Семинар по межполушарному развитию
учебно-методический материал

Цель:

Определение эффективности применения нейрофитнеса с детьми дошкольного возраста для улучшения межполушарного взаимодействия в развитии познавательных процессов во всех видах деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать познавательный интерес;
  • формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Развивающие:

  • развитие логического мышления ребёнка;
  • развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации.
  • формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к занимательной математике;
  • формировать умение работы в коллективе;
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnoe_razvitie_seminar.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 2

Цель:

Определение эффективности применения нейрофитнеса с детьми дошкольного возраста для улучшения межполушарного взаимодействия в развитии познавательных процессов во всех видах деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать познавательный интерес;
  • формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Развивающие:

  • развитие логического мышления ребёнка;
  • развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации.
  • формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к занимательной математике;
  • формировать умение работы в коллективе;
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.

СЛАЙД 3

В своей работе я использовала методическую литературу Трясоруковой, Давыдова, Голубь и рабочие тетради для дошкольника на развитие логики, памяти, внимания и мышления.

СЛАЙД 4

Нейрофитнес — научно обоснованный способ контроля, улучшения и развития нейронных связей нашего мозга.

Нейрофитнес не является медицинским методом. Это тренировка для мозга, подобно тому, как физкультура — тренировка для мышц тела.

В отличии от медикаментозной терапии, нейротренировки практически безопасны и сохраняют длительный эффект.

Подобно как меняется и укрепляется ваше тело благодаря физическим упражнениям, так же улучшается работа мозга и формируются необходимые умения, благодаря занятиям нейрофитнесом.

Технологии, используемые в нейрофитнесе раньше были очень дорогостоящими и применялись только в научных центрах, космической медицине и в большом спорте. На сегодняшний день стремительно развивающиеся технологии позволяют сделать процесс легким и доступным для всех желающих.

Данная методика эффективно применяется в США, Канаде, Израиле, Германии и др. Все больше людей во всем мире выбирают нейрофитнес как безопасную альтернативу медикаментозным методам работы с когнитивными процессами и эмоциональными состояниями.

Благодаря нейрофитнесу улучшается концентрация внимания, память, сосредоточенность, усидчивость, стрессоустойчивость, снимается излишняя тревожность, напряжение, повышается уверенность в себе, своих силах, укрепляется сила воли.

При работе с детьми мною все упражнения были разделены на 2 блока – движение и интеллект.

Первый блок (движение) включает 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

СЛАЙД 5

Первая группа – это упражнения, которые способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и наоборот.

Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, аудиального восприятия и понимания.

1. «Перекрёстные шаги». Ребёнку необходимо встать прямо, поднять согнутую в колене правую ногу таким образом, как будто он планирует выполнить широкий шаг. Согнутую в локте левую руку следует потянуть к правому колену. Такие движения требуется повторять в течение 1-2 минут, меняя руку и ногу (потянуть к левому и колену правую руку и т. д.). Данное упражнение улучшает координацию и развивает бинокулярное зрение, что позитивно влияет на навыки письма, слушания и чтения.

2. Упражнение «Ленивая восьмерка».

Нарисуйте большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение начинайте влево вверх, против часовой стрелки. Сделайте это 3 раза, затем сделайте то же самое другой рукой. Затем повторите всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого соедините ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполните упражнение ещё 3 раза.

Снимает усталость глаз, напряжение мышц шеи и боли в спине. Это упражнение можно совмещать с упражнениями для развития речи: пересказ текста, рассказывание, сочинение и др.

3. Упражнение «Слон». Это упражнение действенно активизирует связь в системе «тело — интеллект», а также развивает концентрацию и вестибулярный аппарат. Ребёнку необходимо встать, склонив голову набок так, чтобы ухо было плотно прижато к плечу. Одновременно с этим необходимо вытянуть вперед ведущую руку и начать рисовать ей в воздухе перед собой восьмерку (знак бесконечности) против часовой стрелки. Глазами нужно следить за кончиками пальцев, концентрируя внимание на центре поля зрения. После 1-2 минут выполнения руку следует поменять.

4. Упражнение «Двойные каракули». Задача ребёнка — рисовать двумя руками одновременно фигуры, рисунки, буквы расположенные зеркально относительно срединной линии. Начинать лучше всего с простых фигур — спиралей, кругов, постепенно переходя к усложнению задачи — рисованию сердечек, звездочек, домиков и др.

5. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Данное упражнение на повторение развивает память, синхронную работу рук и сосредоточенность. Взрослому необходимо показывать ребёнку движения руками в заранее придуманной им последовательности из вариантов «кулак»«кулак, поставленный на ребро»«раскрытая ладонь». Он выполняет движения стоя, вытянув вперед одну доминантную руку (например, ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром, распрямлённая ладонь на плоскости).

Об кинезиалогических упражнениях мы расскажем немножко позже.

СЛАЙД 6

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности. Данные упражнения улучшают внимание, способность к самовыражению, обдумывание в процессе работы, восприятию информации.

1. Упражнение «Энергетическая зевота».

Изображая зевание, плотно закройте глаза и массируйте зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания. Делайте в течение 1-2 минут. Данное упражнение можно включить в комплекс логопедического массажа. Зевота является природным рефлексом, который стимулирует работу всего тела и активизирует циркуляцию крови в мозге.

2. Упражнение «Кнопки мозга».

Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки. Выполнять упражнение в течение 1 минуты. Выполнение упражнения способствует обогащению мозга кислородом.

3. Упражнение «Кнопки Земли».

Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох. Данные упражнения направлены на улучшение внимания, улучшение дыхания и состояние спокойствия. Это упражнение можно использовать в логопедическом массаже.

СЛАЙД 7

Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Они направлены на улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

1. Упражнение «Активизация рук».

Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки. Правую руку положите на левую, ниже локтя. Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырех сторон, относительно головы: вперед, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться. Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела. Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы. Повторите упражнение со второй рукой.

Оно улучшает мыслительные процессы, развивает внимание и концентрацию. Это упражнение можно совмещать с отгадыванием загадок или их составлением.

2. Упражнение «Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону.

3. Упражнение «Заземлитель».

Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге. Данное упражнение можно совмещать с выполнением упражнений по работе над четкостью речи (проговаривание чистоговорок, скороговорок, заучивании стихотворении, активизации словаря (называние антонимов, синонимов, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и т. д., формированию грамматических категорий (множественное число существительных, изменение по падежам и т. д.) Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение.

СЛАЙД 8

Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение, поднимающие настроение, активизируют работу памяти, снимают стресс перед спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогают при чтении вслух.

1. Упражнение «Позитивные точки». Способствует улучшению памяти, помогает сосредоточиться.

Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Используйте достаточно легкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держите примерно минуту до легкой пульсации под пальцами.

2. Упражнение «Шляпа мышления». Оно развивает гибкость ума и креативность.

Большими и указательными пальцами обеих рук оттяните уши немного назад, расправляя их. Начните с верхнего края уха и, массируя их, спускайтесь постепенно вниз, до кончиков мочки уха. Повторяйте упражнение не менее трёх раз.

Данные упражнения можно включить в комплекс самомассажа.

3. Упражнение «Крюки Деннисона». Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления.

Упражнение состоит из двух частей. Первая часть: скрестите лодыжки ног. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к груди (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к груди). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе.

Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудью. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе.

4. Зеркальное рисование

Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование.

 Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.

5. Игры с сенсорной коробкой дают эффективное усвоение информации и способность воспроизвести её в нужный момент.

 1.Пересыпание

Самое простое занятие. Покажите детям, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приспособлений или просто руками.

2. Просеивание

Эта игра может стать логическим продолжением предыдущей, если вы играете с несколькими видами круп. Обзаведитесь удобными для детской руки ситечками с «разнокалиберными» ячейками для того, чтобы просеивать 3-4 вида сыпучих материалов.

3. Сортировка. Предложите детям задание на сортировку. Не забывайте про игровой контекст. Например, покормить курочку фасолью, а горошек отложить для маленького цыпленка, которому никак не проглотить большую фасоль. Следить за тем, чтоб дети использовали обе руки поочередно.

4. Поиски клада.

 В контейнер насыпается любая крупа и кладется несколько мелких предметов (маленькие мячики, детали деревянных пазлов, крупные бусины и т.д.). Дети поочередно каждой рукой достают предметы.

СЛАЙД 9

Также для развития межполушарных связей мы используем дополнительное оборудование: доски-балансиры с лабиринтами, нейроскакалки с подвесками, межполушарные доски, массажные коврики.

Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходят в игровой форме (форме путешествия и квест-игры). Они строятся на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому, с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех дошкольников.

В первой части занятия проходит нейродинамическая гимнастика или кинезиологические упражнения.

Во второй части – физкультминутка, упражнения на развитие памяти (эйдетика).

В третьей части упражнения, в которых развивается способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

И в четвертой части – рефлексия.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.

Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

СЛАЙД 10

Упражнения, входящие во второй блок (интеллект), я также разделила на несколько групп:

1 группа - Занимательная математика.

Игры и упражнения на закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках, нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – щенок).

СЛАЙД 11

2 группа - Развивающие игры.

Игры и упражнения, направленные на работу с пазлами различной сложности, блоками Дьенеша, выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур и т. д.

СЛАЙД 12

3 группа - Логические задачи, лабиринты, головоломки.

Игры и упражнения с магическими квадратами, составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы», исключение четвертого лишнего, дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).

СЛАЙД 13

 4 группа - Игры на восприятие запахов являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы.

В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к запахам. Эта обонятельная способность развивается, когда ребенок воспринимает и знакомится с запахами, которые нас окружают. Лото запахов тренирует память и открывает широкие возможности для обучения ребенка.

Игры и упражнения с тактильными карточками.

Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения.

Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его свойства. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения.

СЛАЙД 14

Упражнения с флэш-картами. 

Правое полушарие мозга, как библиотека, которую можно использовать для хранения информации, чтобы использовать ее в будущем. 

Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей рекомендовал использование флеш-карт для ускоренного обучения детей.

Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью. Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи.

Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда взрослый или ребенок проговаривает название изображения — левое.

Для работы с флеш-карточкой ее необходимо расположить чуть выше глаз ребенка, на расстоянии вытянутой руки. Менять карточку надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп. На занятиях в карточки меняются примерно с интервалом в 1 секунду. Быстрая демонстрация карточек очень важна, так, как только при условии большой скорости происходит активизация деятельности правого полушария головного мозга.

Стараться повторять занятие 2—3 раза в день, используя одновременно несколько тем для показа слов.

А сейчас мы более подробно остановимся на кинезиологических упражнениях.

Заключение

Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия для развития межполушарного взаимодействия в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике.

В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.

Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Статья "Роль межполушарного развития в процессе становления личности ребенка"

Постоянно увеличивающийся объём информации и темп жизни привели нас к тому, что иногда мы (воспитатели, учителя) просто разводим руками. Мы не знаем, какие методы ещё применить, чтобы научить ребёнка....

Межполушарное развитие и речь ребенка

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма....

Межполушарное развитие и речь ребенка

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, а далее чтения и письма.Единство мозга складывается из деятельности двух полу...

Буклет "Межполушарное развитие"

Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга....

Сообщение: "Межполушарное развитие. Использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей."

 Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют специальными упражнениями воздействовать на мозговые структуры. Это помогает создавать нейронные связ...