Мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС на занятиях музыки».
методическая разработка

Насибуллина Лениза Раисовна

Выступление на педсовете о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Колосок» с. Верхние Киги

муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан

                                                           

Выступление на педсовете

Мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС на занятиях музыки».

Составила:

музыкальный руководитель

Насибуллина  Л. Р.

                                       

                                           с.Верхние Киги, 2022г.    

Добрый день, уважаемые  педагоги, предлагаю вашему вниманию небольшой мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС на занятиях музыки».

1 часть организационная

Воспитатели образуют круг, в центре круга надпись "Здоровье" на подставке.
- Предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.
Упражнение "Я работаю над своим здоровьем"
-Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь. - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю пешие прогулки; - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; - у меня отсутствуют вредные привычки; - соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний.
- Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
- Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

2 часть теоретическая.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.

Известно, что музыка способна положительно влиять на развитие детей. Пение позволяет развить голосовой аппарат, укрепить голосовые связки, речь, наладить дыхание. Ритмика положительно сказывается на координации, осанке, уверенности движений. Следовательно, музыка становится одной из основных здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Структура музыкального занятия такова, что в нем предусмотрены все виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыки, пение, танцевально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах. В каждом из этих видов музыкальной деятельности присутствуют те или иные формы здоровьесберегающих технологий, которые я использую:

• песенки-распевки;

• дыхательная гимнастика;

• артикуляционная гимнастика;

• пальчиковые игры;

• вокалотерапия;

• ритмопластика.

Свои музыкальные занятия традиционно начинаю с приветствия, настраивая детей на музыкальную деятельность.

Сюда входит Валеологические песенки – это отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы,  улучшают эмоциональный климат на занятии.

I. Приветствие

Мы приветствуем друг друга песенкой-распевкой с элементами самомассажа "Доброе утро! "

 - Здравствуйте, ладошки!

Хлоп – хлоп – хлоп.             - хлопки в ладоши

- Здравствуйте, ножки!

Топ – топ – топ.                    - топают ножками

- Здравствуйте, щечки!

Плюх – плюх – плюх.           - гладят ладонями щечки

- Пухленькие щечки!

Плюх – плюх – плюх.           - легкие хлопки по щекам

- Здравствуйте, губки!

Чмок – чмок – чмок.             - 3 раза чмокают губами

- Здравствуйте, зубки!

Щелк – щелк – щелк.            - 3 раза щелкают зубами

- Здравствуй мой носик!

Бип – бип – бип.                    - 3 раза нажимают на нос пальцем

- Здравствуйте, ребятки!           - пою я

Здравствуйте!                        - дети здороваются

Доброе утро!
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день(хлопают в ладоши)
Будет веселее.

 Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

II. Музыкально-ритмические движения: логоритмические упражнения, танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

Музыкально-пластическая деятельность способствует психологическому раскрепощению дошкольников через познание собственного тела. Танцы и ритмические движения традиционно радуют и веселят детей. С их помощью удается выработать грацию, скоординировать движения, мобилизовать физические силы, развить и укрепить мышцы, улучшить дыхательный аппарат.

(Деревья качаются -плавные движение руками, снежинки летают легко на носочках, и т.д.)

III. Слушание музыки (активное и пассивное).

Слушание необходимо и эффективно на музыкальных занятиях, оно помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. ("Колыбельную")

После слушания  

IV. Пение

 проводим пальчиковую игру в качестве физкультминутки. Физкультминутка - пальчиковая или жестовая игра.

   КОЗА И КОЗЛЕНОК

идет коза рогатая                 указательный палец и мизинец поднять

идет коза бодатая                остальные прижать к ладони большим пальцем

к ней козленочек спешит   пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти                

                                                    рук вниз, потрясти ими

колокольчиком звенит      

за козленком бежит волк   одновременно сжимать и разжимать пальцы

и зубами щелк да щелк!     соединить запястья рук, одна кисть сверху.

