Проект по развитию речи Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря
проект по развитию речи

Елена Александровна Миронова

Проект по развитию речи

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_1.docx519.22 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\LOGOPED\Desktop\700_FO43664629_04a6fdb2a1be58c253cb243c407c032c.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ

«Детский сад№ 10 «ДУБРАВУШКА»

Проект по развитию речи

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря

 

Воспитатель:

Миронова Е.А.

Базалаева З.Б.

Проект по развитию речи

«Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»

1. Анализ ситуации.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Развитие речи, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Всякая задержка в ходе развития речи ребенка (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий и т. п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из занятий и игр.

Поэтому в общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

2. Проблема.

В ходе своей педагогической деятельности я выяснила, что не каждого ребёнка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможно в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребёнку веру в возможность движения вперёд.

О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра для развития ребёнка-дошкольника имеет решающее значение. Соглашаясь с мнением ведущих педагогов и психологов, что игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников, я пришла к выводу, что моя работа по развитию словаря детей будет эффективна через применение дидактических игр.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.

Цель: активизация и обогащение словаря детей посредством дидактических игр и лексических упражнений.

Реализация проектаохватывает образовательные области рекомендуемые ФГОС«Речевое развитие»«Социально – коммуникативное развитие»«Познавательное развитие».

Задачи образовательные

1. Обогащение словаря (усвоение новых, ранее не известных детям слов).

2. Уточнение словаря (словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений).

3. Активизация словаря (перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания).

Задачи воспитательные

1. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками.

2. Воспитывать интерес к дидактическим и словесным играм.

Задачи социальные

1. Стимулировать общение детей со сверстниками и взрослыми в деятельности в быту, в совместных играх, на занятиях.

Участники. В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации, мастер-классы по проведению игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря. Реализация всех направлений в проекте не была бы эффективной без тесного сотрудничества с родителями.

Работа с родителями предполагает:

- специальные консультации

- презентации

- мастер классы

- конкурсы семейного словесного творчества

- дни открытых дверей

- родительское собрание

Формы подведения итогов реализации данного проекта являются: открытый просмотр НОД, родительское собрание, участие в оформлении речевого центра группы.

3. Планируемые результаты

Срок реализации проекта – 1 год (долгосрочный).

• антонимы;

• многозначные слова;

• понимать переносное значение слов.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работы.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

Этапы реализации проекта:

Реализация проектавключает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (сентябрь 2018 года)

- изучение психолого-педагогической методической литературы;

- проведение педагогической диагностики;

- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у детей среднего дошкольного возраста;

- создание речевой среды.

2 этап — основной этап (октябрь2018 года –апрель 2019 года)

Проведение серии занятий и мероприятий, направленных на развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами.

Обогащение предметно – развивающей среды:

- оформление речевого и книжного уголка приобретение нового наглядного материала по разным темам.

— оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением

здоровьесбрегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика.

2.  Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия.

С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, мастер – классы.

Работа с родителями:

1)Консультации«Как говорит ваш ребенок»«Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста»«Игротека в кругу семьи»«Пальчиковые игры»«Игровой массаж предметами».

2)памятки:

«Развитие словаря посредством словесных игр»«Пальчиковая гимнастика»«Массаж пальцев рук»«Говорю с ребенком на языке игры»«Игры с язычком».

3) Родительское собрания на тему «Обогащение и активизация словаря детей среднего дошкольного возраста»,

«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

Работа с педагогами:

Консультации: Мастер-класс «Словесные игры для развития речи дошкольников».

3 этап — заключительный этап (май 2019 год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта.

— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми – НОД, родителями – родительское собрание, педагогами - презентация);

— анализ проведенного проекта.

4. Все необходимые ресурсы для осуществления данного проекта были в наличии:

• материальные (в группе создан речевой уголок, со всем необходимым для проведения игр на развитие словаря: тематические картинки, игрушки, д/игры, картотеки пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и т. д.);

• учебно-методические (наличие учебно-методической литературы по развитию речи дошкольников);

• информационные (интернет, книги, журналы);

• организационные,

• технические (наличие интерактивной панели, магнитофона, проектора, ноутбука).

5.Список используемых источников:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 360 с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.  ФГОС. – М.: Мозаика – синтез, 2016.

3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. Е. С. Крыловой. – М.: Просвещение, 2011. – 300с.

4. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитиеребенка в детском саду: новые подходы. – Р-н-Д.: ТЦ Учитель, 2010. – 32с.

5. Лазаренко О. И. Артикуляционно – пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: АЙРИС – пресс, 2015. – 32 с.

6. Развитие речидетей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2009. — 223 с.

7. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2008. - 112c.

8. Шевцова Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-VI века) наблюдался бурный ...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-VI века) наблюдался бурный ...

Проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»

Проект по развитию речи«Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»...