Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей
методическая разработка по развитию речи

Чукарина Таисия Александровна

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-VI века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки.

Большого расцвета ораторское искусство достигло в Римской республике. Речи Марка Туллия Цицерона до сих пор служат образцом страстности и убедительности. Как замечательно он говорил о выборе слова: «В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживаются известная полнота и звучность». С падением Рима надолго приостановилось и развитие ораторского искусства.

Примерно такое же положение, когда риторика не требовала глубокого содержания и убежденности, наблюдалось в XVII-XVIII веках и в России. Первые реформы русского языка связаны с   именем   М.В.   Ломоносова.

Он понимал роль развития речи для культуры людей, «которые красоту языка знают и наблюдают».

Это небольшое историческое вступление понадобилось для того, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы. Человеческое общество овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на исследования крупных языковедов.

Вышесказанное   определило    проблему   исследования: выявление

и создание педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_metodika_razvitiya_rechi_u_detey.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития  речи детей


ПЛАН

Введение………………………………………………………………………….…..3

  1. Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста……………….…4

  1. Анализ специфических особенностей игр для детей. Классификация….5

  1. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………….10

Список используемой литературы ………………………………………...……...11


Введение

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-VI века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки.

Большого расцвета ораторское искусство достигло в Римской республике. Речи Марка Туллия Цицерона до сих пор служат образцом страстности и убедительности. Как замечательно он говорил о выборе слова: «В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживаются известная полнота и звучность». С падением Рима надолго приостановилось и развитие ораторского искусства.

Примерно такое же положение, когда риторика не требовала глубокого содержания и убежденности, наблюдалось в XVII-XVIII веках и в России. Первые реформы русского языка связаны с   именем   М.В.   Ломоносова.

Он понимал роль развития речи для культуры людей, «которые красоту языка знают и наблюдают».

Это небольшое историческое вступление понадобилось для того, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы. Человеческое общество овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на исследования крупных языковедов.

Вышесказанное   определило    проблему   исследования: выявление

и создание педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию дошкольников.


  1. Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Игра представляет   собой   особую   деятельность, которая   расцветает

в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ  Г.В. Плеханов.

По мнению  Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья.. Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, а затем всё это находило отражение в, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

Д.Б. Эльконин  выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. Ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

В ходе социально- исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Таким образом, современная теория игры базируется на положениях об ее     историческом происхождении, социальной    природе, содержании и назначени

и назначении в человеческом обществе.


  1.   Анализ специфических особенностей игр для детей. Классификация.

Существует много классификаций игр, так как время, от времени возникает потребность в их систематизации с целью наиболее адекватного использования в воспитании и обучении детей.

Большинство    классификаций      опирается   на  содержание

и воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, особенности поведения играющих. Есть классификации, основанные на выделении психических процессов, преимущественно реализуемых в игре.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт. Он считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их сознания посредством умственного труда. В школьные годы дети охотнее    играют   в   специально    созданные   игры,  в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме. Таким образом П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные и подвижные.

С.Л. Новоселовой разработана новая классификация игр.  

Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.

Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры)

Третий    класс   –   традиционные, или   народные, игры, возникшие

в глубинах этноса.

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей. Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других - иные.

Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию;

- словесные игры;

- игры по ознакомлению с природой;

- по формированию математических представлений;

Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками,

- настольно-печатные игры,

- словесные игры,

- псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры особенностей игровой деятельности детей и игровых задач.


  1. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста. 

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Четвёртый лишний» каждый играющий должен определить, которая из четырёх картинок лишняя, назвать её и аргументировать свой выбор. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок классифицировать предметы, производить анализ и синтез предметов по их принадлежности к определённой группе .

Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).

Применение игры в обучении предполагает введение в него или в любую другую деятельность признаков, конституирующих воображаемую ситуацию разных видов игр. То есть, если необходимо введение игр или игровых приёмов в занятия с детьми, нужно лишь задать ребёнку образ, правило, сопряжённые роли или отдельные предметы, которые необходимо объединить единым сюжетом, - и занятие превратиться в игру, так как мы создадим основу для развития игровой деятельности.

Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование  какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.


Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что дидактические игры являются достаточно эффективным способом воздействия на ребенка, способствуют развитию речевой активности детей, ярко демонстрируя задачи обучения родной речи: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи.  При этом, участие детей в подобных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.


Список используемой литературы

  1. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего образования Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. – Москва: Академия, 2015. – 328с.;
  2. Яшина В.И. Теория и методика развития речи у детей: Москва: Издательский центр «Академия», 2014
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа, - Москва; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
  4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе  группа, - Москва; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.– М., 2013.
  6. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие [Текст]  / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2014

Интернет ресурсы

http://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она играет важную роль в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное пере...

Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-VI века) наблюдался бурный ...