                                                    пальцы расставлены и полусогнуты. ритмично

                                                    соединять и разъединять одноименные пальцы

рассердилась тут коза         попеременно стучать кулачком о кулачок

«волку выколю глаза!»        указательный палец и мизинец поднять вверх,

                                                     остальные – прижать к ладони большим пальцем

            птички прилетели

птички прилетели    соединить пальцы обеих рук в «клювики»

крыльями махали    махи ладонями и широко расставл. пальцами

на деревья сели       руки вверх, все пальцы широко расставить

вместе отдыхали     соединить пальцы обеих рук в «клювики»

                            ОВОЩИ

собираем мы в лукошко        поочередно прогибать пальцы к ладошке

и морковку, и картошку

огурцы, фасоль, горох –

урожай у нас неплох

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми -  русские народные песенки, Е. Железновой, О.Узоровой готовые пальчиковые игры под музыку, потешки, считалки, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа).

Уделяем время артикуляционной, дыхательной гимнастике, оздоровительным упражнениям для голосовых связок и горла перед пением. Эти упражнения имеют важное значение для оздоровления детей и развития дыхания у них. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно
активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и
скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек,

челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также
выразительную дикцию.

Если на каждом занятии проводить дыхательную гимнастику, уделять время упражнениям на развитие артикуляционного аппарата, певческие способности детей и состояние дыхательной системы улучшаются. (показываю упражнения на развитие артикуляционного аппарата, поем распевку "Андрей-воробей", одновременно работаю над эмоциональным содержанием попевки) .

 "Барабан". Плотно сомкните губы, надуйте щеки. Кулаками аккуратно ударяйте по надутым щекам, пока не выйдет весь воздух. Повторите несколько раз.

Пальчиковая игра “Мышки”:

Вот как наши ребятишки Дети “скребут” пальчиками по  коленям.

Расшалились словно мышки.

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут. Ш-ш-ш. .Добавляется произнесение “ш-ш-ш”

Упражнения на дыхание :

1."Воздушный шар" (дышим животом, нижнее дыхании)

- Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно наполняется воздухом, как круглый шар.

- Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторять 4-10 раз.

Дыхательная гимнастика 
Упражнение ВЕТЕРОК. 
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх я в облака (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

«Нюхаем цветок».
Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза).
«Греем руки».
Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.
«Ремешок».
Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.
«Мячики».
Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.
«Свечи».
Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).

Таким образом, вокалотерапия – это метод, который на практике, возможно, использовать в условиях обучения в ДОУ. Её целебные свойства доказаны, а значит музыкальным руководителям, воспитателям, важно применять вокалотерапию, как фактор здоровьесбережения в совместной образовательной деятельности педагогов и детей дошкольного возраста.


Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы детском саду
– игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, я использую их на музыкальных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.


Дождь
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в 
/ладоши (половинные)
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение
А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней 
/(четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение
А ещё бывают в небе чудеса – 
гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает 
/одновременно (восьмые) . 
/Дети подхватывают движения

          Я использую в своей работе элементы игрового массажа.  Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что, массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.  Ребенок может легко научиться этому в игре.  На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция, или же музыка звучит просто фоном.
Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)
Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине
Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками
Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками 
(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)
Вот на улице мороз
Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей 
                                    /и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.


Песочный домик
Вот песочница большая /разводят руки в стороны
С крышею в горошек /руки «домиком» над головой
Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок
В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять»
Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики
Второе – для совочка
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой
Только кошке места мало /грозят пальчиком
Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.

Таким образом, проведение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях включает упражнения и игры, которые требуют всего 1-2 минуты времени. Дети рады таким упражнения, а еще занятия музыкой хорошо влияют на характер и психологическое состояние детей.

Дети должны полюбить музыку, чтобы их жизнь стала ярче и интереснее.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Заключение
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения
эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого
ребёнка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на
планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания,
и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности
музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает,
организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как
одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов
и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!

И в завершении я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку) .
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»...

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются страдиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различнымиспособами осуществления оздоровительной работы. Использование таки...

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»

Цель: Систематизация знаний родителей об оздоровлении детей дошкольного возраста и пропаганда здорового образа жизни в семье....

Мастер-класс "Массаж, как метод здоровьесберегающих технологий в детском саду"

Одна из основыных задач, стоящих перед воспитателями, является воспитание здорового ребенка. Возникла необходимость применения здоровьесберегающих технологий в детском саду для улучшения здоровья дете...

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»

Целью проведение мастер-класса для родителей является систематизация знаний родителей об оздоровлении детей дошкольного возраста и пропаганда здорового образа жизни в семье....