала авторские анимированные игры.

Включение элементов загадочности (исчезновение или перемещение предмета) повышает занимательность таких игр. В результате активно пополняется словарный запас, развивается воображение, логическое мышление, мелкая моторика рук.

Слайд 13

Игры с использованием элементов анимации делают процесс развития эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку активизировать познавательно-речевую деятельность.

Слайд 14

«У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С.Макаренко

Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от воспитателя создания в группе соответствующей предметной среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного подхода к ребенку.

Мы с коллегами постарались создать в группе обстановку, наиболее полно удовлетворяющую потребность дошкольников в игре и способствующую их гармоничному развитию.

Слайд 15

Основными компонентами предметно-развивающей среды являются центры развития детей, предоставляющие каждому ребенку возможность сосредоточиться на своем занятии, способствующие закреплению знаний детей, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности, развитию детского творчества и экспериментирования.

Слайд 16

Работа над лексическим развитием дошкольников проводилась в сотрудничестве со специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Для последних оформлялся наглядный материал, проводились индивидуальные консультации, открытые занятия. Я постоянно разъясняла родителям, как на развитие ребенка и формирование его речи влияет семейный микроклимат и речевая среда. Предлагала использовать игру как способ передачи ребенку необходимых знаний, привычек, понятий о жизненных правилах и ценностях.

Слайд 17

Анализ показателей диагностики развития словаря детей младшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод, что применение дидактических игр и лексических упражнений с целью лексического развития дошкольников эффективно и дает положительные результаты.

У воспитанников  значительно вырос уровень развития словаря, а именно дети могут самостоятельно или с небольшой помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, признаки и свойства предмета, действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, а также подбирать обобщающие слова.

В течение года систематизированной работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста высокий уровень вырос на 60%, средний снизился на 27%, уровень ниже среднего уменьшился на 33%.

Слайд 18

Таким образом, работа, направленная на лексическое развитие, помогает ребенку расширить свой словарный запас, развивает коммуникативные навыки. Следовательно, деятельность, проводимая в рамках темы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников» эффективна.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она играет важную роль в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное пере...

Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"...

Проект по развитию речи Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря

Проект по развитию речиДидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря...