Статья на тему "Нетрадиционные техники рисования"
статья (подготовительная группа)

Бушина Елена Сергеевна

Ребенок с помощью нетрадиционного рисования развивает себя и свой внутренний мир

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционное рисование в работе с детьми»

Воспитатель:

Бушина Елена Сергеевна

МБДОУ д/с № 150

г. Иркутск

      В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

     Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

    Только совместно с ребенком мы можем научить его рисованию в нетрадиционной технике. Рисовальная база поможет ощутить твердую почву под ногами, и  постепенный переход от  простого к сложному, даст уверенность в себе как в рисовальщике. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.           Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

      Многие детки, когда садятся на занятия не знают, как правильно взять кисточку в ручку, сколько краски набрать, где смешать эту краску и т.д. Моя задача состоит в том, чтобы в дальнейшем дети знали все правила рисования и создавали свои произведения. И это не сложно и не страшно. Бывает так, что на рисунке не всегда можно распознать тот или иной предмет, но как только попросишь ребенка пояснить, что он нарисовал, у него загораются глаза и он с трепетом приглашает нас окунуться в его собственный маленький мир. Когда дети увлекаются процессом рисования, то они  не намерены останавливаться, но очень важно в процессе рисования делать перерывы.

Пятиминутный отдых очень полезен, как для ручек, так и для глаз. На занятиях мы делаем разминку для пальчиков: «Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали, мы немного отдохнем и снова рисовать начнем». Такие упражнения помогут детям отвлечься и продолжить рисовать с новыми силами.

Развивая воображение и творческую способность детей: мы наслаждаемся многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы, а также

развиваем мелкую моторику рук и тактильное восприятие, воспитываем положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать такие техники:

Рисование пальчиком;

Пальчиковое рисование-это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью  развивается мелкая моторика, а также малыш делает свои первые успехи в освоении цветовых гамм.

Рисование ладошкой;

В процессе рисования ладошками  происходит развитие мелкой моторики, сенсорики, цветовосприятия.

Рисование поролоновой губкой;

Рисование поролоном развивает творческое воображение, позволяет наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Помогает закрепить  умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение.

Рисование при помощи зубной щетки;

Данная технология очень интересна тем, что дети с помощью данного предмета смогут нарисовать  свой рисунок не хуже самого художника.  ( При мазках, красиво получается пейзаж, ели, волны, солнышко. При обрызгивании щеткой получаются красивые зимние пейзажи, снегопад).

Рисование бумагой;

Это необычное занятие, которое поможет раскрыться ребенку, раскрыть его творческие способности. Такой вид занятия помогает детям лучше запоминать и различать цвета, а также иметь возможность создать свой образ.

Рисование ватными палочками;

Такие творческие занятия способствуют не только развитию мелкой моторики и творческой фантазии, но и успокоению, расслаблению ребенка, развитию его усидчивости, терпения, концентрации внимания.

Рисование кляксографией (выдувание трубочкой);

Выдувание через трубочку укрепляет здоровье, силу легких и дыхательную систему ребенка в целом.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Использование нетрадиционные техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Проводили с родителями консультации, беседы, родительские собрания и мастер классы на которых знакомили родителей с видами нетрадиционного рисования.

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения обычно просты по технологии. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок?

Список используемой литературы

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.   М., 2000.
  2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  М.: Сфера, 2005.
  3. Комарова С. Как научить ребенка рисовать.  М., 1998.
  4. Соломенникова О. Радость творчества. М., 2005.
  5. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»-М. : Мозайка-Синтез, 2008г.
  6.  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателя и родителей».- СПб КАРО, 2007г.
  7. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ часть1,2» М: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о подборе техник рисования для детей.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деяте...

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду"

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удо...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Статья - роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста

В нетрадиционных техниках нет единого и главного образца, каждая работа будет уникальна, что способствует развитию творчества, воображения, самостоятельности, инициативы и позволит проявить индивидуал...

Статья: Характеристика нетрадиционных техник рисования, методика выполнения

Рисование – это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают жела...

Статья о нетрадиционной технике рисования манкой.

Материал скоординирует педагога на плодотворную работу с детьми - рисованию манкой....