Экскурсия по мини-музею "Народные промыслы России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Патриотическое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия по мини – музею

«Народные символы России»

Пояснительная записка: Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной. Мини – музей «Народные символы России» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического, духовного воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с традициями русского народа, традициями предков. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к нашей Родине, к народному творчеству.

Актуальность: повышение качества духовно-нравственного воспитания; воспитание гражданских чувств; систематизация педагогического опыта по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию дошкольников накопленного педагогами ДОУ; реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.

Направление: духовно-нравственное, познавательное.

Материалы и оборудование: Экспонаты мини- музея: тряпичные куклы , глиняные игрушки, прялка и веретено, носки, валенки, платки , кокошник из бересты, глиняные горшки, крынки, балалайка, шапка-ушанка,самовар.

Цель: воспитание патриотических чувств, посредством знакомства с народными символами России.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с народными символами России.
  2. Сообщить сведения о народных символах России.
  3. Сделать более точными познания детей об Отчизне, дать отличительные особенности народной символики от государственной . Углубить знания детей о народных символах и .повторить знания о государственных .
  4. Пополнить запас слов детей, улучшить умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме.
  5. Закрепить навык изложения повествовательных рассказов с элементами описания.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к истории России, народным символам России.
  2. Обогащать речь, развивать активный словарь детей за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве.
  3. Развивать навык общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

  1. Воспитывать музейную культуру средствами экскурсионной работы.
  2. Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества- музейным экспонатам.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Что означает слово Родина?

Воспитатель: У каждого из нас есть такой уголок на земле, где мы родились, где мы живем, место которое мы очень любим. Это и есть наша Родина, отчий дом, Отчизна.

Подумайте и скажите, какое место вы для себя считаете самым близким, родным и дорогим?

Воспитатель: Мы живем с вами в великой стране, которая называется Россией. У нее, как и у каждой страны, есть свои  символы. А вы знаете, что такое символ? (Условный знак, рисунок, предмет, выражающий какую-либо идею, явление.) Каким может быть символ, например, библиотеки? (Читатель, книга.)

А леса? (Дерево, какое-либо животное.) Олимпийских игр? (Кольца, огонь.)

Страны? (Герб, флаг, гимн - это официальные символы, отражающие самобытность страны.)

Воспитатель: Кроме государственных символов, у каждой страны существуют свои народные символы, являющиеся отличительной чертой данного народа, страны, по которым люди безошибочно узнают ту или иную страну, даже если они никогда в ней небыли. Как вы думаете, есть ли в России такие символы, чтобы, произнеся их название, сразу стало понятно — речь идёт о нашей стране? Какие неофициальные символы существуют в нашей стране мы сегодня узнаем, посетив мини- музей «Народные символы России».

Есть у нашей любимой Отчизны,

У России, — начну я рассказ,

Символы, отражение жизни

Тех, кто жил задолго до нас.

1.

Воспитатель: Есть на Руси одно дерево, красоту которого ценят все.

По всем странам славится.

Русская красавица: Белые одёжки, Золото – серёжки,

С расплетённою косой, Умывается росой.        (Береза)

Береза – символ России, Сокровище русской земли. Веками ей песни дарили,

Признанья стихами в любви. Береза – символ России,

Царица русских полей.

Она средь невест всех красивей, Величественней и белей.

Шелестом листьев березы Шепчет Россия нам.

Весной святой родины слезы

Бегут у берез по стволам.

        

Берез в России много. Они стали частью жизни русского человека: летом укрывали от солнца, а зимой давали огонь, чтобы согреть крестьянские избы. Широко использовали в старину бересту - верхний слой березовой коры. Бересту использовали для   плетения лаптей и туесков, на бересте делали первые записи. Иногда люди, которые уезжали надолго в далекие путешествия, отрывали от дерева,  растущего рядом с домом, кусочек коры и брали с собой, словно маленький кусочек Родины.

С древних времен это дерево наделяли особыми свойствами, считая его символом чистоты и женственности. С крещением Руси береза стала ассоциироваться с церковным праздником Троицей. Молодыми веточками украшали храмы и жилье. Белая берёза -это дерево на пьедестале главных символов России.

2.

Воспитатель: Теперь мы узнаем, какое животное выбрано символом нашей страны. Это-медведь. Наш бурый мишка кажется неповоротливым, способным лишь реветь. На самом деле это умный и сильный зверь. Так и русский народ добродушен и гостеприимен, пока его не обидишь. Если такое случится, он превращается в агрессивного и мощного защитника своих интересов.

Символами наших двух олимпиад стали милые мишки – бурый на летней в Москве в 1980 и белый на зимних в Сочи в 2014. Весь мир до сих пор помнит доброго симпатичного мишку. После Олимпиады 80 медведь стал ассоциироваться с миром, добром и справедливостью.

3.

Воспитатель: Русская тройка. Так называют старинную конную упряжку, состоящую из трёх лошадей. Для жителей нашей страны дорога всегда имела особое значение: бескрайние просторы, долгие путешествия в зимнюю пору. Всё это неизменно связано с лошадьми – верными спутниками странствующих. Способ движения в тройках позволял преодолевать большие расстояния на достаточно серьёзной скорости, порядка 50 км в час. Такие упряжки появились 200 лет назад, а с 1840 года стали устраивать соревнования троек. Цифра «три» также имела сакральное значение для русского народа: праздник Троицы, пословица «Бог любит Троицу», три богатыря, три желания, которые исполняет золотая рыбка.

Вот мчится тройка удалая Вдоль по дороге столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудит уныло под дугой.

4. 

Воспитатель: Радушный прием гостей или так называемое хлебосольство всегда было главной отличительной чертой, характеризующей славянские народы. Русское гостеприимство демонстрировало не только материальную щедрость, но и величие человеческой души. Сочетание великодушия и уважения к людям выступали гарантом того, что хлебосольный человек никогда не познает одиночества, а его дом никогда не будет пустым. Основные и самые известные традиции гостеприимства касались, прежде всего, приема гостей, трапезы, подачи блюд к столу. Радушных хозяин готов был не только отдать лучший кусок гостю, но и разделить с ним последнее, что у него было. Принять, накормить, спать уложить, да еще и напоследок дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было вполне естественными для русского человека.

В каждом доме были рады любому гостю. Его встречали низким поклоном, окружали заботой, а на стол ставили самые лучшие  угощения. Традиционно дорогих гостей встречали на пороге дома хлебом и солью. Выпечкой каравая, зачастую, занималась

хозяйка дома, она же и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега.

Русские блины – традиционное блюдо восточных славян. Русские блины готовятся на дрожжевом тесте и часто заводятся на воде  или молоке перед выпечкой в традиционной русской печи. В Европе обычно слово «блины» используется без перевода  именно для русских блинов, которые отличаются от традиционных местных вариантов этого блюда. В старину блин сопровождал человека всю его жизнь – от рождения (женщину перед рождением ребенка кормили блином) и до самой смерти

(блин – обязательное блюдо во время поминальных обрядов). Блин ассоциируется с солнцем, является обязательным атрибутом   праздника Масленица. Блины едят со сливочным маслом, сметаной, вареньем. Внутрь блинов кладут разнообразную начинку: творог, ягоды, сыр, мясные и рыбные продукты, икру, овощи, фрукты.

5.

Воспитатель:

Посуду на Руси делали из дерева, глины, из металла, плетеные корзины.

Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар.

Самовар – устройство с краном для приготовления кипятка. В России самовар появился во времена Петра I. Первый самовар был изготовлен в 1778 году в Туле. Самовар – это не просто предмет быта, он всегда был центральной фигурой русского стола  и стоял на почетном месте. Вокруг него собирались на чаепитие члены семьи, их родственники и друзья. Самовар – это символ  гостеприимства, достатка, покоя и благополучия в доме.

Ложка — один из тех предметов, который сопровождает человека практически с самого рождения и до конца дней. Ложка — очень важный

предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. На Руси ложки начали делать очень- очень давно. Русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками, которые вырезали из дерева. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу. У каждого была своя ложка, её носили за поясом или в голенище сапога и ласково называли «хлебалочка»,«едалочка». Дети в старину использовали ложки для игры: заворачивали ложку в лоскуток ткани, и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельные. Кроме того, ложка стала одним из любимых русских народных музыкальных инструментов. Изготавливали ложки специальные мастера, которых называли — «ложечники». Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки — баклуши. Затем специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и в других странах. Очень часто их покупают в качестве сувенира.

Глиняные горшочки, крынки. Эту посуду делали гончары из глины. Горшок — самая старая посуда. Просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить.
Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты, например крупу — было можно.
Глиняный горшок применяли для тушения картофеля, мяса, различных каш и прочих горячих блюд русской кухни, которые готовились в русской печи. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Крынка - очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в 10-13 веках. В глиняных крынках хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В ней готовили топлёное молоко. Наливали молоко в глиняные крынки и ставили в истопленную печь на целый день. К вечеру хорошо истомившееся в теплой печи, «упревшее» молочко было готово к употреблению.

Кувшин – русский сосуд, имеющий ручку и носик, из которого вытекает жидкость. В глиняных горшках хранились напитки: квас, молоко, морсы.

6. 

Воспитатель:

Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках. У детей, которые жили в деревнях и сёлах, не было столько игрушек, как у вас сейчас, поэтому делали игрушки для детей бабушки и дедушки, мамы и папы, а когда дети подрастали, то  придумывали и делали себе игрушки сами. Глиняная свистулька, деревянная  матрёшка; тряпичные куклы - раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол, это была самая распространённая

 игрушка.)        

  -Самой первой игрушкой в жизни ребёнка  была тряпичная кукла «Пеленашка». Мамы всегда старательно делали кукол - Пеленашек  для своих дочек и сыновей.

Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец.

 Раньше младенцев пеленали в специальные пелёнки, отсюда и пошло название «Пеленашка», головку повязывали платочком, и что самое главное, такому крошке обязательно повязывали пояс. Он служил – оберёгом.

Такими куклами не играли, их клали в колыбель, где она ожидала появления малыша, а когда появлялся малыш, то оберегала его.

Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…

Воспитатель: О каком символе сейчас пойдет речь, вы узнаете из стихотворения, которое я вам сейчас прочту.

Цветастое платье, Румяные щёчки! Её открываем – В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют, Матрёшки смеются

И радостно просят Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают Прямо в ладошки -

Какие веселые Эти матрёшки!        

Воспитатель: Русская матрешка, наверное, самый знаменитый национальный сувенир. Матрешка-это кукла, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Ее вытачивает токарь на станке из липы. Мастерицы расписывают гуашью сразу по дереву, добиваясь совпадения узора на одинаковых элементах. Одежда у матрешки яркая, вся в цветах. А назвали куклу простонародным именем Матрена (в детстве – Матрешка). Уж очень она похожа на простых деревенских девушек в ярких расписных сарафанах и платочках.

7.

Воспитатель:

В России очень суровый климат, поэтому одним из любимых предметов одежды на Руси ,испокон веков, были валенки – сапожки из овечьей шерсти. В старину валенки считались очень ценным подарком: они стоили дорого, потому ,что их делали вручную, и далеко не каждая семья могла позволить себе приобретение валенок. Валенки – зимний вариант тёплой и удобной войлочной обуви, символ смекалки русского народа. Впервые упоминаются еще в «Слове о Полку Игореве».

Жили-были валенки, Веселы, удаленьки.

Бегут шустро по дорожке, Не замерзнут наши ножки. Валеночки теплые, Валенки спортивные,

Валенки удобные, Валенки красивые!

Воспитатель: Еще я вам хочу рассказать про интересную и красивую вещь:

«Носят женщины, старушки. Носят малые девчушки К уголочку уголок. Сложен красочный….(Платок)

«Всё начиналось очень просто - в 12 веке женщины на Руси носили «убрус» – льняное полотенце, украшенное вышивкой и кружевом. Платок вошёл в гардероб русских женщин в 17 веке, потеснив другие головные уборы. Все, и простые крестьянки, и царские особы, стремились приобрести такое украшение. Платок или плать (кусок ткани) – это главное украшение не только в празднике, но и это повседневный наряд

. Каждый платок – это ещё и отражение русского народного искусства. Мастера павлопосадской мануфактуры для отдельного платка придумывали свои узоры из пышных полевых и садовых цветов. Народ обладает собственной историей и культурой,

которая находит отражение в предметах одежды и быта. Обязательно соблюдались строгие традиции:  замужная женщина  прятала волосы под головной убор, а сверху надевала платок, а которая незамужем могла покрывать платок на волосы.

Меняются времена, а платок остаётся одним из лучших подарков. Иностранцы платки покупают в подарок, как сувениры. Платок это не просто головной убор, а символ любви и красоты. Когда-то бабушки передавали в наследство своим внучкам самый дорогой подарок – платок. Сейчас мотивы русского платка прослеживаются на вечерних платьях, женских пальто, и даже на купальниках.

