Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ершова  Татьяна  Владимировна

Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.

Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим  недоразвитием  речи, с недостаточным  словарным  запасом. В плане подобраны дидактические игры, способствующие развитию словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.

Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим  недоразвитием  речи, с недостаточным  словарным  запасом. В плане подобраны дидактические игры, способствующие развитию словаря.

Дидактические игры по развитию словаря как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

 Особенностью дидактической игры по развитию словаря и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

         Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития словаря у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Цель:  развитие  словаря  у  старших  дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи.

Задачи:

Образовательные:  

1.    Совершенствовать объем активного и пассивного словаря;

2.    Учить детей правильно употреблять прилагательные в речи;

3.    Пополнять глагольный словарь детей;

4. Помочь усвоить слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.

Развивающие:

  1.    Развивать  слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

  2. Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки и самоанализу.

3. Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 Воспитательные:

 1.    Воспитывать устойчивый интерес к дидактическим  играм, инициативу, стремление к активной деятельности.

 2.    Внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.  

Объем плана: рассчитан на 1 игру в неделю, продолжительностью 15 - 20 минут, всего 36 игры, количество занятий 36.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Ожидаемый результат

К концу года дети должны:

Перейти  от  пассивного  словарного  запаса  к  активному  словарному  запасу. Расширить  словарный запас за счет употребления обобщающих слов, уметь соотносить родовые и видовые понятия. Употреблять  притяжательные прилагательные, формировать словарь наречий. Научиться  выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений в  речи. Применять  полученные речевые навыки в различных ситуациях, в различных видах деятельности, что обеспечивает непрерывность коррекции общего недоразвития речи.

                                                                                 

Тематическое  планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря

Сроки

Дидактическая

игра

Цель

Материалы и оборудование

1.Раздел  «Дидактические  игры по  обобщению  предметов  в  группы по  схожим признакам»

1

2

3

4

    Сентябрь

1- я  неделя

«Мяч  бросай,  овощ  называй»

Расширение  словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Мяч

2-я  неделя

«Что кому нужно»

 Упражнять  в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии

Тематические  картинки

3-я  неделя

«Назови три предмета»

Упражнять  в группировке предметов

Октябрь

1-я неделя

«Назови  лишний  предмет»

Учить  называть  лишний  предмет  в  группе

Речевой  материал:

Красный, зеленый, синий, круглый;

Деревянный, широкий, длинный; высокий;

Резиновый, новый, стеклянный, железный;

Холодный, теплый, сладкий, горячий.

2-я  неделя

«Назови  одним  словом»

Учить  называть  предметы  обуви,  одежды,  посуды,  бытовой  техники  и т.д.»

Наборы  картинок  по  тематике

3-я  неделя

«Твой  дом»

Упражнять  в  назывании  предметов  домашнего  обихода

Набор  тематических  картинок

4-я  неделя

«Чьи  детки?»

Учить  называть  животных  и  их  детенышей

Мелкие  фигурки  животных

2. Раздел «Дидактические игры по подбору действий к предмету»

Ноябрь

1-я  неделя

«Я могу  делать…»

Упражнять в назывании действий предметов

2-я  неделя

«Что  делает  мама?»

Учить  называть  действия

Сюжетные  картинки  из  серии  «Семья»

3-я  неделя

«Что можно сделать?»

Учить  подбирать слова действия к игрушкам

Набор  игрушек:  кукла,  машина,  мяч

4-я  неделя

«Кто как голос подаёт?»

Расширение  глагольного словаря по данной теме

Картинки  из  серии  «Домашние  животные»

Декабрь

1-я  неделя

«Что происходит в природе?»

Закрепление  употребления в речи глаголов

Сюжетные  картинки  по  теме  «Зима»

2-я  неделя

«Кто  как  передвигается?»

Обогащение  глагольного словаря детей

Речевой  материал:

Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

Плавают, ползают, прыгают

и т.д.

