Конспект ООД "Традиции моей семьи"
план-конспект занятия

Филимонова Ирина Николаевна
Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности.
 
Задачи:
 - закрепить представление детей о семье, родственных отношениях, семейных традициях;
- уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции);
- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;
- формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи;
- формировать и развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, дружелюбность);
- предоставить детям возможность реализовать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей;
- развитие семейного творчества и содружества семьи и детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya_-_moya_krepost.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

на тему: «Традиции моей семьи»

Подготовил:

воспитатель Филимонова И.Н.

                                                п. Пролетарский 2018г.

Конспект НОД в старшей группе «Традиции моей семьи»

Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

 - закрепить представление детей о семье, родственных отношениях, семейных традициях;

- уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции);

- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;

- формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи;

- формировать и развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, дружелюбность);

- предоставить детям возможность реализовать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей;

- развитие семейного творчества и содружества семьи и детского сада.

Предварительная работа:

 - составление рассказов о своей семье;

- рисование портретов членов семьи;

- разучивание пословиц;

- рассматривание семейных альбомов;

- закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей;

- чтение стихов о семье.

Интеграция образовательных областей:

- познание;

- коммуникация;

- социализация;

- чтение художественной литературы.

Оборудование: посылка, семейное древо, сердце, мяч, атрибуты принадлежащие разным членам семьи, цветные карандаши, бумага, фотоальбомы, фотографии детей, рушники, скатерть, боевые медали, конфетное дерево.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли посылку и здесь написано, что эта посылка для вас. Хотите посмотреть, что там лежит?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из посылки  сердце)

Воспитатель: Какое красивое сердце – это для вас ребята. А что же здесь написано?

Воспитатель:

- Даша, будь умницей, я скоро за тобой приду.  

                                                      Твоя мама.

- Ксюша, кушай хорошо, я переживаю.

Твоя бабушка.

- Артем, не обижай детей, слушайся.

                                                      Твой папа.

-Маша, на улицу одевайся теплее.

Твой дедушка.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: Да, о семье!

Воспитатель: Скажите мне дети, а что такое семья?

Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.

Воспитатель: Какой должна быть семья?

Дети: Большой, крепкой, дружной, трудолюбивой.

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией, именами, внешностью, традициями.

Воспитатель: У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях, традициях ваших семей.

Воспитатель:      

Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба.

                   Семья – это самое дорогое, что есть у человека.

                                     В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом

В семейном кругу, все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи.

Воспитатель: Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?

Дети: встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.

Воспитатель: Одна из старейших традиций – узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое древо. Расскажите нам о своей родословной. (Рассказы 2-3 детей)

Воспитатель: Ребята, какое первое слово произносит ребенок? (мама)

Мама – главное слово в жизни каждого человека.  Как вы считаете, какую роль в вашей семье играет мама? (ответы детей)

Кто нам расскажет о своей маме? (Рассказы детей)

Воспитатель:       Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

                              Кто одежду шьет? Кто готовит и поет?

       Мама кормит всю семью, вкусно и питательно

    И продукты в магазине выбирает тщательно

         Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.

И еще одна традиция – это фирменное блюдо семьи. Сейчас мы узнаем, в какой семье мама - лучший повар. (Дети называют лучшие блюда, которые готовят мамы)

Воспитатель: Аня сегодня принесла фирменное блюдо своей семьи, и поделиться с нами секретами его приготовления. (Рассказы 2-3 детей)

Воспитатель: Сейчас давайте поговорим о папе. Какую роль  играет  папа в вашей семье? (Ответы детей)

Кто нам расскажет о своем папе? (Рассказы детей)

Воспитатель:

Вы правы, папа должен уметь все

                                     Папа сильный и большой

                                    Самый добрый и простой

                                    Он заботой и трудом всю семью содержит, дом

                                    Он заботиться о детях, бережет свою семью

             И конечно очень любит милую жену свою.

Самое главное в семье, чтобы папа любил маму, заботился о ней, дарил ей ласковые слова. Давайте поможем нашим папам подобрать ласковые слова для мам.

Дети: Любимая, нежная, заботливая, красивая, добрая, веселая, душевная, сердечная, трудолюбивая.

Воспитатель: А какая есть традиция у ваших пап? (Ответы)

Кто хочет из мальчиков быть похожим на своего папу?

Д/и: «Забьем гвоздь», «Закрутим шуруп».

Воспитатель: Теперь мы поговорим о бабушке. Какую роль в вашей семье играет  бабушка? (Ответы детей, рассказ о бабушке)

Воспитатель: Вы правы ребята.

                                       Бабушка наша мудра и добра

                                       Мир и покой охраняет она!

                                       Самые вкусные плюшки печет

 Готовит, стирает, вяжет и шьет!

                                       На ночь сказку нам расскажет

                                       Колыбельную споет.

Воспитатель: Наши бабушки знают большое количество сказок, а давайте мы назовем сказки, в которых упоминается семья.

