ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи на тему

      Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gorbunova_pechat.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Горбунова Е.А.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

          

      Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

     Развитию словаря детей в отечественной методике уделялось большое внимание (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Основы методики развития словаря детей дошкольного возраста, определены в работах А.М.Леушиной, Ф.А.Сохина, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой. Формирование словаря возможно только при организации систематической работы с детьми, при тщательном отборе содержания и методов. В настоящее время появилось огромное количество методической литературы по развитию словаря детей. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены  исследования М.М.Алексеевой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской,  Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др. Наиболее эффективной формой работы по формированию словаря является игра, так как она является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в игре развиваются творческие способности ребёнка.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

В настоящее время в нашем обществе низкий уровень бытовой культуры, звучит бедная безграмотная речь с экранов телевизоров, западные фильмы и мультфильмы – все это создаёт предпосылки к низкому уровню развития словаря детей. Речь дошкольника очень бедна, а общение идёт на бытовом уровне. Поэтому формирование  словаря детей  дошкольного возраста сейчас  является наиболее актуальной проблемой.

Для речевого развития детей используются лексические упражнения и все виды игровой деятельности. Нужно отметить, что в процессе дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Время идет вперед и для решения всех необходимых задач воспитания и развития необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

 Применение ИКТ в детском саду — это новая форма проведения образовательной деятельности. В настоящее время жизнь формулирует требования к организации учебных занятий в дошкольном общеобразовательном учреждении. Внедрение в атмосферу дошкольного учреждения компьютера не было целью, которая ориентирована лишь на формирование опыта работы с новейшим техническим устройством. Целью дошкольного воспитания является гармоничное и полноценное личностное, психологическое, а также познавательное развитие ребенка дошкольного возраста. Работа в детском саду имеет свою специфику: она должна быть эмоциональной, яркой; с использованием игровых методов и приемов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать и оценить, как оно работает. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным средством обучения, коррекции; средством коммуникации, необходимым для налаживания совместной деятельности педагогов  и детей. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Применяемые в словарной работе с детьми дошкольного возраста дидактические игры и лексические упражнения в сочетании с компьютерными возможностями мотивируют воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов.

Анализ научно-методической литературы позволил нам сделать вывод  о том, что в современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки школьному обучению.  

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их  социально-закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Развитие словаря происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

В рассмотренных нами методиках по обучению и развитию словаря особое внимание уделяется дидактическим играм и упражнениям, которые составляют специфику по формированию словаря.

С целью определения  особенностей словаря у детей старшей группы детского сада нами использовались задания и дидактические упражнения, предложенные в методическом пособии «Педагогическая диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой.

В ходе анализа  выполненных заданий основное внимание обращалось на количественный и качественный состав словаря, понимание значений слова, степень его обобщённости, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи. При оценке учитывалась полнота ответов, умение полно и развёрнуто высказываться, умение ориентироваться в вопросах, умение исправлять свои ошибки.

По итогам обследования можно сказать, что многие дети не смогли подобрать определения к существительным, описать их. Это задание выполнялось только с помощью воспитателя. Также затруднение вызвали задания, связанные с исследованием активного словаря, а именно с подбором антонимов (глаголов и прилагательных). У детей слабо развита описательная речь, т.е. в словаре мало прилагательных, обозначающих свойства и качества  предметов и явлений.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что  у детей недостаточно развит не только активный словарь, беден запас прилагательных, глаголов и существительных, но и пассивный.

Мы полагаем, что вся последующая работа должна быть направлена на:

  • активизацию в речи  глаголов,  прилагательных и наречий;
  • подбор антонимов и синонимов к глаголам и прилагательным.

Словарь детей необходимо обогащать преимущественно в процессе дидактических игр, возможно с применением ИКТ, что позволит без дополнительной мотивации вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. Лексические упражнения позволят закрепить навыки детей.

В течение всего периода обучения необходимо проводить и обучающие занятия, в которые включены игры по активизации номинативного и предикативного словаря.  После каждого обучающего занятия в совместной деятельности с детьми, в индивидуальной работе, в свободной деятельности детей  необходимо применять  развивающие игры и лексические упражнения для закрепления, полученных знаний, умений и навыков.

Таким образом, мы полагаем проведение комплексной работы по развитию словаря детей через дидактические игры и лексические упражнения, в результате которой должны измениться не только количественные, но и качественные показатели словаря детей старшего дошкольного возраста. В свою очередь данные результаты подтвердят наше предположение о том, что дидактические игры  и лексические упражнения являются одним из  эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста.

Литература

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. [Текст] – М.: МОЗАИКА-СИПТЕЗ, 2010. –144 с.

3.Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду. [Текст] // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: [б.и], 1980.

4. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 666-669.

5.Логинова В.И. Формирование словаря. [Текст] //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2000. С.226 - 236

6.Скажи по-другому. Речевые игры, упражнения ситуации, сценарии. [Текст]/ Под ред. Ушаковой О.С.- Самара, 1994, -287с.

7.Струнина  Е.М. Работа над смысловой стороной слова. [Текст]//   Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2000. – с.248 - 252  

8.Струнина Е.М. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст]/ Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста.: учебно-методич. пособие для восп.дошк.образов.учрежд. –М.: Владос,2008, -287с

9.Ушакова  О.С.  Развитие речи дошкольников. [Текст] – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 256 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она играет важную роль в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное пере...

Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"...

Проект по развитию речи Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря

Проект по развитию речиДидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря...