Использование конструктора «ТИКО», как метод инновационного подхода в организации воспитательной деятельности в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа)

Мельготченко Елена Васильевна

Использование конструктора ТИКО, как ииновационный метод организации воспитательной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_konstruktora_tiko.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование конструктора «ТИКО», как метод инновационного подхода в организации воспитательной деятельности  в детском саду

Расскажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Дай мне сделать - и я пойму.

Конфуций

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Работая с конструктором, малыши развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию.  Интеграция конструирования с занятием по математике или обучению грамоте развивает интеллект и личность детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру и с большим удовольствием погружаются в нее.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Именно поэтому для наиболее полного и всестороннего развития младших дошкольников мы используем программу, цель которой - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков  пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования  позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает  интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов ДО и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

Увлеченные процессом конструирования, дети не замечают, как в игровой форме происходит познание окружающего мира; приобретают уверенность в себе, развивают речь, укрепляют психическое здоровье. Дошкольники с удовольствием фантазируют, придумывают ТИКО-конструкции и трансформируют их.   Дети видят конечный результат своей деятельности в виде готовых ТИКО-конструкций, и это возвышает их в собственных глазах и вызывает желание совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Кроме того, дошкольники создают  тематические конструкции, которые можно объединить в эффектную масштабную выставку, на которой приветствуются  индивидуальные работы детей и работы, созданные совместно с педагогом или родителями.

Такой подход развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует концентрации внимания, так как это заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, следовать устным инструкциям. Стимулируется  развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления.

Кроме занятий в рамках кружка, конструктор можно использовать в любом виде деятельности.

Например, в процессе освоения математических знаний: благодаря ТИКО дети очень легко и быстро запоминают геометрические фигуры (например, как раздаточный материал),  счет (углы, стороны, количество деталей), ориентируются в пространстве, сравнивают по длине (дорожки), высоте (домики, елочки) и т.д.

Немаловажна и работа со схемами – дети  достаточно быстро осваивают принцип работы по ним,  что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.

В свободной деятельности, развивая воображение, дети сами достраивают готовые фигуры, а также придумывают и мастерят свои конструкции на различную тематику.

        Для развития речи: итогом прочитанного произведения может стать собранная фигура героя, которому затем каждый может «подарить» нужные слова, рассказать свою сказку, описать свою игрушку. ТИКО кроме того позволяет обыграть любое художественное произведение. Можно построить самих персонажей и использовать их для театрализации, или создать атрибуты для превращения в этих персонажей - корону, шлем,  золотой ключик и многое другое.

Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает. По дорожкам едут машины и идут зверята, замки и дома заселяются жителями, у кукол появляется новая мебель. ТИКО–поделки никогда не пылятся в углу, они живут полной жизнью в руках детей,  используются для сюжетно-ролевых игр, создания игровых ситуаций, театрализации.

Не обойтись без этого конструктора и при формировании навыков сотрудничества: при затруднении дети учатся обращаться за помощью к взрослому, а чаще всего – предлагают свою помощь друг другу сами.  

Приготовить все для работы, а затем убрать на место – хороший способ воспитания трудолюбия!

И родители не остаются в стороне: в выходные дни они вместе с детьми разрабатывают детали конструктора, сооружают собственные постройки, создают необыкновенные фигуры.

Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

Использование конструктора «ТИКО»- это первая ступенька для освоения  универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

Список использованной литературы:

1.«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.

2. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н.М.Карпова, И.В.Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

4. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:

Справочное пособие. Шайдурова Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2008

5. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы

(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к организации ПРС в детском саду

В данной публикации описаны инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды детского сада....

Инновационные подходы к организации воспитательного и образовательного процесса.

Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационн...

Использование инновационных подходов при организации двигательной деятельности в ДОУ

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою...

Инновационные подходы к организации воспитательных и образовательных процессов

В данной презентации рассматриваются инновационные подходы к воспитательной деятельности в среднем общеобразовательном учреждении. Главной целью реализации инновационных подходов является, формировани...

Инновационные подходы к организации воспитательно образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОО. Одним из показателей профессиона...

КПК "Инновационные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

КПК "Инновационные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"...

Использование инновационных подходов при организации двигательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Использование инновационных подходов при организациидвигательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...