Дети: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Фенист – ясный сокол», «Дудочка и кувшинчик», «Царевна - лягушка», «Красная шапочка».

Воспитатель: А теперь поговорим какую роль в семье играет дедушка.

Дети: Строгий, мудрый, справедливый,  все в доме ремонтирует, занимается спортом. (Рассказ детей о своих дедушках)

Воспитатель:

Мудрый и строгий. Умелые руки

        Главное счастье для дедушки – внуки!

                                     Дед хороший просто клад

                                     И мечта для всех внучат!

Физминутка: «Семейная зарядка» (координация движений со словами)

Осенью, весною, летом и зимой

             Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и поп порядку,

                                       Каждый делает зарядку.

                                       Мама руки поднимает,

                                       Папа бодро приседает.

                              Повороты вправо, влево, делает мой братик Сева.

                     Вместе мы бежим трусцой и качаем головой.

Психогимнастика: «Семья»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.

- Покажите, какое выражение  лица у папы и мамы когда они радуются? Ребята, когда ваши родители бывают такие радостные?

- Покажите, какое выражение лица у папы и у мамы, когда они удивляются? Интересно, когда это мама и папа удивляются?

- Покажите, какое выражение лица у родителей, когда они сердятся? Когда они могут сердиться?

- Какое выражение лица, когда мама с папой испугаются? Что их может напугать? (Молодцы)

Воспитатель: Посмотрите на свои пальчики, они похожи на вашу семью? (Да)

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

                                             Этот пальчик – я

                                             Вот и вся моя семья!

Воспитатель: Давайте мы на листике обведем нашу ладошку и пальчики и нарисуем на каждом пальчике пожелания нашим родным.

(Дети рисуют, затем рассказывают о том, что они желают свои близким)

Воспитатель: Эти ладошки мы подарим своим близким. А сейчас давайте поиграем.  Становитесь в круг.

Игра: «Кто ты мне?»

( Воспитатель в центре, бросает мяч детям)

- Я мама, а ты мне кто? (дочь, сын)

- Я бабушка, а ты мне кто? (внук, внучка)

- Я папа, а ты мне кто? (сын, дочь)

Я сестра, а ты мне кто? (брат, сестра)

Я тетя, а ты мне кто? (племянник, племянница)

Воспитатель: Ребята, есть еще одна очень хорошая семейная традиция «Хранение старинных вещей».

Мы храним их и бережем, потому что они нам очень дороги они передаются из поколения в поколение. Сегодня ребята принесли нам такие вещи, давайте о них послушаем. (Рассказы детей о рушниках, медалях, скатерти)

Воспитатель: Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Какие семейные праздники принято отмечать в ваших семьях?

Дети: Новый год, Пасха, Масленица, день рождения.

Воспитатель: Посмотрите, какой праздничный колпачок. Как вы думаете, на каком празднике он побывал?

Дети: На дне рождения!

Этюд – драматизация: «Кто пришел на день рождения»

(Нужно изобразить походку, взяв с собой необходимые атрибуты)

Ребенка младенца

Взрослого человека (маму, папу)

Пожилого дедушку

Пожилую бабушку

Воспитатель: Семью почитали еще с древних времен. Народ сложил пословицы о семье. Какие пословицы вы знаете?

- Не нужен клад, если в семье лад.

- В своем доме и стены помогают.

- Коль семья вместе, так и душа на месте.

- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- В семье и каша гуще.

- При солнышке тепло, при матери добро.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у вас есть еще одна семья, где вас любят и всегда рады видеть. Здесь вкусно готовят, играют с вами, читают сказки, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Наш детский сад)

Традиция: «Семейный герб»

Воспитатель: Издавна каждая семья имела свой герб. На нем символами изображались важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности.

Я хочу предложить вам сделать наш семейный герб.

За основу мы возьмем сердце, которое прислали нам родители.

- Что означает сердце?

Дети: Мы добрые, сердечные, готовы прийти на помощь

- Что еще мы поместим на сердце? (Игрушки – мяч, пирамидку)

Воспитатель: Это означает, что у нас счастливое детство, много игрушек, друзей)

- Давайте поместим на герб каравай. Почему?

Дети: Каравай обозначает, что мы гостеприимные.

Воспитатель: Солнце и море означает, что мы любим путешествовать, играть, мечтать.

(Дети вместе с воспитателем делают семейный герб)

Воспитатель: Вот такой замечательный герб у нас получился.

И еще, у меня есть для вас сюрприз. Это конфетное дерево. (На дереве висят конфеты) Это для вас.

Давайте мы снимем конфеты, а на их место повесим наши фотографии. (Дети вешают)

Вот такое чудесное дерево нашей группы получилось. (Дети рассматривают фотографии)

Воспитатель: Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге.

Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о традициях вашей семьи.

Любите и цените счастье

                                             Оно рождается в семье

    Что может быть его дороже

 На этой сказочной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе "Моя семья. Родословная моей семьи"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе "Моя семья. Родословная моей семьи" Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, зна...

Конспект занятия "Моя семья. Древо моей семьи"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи»....