«Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством с целью формирование основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей»
презентация

Сербаева Анна Витальевна

квест для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kvest.pdf999.42 КБ
Файл konspekt_kvest-igry.docx101.01 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД "Золотая рыбка"

Конспект квест-игры по духовно-нравственному воспитанию

Для педагогических работников

Тема: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным  искусством  с целью формирование основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей»

Провела воспитатель: Сербаева Анна Витальевна

Первая квалификационная категория

 

С.Печерск

2022г.

Конспект квест-игры по духовно-нравственному воспитанию для педагогических работников на тему: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным  искусством  с целью формирование основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей»

Программное содержание:

Цель: расширить  и закрепить знания о художественных  промыслах  России, о декоративно - прикладном  искусстве; 

 Задачи:

 - вспомнить методы и приемы работы при ознакомлении детей с декоративно - прикладным искусством;

- особенности работы в разных возрастных группах;
- основные виды декоративно-прикладного искусства, используемые в работе       с детьми.

Теоретическая часть

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Россия  богата народными  художественными ромыслами (Городец, Семёнов, Хохлома и др). Русский народ веками под влиянием жизненных и природных условий создавал свои традиции в развитии прикладного искусства. Появлялись особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбирались излюбленные материалы, формы, колориты.

Давайте вспомним названия основных художественных промыслов.

Работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством предусматривает:

-ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием русского народного декоративно-прикладного искусства;

-создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка на основе народного декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий материал (музей народной игрушки, мини-музей русских головных уборов, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира;

-привлечение в работу по обучению детей родителей;

В работе по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством используются следующие формы организации занятий:

- теоретические занятия (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы об историческом, культурном наследии, о людях, создающих красоту, о декоративно-прикладном искусстве).

- практические занятия (изготовление с детьми наглядных пособий, изготовление мелких поделок – салфетки, открытки, картинки-аппликации и т.п., используя различные материалы, проведение творческих выставок.).

- комплексные занятия.

- экскурсии (на природу с целью любования, привития чувства прекрасного и т.д. )

- игровые занятия (включение в учебный процесс самых различных видов игровой деятельности – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и т.п.), праздники, участие в выставках, конкурсах, творческих проектах.

Интересно и коллективное творчество.

Большое внимание уделяется работе с семьей, поскольку приобщение к национальному декоративно-прикладному искусству должно, прежде всего, закладывается в семье.

В работе по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством используются следующие методы и приемы работы:

1. Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир. Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.

2. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.

3. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию)

4. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток, музыкальных пауз.

5. Метод моделирования ситуации. Это создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций - моделей, этюдов в которых дети осваивают различные способы творческой деятельности.

 Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, подлинные предметы и  их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы), которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида.

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству с…, изучают дымковскую игрушку, семеновскую матрешку, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке.

 Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения.

В… лет рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

В … лет вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, хохломская, филимоновская росписи).

Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.).

Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.

В старшей группе изучают филимоновские игрушки, городецкую роспись, Полхов-Майдан. Детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Рассматривается Дымковская игрушка, филимоновская игрушка,  городецкая роспись, Полхов-Майдан, гжель, хохлома, жостово, мезенская роспись, вологодское кружево. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции – ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.

На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

Практическая часть:

Предлагаю всем отправиться в волшебную страну декоративного искусства. Для этого вам нужно разделиться на 3 команды.

Вам дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме нашего квеста.

Вам предлагается выполнить определенные задания. За правильное выполнение дается 1 балл. Еще 1 балл добавляется, команде, справившейся с выполнением задания быстрее всех.

Первое задание «Собери семью»

Второе задание «Косынка для матрешки»

Третье задание «Повтори по образцу»

Четвертое задание «Собери половинки»

Пятое задание «Разложи по возрастанию»

Шестое задание «Шнуровки»

Седьмое задание «Раскраски»

Восьмое задание «Разгадай кроссворд»

Вашему вниманию предлагается кроссворд. За каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 балл, и еще один получит команда, которая первая отгадает кроссворд. Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
Начинаем!

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий).

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов- Майдан (дерево)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку (глина).

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов (Жостово).

5. Как и благодаря чему  часто называют так  хохлому (золотой)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья  (игрушка).

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье (гончар).

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура).

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера(прялка).

Девятое задание «Раскрась матрешку»

Наш квест подошел к концу. Осталось озвучить результаты и назвать команду-победителя.

Подведем итог:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом.

Приложение 1

Фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Ознакомление дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством

Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ...

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством...

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Методические  рекомендации по ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого ...

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»...

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста.Декоративно...