3-я  неделя

«Зимние  забавы»

 Учить  детей употреблять в речи начальную форму глаголов

Сюжетные  картинки

4-я  неделя

«Где мы были, мы не скажем»

Активизировать глагольную лексику, учить соотносить слово с действием.

д/и  «Где мы были, мы не скажем»

3. Раздел  «Дидактические  игры  по  подбору  прилагательных»

Январь

1-я  неделя

«Что бывает круглым?»

Расширять  словарь детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Речевой  материал: 

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...), что бывает длинным? и т.д.

2-я  неделя

«Скажи какой?»

Формировать  словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.

Набор  предметных  картинок

3-я  неделя

«Лови да бросай — цвета называй»

Формировать  способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающем цвет, расширять словарь прилагательных.

Речевой  материал:

Оранжевый - апельсин, морковь, заря;

Желтый - цыпленок, солнце, репа;

Зеленый - огурец, трава, лес;

4-я  неделя

«Из чего сделано?»

Закрепление  в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования

Предметы  из  дерева,  металла,  пластмассы,  стекла  и  т.д.

Февраль

1- я  неделя

«Чья голова?»

Упражнять  в  употреблении притяжательных прилагательных

Картинки  животных  и  птиц

2-я  неделя

«Сравни зверей»

Формировать  словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

2-3 пары картинок, изображающих животных

3-я  неделя

 "Какой? Какая? Какие?»

Образование  и употребление в речи относительных прилагательных.

Речевой  материал:

Лес (какой)- осенний, красивый…

Листва (какая) - …

Дождь (какой) - ….

4-я  неделя

«Новые  слова»

Образование  и употребление в речи прилагательных.

Речевой  материал:

Длинные  ноги –

Короткий  хвост –

Белые  крылья – и т.д.

4. Раздел «Дидактические  игры по подбору  антонимов и синонимов»

Март

1-я  неделя

«Скажи по- другому»

Тренировать в употреблении в речи синонимов

Картинки

2-я  неделя

«Наоборот»

Упражнять  в  назывании  слов,  противоположных  по  смыслу

Мяч

3-я  неделя

«Холодный - горячий»

формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов 

Картинки

4-я  неделя

«Слова-друзья»

Учить  подбирать синонимы.

Речевой  материал:

 Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

5. Раздел «Дидактические  игры  по  объяснению  лексического  значения  слова»

Апрель

1-я  неделя

«У кого?

 У чего?» 

Предлагаем  детям, определить применительно к каким предметам используются слова

Речевой  материал:

ручка – у человека, у двери, у чемодана

 язычок –

у человека,

у ботинка

2-я  неделя

«Скажи  по - другому»

Учит  понимать  многозначность  слова

Речевой  материал:

Шляпка (у  мамы,  у  гриба),

Ласточка (птица, гимнастическая  фигура)

3-я  неделя

«Сравни»

Учить  понимать  переносное  значение  слов

Речевой  материал:

Лысина  старика -  лысина горы; бархатный диван - бархатный лужок; шепчет мальчик — шепчет лес.

4-я  неделя

«Дружная  семейка»

Учить  подбирать  однокоренные  слова

Речевой  материал:

Зима (зимушка,  зимний,  зимовать,  зимовье…)

6. Раздел «Дидактические игры  по  придумыванию  и  отгадыванию  загадок»

Май

1-я  неделя

«Угадай  по  описанию»

Расширение  объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Набор картинок по лексической теме.

2-я  неделя

«Кто  больше  увидит?»

Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.

Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по лексической теме.

3-я  неделя

«Бывает – не    бывает?»

Расширение  и закрепление активного словаря ребенка

Мяч

4-я  неделя

«Отгадай  загадку»

 Развивать  понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры

Картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи

Развитие речевого общения, развитие делового эмоционального общения....

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой мотоики рук, которая не тлоько оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обога...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев дошкольников

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с к...

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...