Символом и визитной карточкой России является еще Оренбургский пуховый платок..Почему Оренбургский спросите….Потому что Оренбургская область всегда славилась вязанием платков из пуха. Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае ещё 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые как ладони матери. Пух оренбургских коз самый тонкий в мире. Поэтому изделия из оренбургского пуха – шали и паутинка особенно нежные и мягкие. Вместе с тем этот пух очень прочный – прочнее шерсти.

Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколения, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Оренбургский пуховый платок – это такая же неотъемлемая часть русской души, как русская тройка или русская песня. Это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердец.

«..Национальная одежда дает человеку ощущения единства со своим народом, устанавливает связь через века с прошедшими и грядущими поколениями, вплетает личность в узор вечности.» - пишет прот. А. Аверьянов

Самый зимний подарок из России. Шапка-ушанка в морозные дни превращается из популярного сувенира в жизненную необходимость. Ушанка – тёплая шапка. Считается, что в русском обиходе она появилась благодаря монголам, которые защищались от холодных ветров шапками из овчины. Назывались они малахаями.

Одним из красивейших и оригинальных женских головных уборов на Руси был кокошник. Кокошник – забытая корона русских красавиц. Когда именно в русском женском костюме появился кокошник неизвестно. Само название «кокошник» происходит от слова «кокошь» – петух, курица. За него платили баснословные суммы и передавали из поколения в поколение. Его запрещали и возрождали снова.

Мужская рубаха «Косоворотка», женская рубаха. Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. 

8.

 Воспитатель:  Кто знает, как называется этот предмет? (предполагаемый ответ - прялка). Правильно. Мы сегодня с вами попадем в старые времена, я расскажу вам об истории прялки. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечий шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Первые прядки приводились в действие рукой, а после ножным приводом. Полученная таким образом пряжа имела разное качество и толщину. В первую очередь это зависело от того какой породы была овца. В какой период года была сострижена шерсть. Зимняя была значительно мягче и нежнее. Также на полученную пряжу влияло качество прочеса. Именно он определял толщину ниток была ручная прялка, состоявшая из веретена, пряслицы и собственно прялки.

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства.  - У прялки есть донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», ножка, «зеркало»или лопасть - к нему привязывали кудель (Шерсть). А это веретено. Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. 

9..

Воспитатель: А как вы думаете, какой музыкальный инструмент может по праву считаться символом России? - Вы догадались, что это за музыкальный инструмент?

Правильно –это балалайка. Еще один символ России. (Рассматривание балалайки).

Воспитатель: Балалайка. Этот излюбленный музыкальный инструмент русского народа выполнен в виде треугольника с грифом и имеет 3 струны. Существует более 200 лет. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту Василию Андрееву. Единого мнения о происхождении балалайки нет. Одни исследователи утверждают, что инструмент имеет татарские или киргизские корни, другие настаивают на её славянском происхождении. Балалайка всегда сопровождала крестьянские праздники и минуты отдыха, на них виртуозно играли скоморохи. Музыканты, играющие на балалайке, имели заграницей ошеломляющий успех, а трёхструнная простушка балалайка вмиг стала признанным символом русской музыкальной культуры. Многие иностранцы везут домой балалайки в качестве сувенира из России.

Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились с удивительными предметами, которые стали символами России и прочно вошли в нашу национальную культуру. С давних пор и поныне это вещи и предметы вызывают гордость за богатую культуру русской земли. Закончить свое повествование о неофициальных символах России мне хочется словами поэта Т. Бокова: Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком

И на щечке родинка – Это тоже Родина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в музей «Народные промыслы»

Экскурсия в музей «Народные промыслы»...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...

Родительское собрание с участием детей "Экскурсия в мини-музей народных промыслов России"

Мини-музей- отличный способ вовлечения детей в общение с другими детьми и взрослыми, организация очень увлекательной и познавательной деятельности по ознакомлению с народной культурой....

Интерактивная виртуальная экскурсия "По народным промыслам России"

Ссылка на ЭОР Работа.ру - Для Вас родители (google.com)Данный электронно-образовательный ресурс будет полезен, как педагогам, так родителям, при знакомстве детей старшего возраста с традиционными...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»

Конспект совместной деятельности педагогас детьми старшей группыпо теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»...

Краткосрочный проект в средней группе № 1 «Русские народные промыслы России. Традиции и культура России»

Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПроблема: В современное время познавательны...